Торговля результатами интеллектуальной деятельности
Основные формы передачи технологий делятся по своему экономическому содержанию на коммерческие (возмездные) и некоммерческие (безвозмездные).
К некоммерческим формам передачи технологии относят научно-технические публикации (доклады, конференции, каталоги, выставки); обмен результатами исследований посредством личных контактов и посещений научно-исследовательских учреждений и промышленных предприятий (стажировки, командировки и др.); обмен производственно-техническими достижениями и опытом по долгосрочным программам.
К коммерческим формам передачи технологии относят передачу технологии по лицензионным договорам, путем продажи оборудования и материалов (или передачу в аренду), оказания услуги типа инжиниринг, через учреждение совместных фирм (предприятий) и т.п.
Основной формой передачи технологии являются лицензионные соглашения. Они предусматривают передачу на определенный срок прав, вытекающих из интеллектуальной деятельности в области науки и техники. Их можно классифицировать по следующим признакам.
1. По степени автономности — лицензии самостоятельные и зависимые — сублицензии.
Сублицензию предоставляет лицензиат, являющийся владельцем полной или исключительной лицензии, на основании прав, предоставленных ему в соответствии с лицензионным договором.
2. По виду объектов промышленной собственности, права на которые передаются, — изобретения и полезные модели, промышленные образцы, "ноу-хау", товарные знаки или фирменные наименования (франчайзинг).'
3. По способам охраны объектов промышленной собственности:
патентные — лицензии на использование технических решений, защищенных патентами или другими аналогичными охранными документами;
беспатентные — лицензии, предметом которых являются разработки (технологии), не имеющие правовой защиты (например, "ноу-хау");
смешанные — передача "ноу-хау" и прав, охраняемых патентами. Часто приобретение "ноу-хау" осуществляется при заключении лицензионных договоров вместе с патентными или авторскими правами.
4. По праву лицензиара использовать усовершенствования объекта лицензии, осуществленные лицензиатом. Некоторые лицензии предоставляют лицензиару право использовать усовершенствования объекта лицензии, осуществленные лицензиатом (возвратные лицензии), другие лицензии такого права лицензиару не дают.
К безлицензионным формам относят передачу технологии посредством:
· поставки оборудования и материалов. Являясь традиционными формами торговли, они способствуют расширению технологического обмена. Практически каждый контракт по экспорту и импорту станочного оборудования включает раздел по передаче технологии (монтаж, наладка и т.п.).
· предоставления услуг типа инжиниринг. Термин "инжиниринг" в российской экономической литературе определяется как совокупность работ прикладного характера, включающих предпроектные технико-экономические исследования и обоснования оптимальности планируемых капиталовложений, необходимую лабораторную доработку технологии, проектную промышленную проработку от эскизного варианта до детального проекта с выдачей спецификаций компонентов или оборудования, соответствующих требованиям заказчика, а также последующие услуги или консультации..."
· создания совместных фирм (предприятий). При этом вклад одной из сторон осуществляется в форме передачи научно-технических знаний и иногда своей репутации путем предоставления права использовать в совместной деятельности хорошо известное фирменное наименование. В последнем случае можно говорить о франшизе или дистрибьюторстве товаров и услуг. Франшиза и дистрибьюторство — это деловые соглашения, по которым одна сторона предоставляет свою репутацию, обеспечивает техническую информацию и проводит экспертизу, а другая вкладывает капитал в целях продажи товаров или оказания услуг непосредственно потребителю.
· передачи оборудования в аренду, которая в зависимости от сроков действия договоров подразделяется на рейтинг (до одного года), хайринг (от одного года до двух-трех лет) и лизинг (свыше трех лет).
Современную международную торговлю технологиями характеризуют следующие новые тенденции:
1. Обмен технологиями все чаще рассматривается как равноправная часть деловой стратегии предприятий, скоординированная с другими ключевыми направлениями предпринимательской деятельности (экспорт, совместные предприятия, кооперация и др.).
2. Корпорации все больше стремятся ограничить доступ к своим технологиям "чужих" фирм и увеличить объемы их продаж дочерним предприятиям.
3. Все чаще соглашения о передаче технологий включают комплексное предоставление услуг, включающих выполнение работ типа инжиниринг, передачу патентных прав, "ноу-хау", конструкторской и технологической документации, поставку специального оборудования, комплектующих изделий и материалов, оказание технической помощи в монтаже, пуске и наладке оборудования, обучение специалистов и т.д.
4. Темпы роста торговли технологиями опережают темпы роста торговли другими товарами. В настоящее время суммарный объем торговли технологиями в мире оценивается как находящийся в диапазоне от 20 до 50 млрд. долл. Ежегодные темпы роста продаж составляют более 10%. Причина столь бурного развития рынка технологий заключается в исключительно высокой рентабельности торговли таким товаром.
5. Все чаще на основе лицензионных соглашений возникают и развиваются кооперационные отношения между предприятиями.
6. Рост конкуренции на рынке технологий приводит к совершенствованию маркетинговой деятельности фирм, действующих на этом рынке. При этом особое внимание уделяется: оценке портфеля лицензий фирмы; подготовке лицензионного объекта к продаже; патентованию или усилению патентной охраны объектов лицензий; переговорам и оформлению лицензионных соглашений; выполнению лицензионных соглашений.
7. В последние годы все чаще в практике экономического сотрудничества формула
Оборудование + Услуги + Технологические знания
постепенно заменяется обратной формулой:
Знания + Услуги + Оборудование.
Таким образом, оборудование, материалы и т.п. становятся товаром, сопутствующим поставкам знаний и услуг.
8. Все большая ориентация научно-технической политики предприятий не на применение новых технологий, а на своевременность их применения делает закупку технологий более выгодной операцией, чем продажа.
ТЕМА 7. Подготовка и организация международных торговых сделок.