Изучение финансовой отчетности компании
Существует большое количество показателей оперативной и финансовой отчетности фирмы, с помощью которых дается оценка результатов деятельности. Основными формами отчетности фирмы, используемым для анализа, являются баланс, счет прибылей и убытков, счет поступлений и расходования средств.
Баланс — это документ, отражающий в стоимостном выражении активы фирмы и источники их формирования по состоянию на определенную дату, обычно на конец квартала или года.
Счет прибылей и убытков отражает результаты хозяйственной деятельности фирмы за отчетный период и наряду с балансом является важнейшей и обязательной формой финансовой отчетности акционерных обществ.
Счет поступлений и расходования средств позволяет определить объем самофинансирования и финансирования за счет заемных средств, текущих капиталовложений и других затрат.
Используемые в процессе анализа показатели можно подразделить абсолютные и относительные. К абсолютным относятся различные данные, характеризующие масштаб операций фирмы, ее производственные мощности, результаты производственной и сбытовой деятельности и т. В большинстве своем эти данные берутся из ее финансовой и оперативной отчетности.
Относительные показатели представляют собой различные коэффициенты или отношения, рассчитываемые путем соотнесения абсолютных показателей друг с другом. Анализ относительных показателей основывается на том, что в практике коммерческих фирм складываются определенные соотношения показателей (например, отдельных статей баланса) в зависимости от сферы деятельности фирм или отрасли производства, что очень удобно для проведения различных сопоставлений.
Всю совокупность абсолютных и относительных показателей можно объединить в следующие группы.
1. Показатели экономического потенциала фирмы. Кчислу показателей, характеризующих экономический потенциал фирмы, относятся: сведения об активах, объемах продаж, о чистой или валовой прибыли, об основном капитале, оборотном капитале, о капиталовложениях, собственном и заемном капитале, капитализированной прибыли, производственных мощностях, научно-исследовательской базе и расходах на НИОКР, информация об общем числе занятых и др.
Каждый из перечисленных показателей включает в себя более детальные абсолютные показатели (чаще всего статьи баланса).
Для характеристики масштаба операций фирмы используются такие показатели, как объем продаж, величина активов, собственного капитала, число занятых. Все эти показатели сами по себе мало о чем говорят, но в сравнении с аналогичными показателями других фирм данной отрасли или страны они позволяют составить представление о ее солидности или масштабах операций.
2. Показатели эффективности деятельности фирмы. К их числу относится целый ряд абсолютных и относительных показателей, важнейшим из которых считается размер прибыли. Именно прибыль является конечной целью и основным критерием деятельности любой коммерческой фирмы. Размер прибыли в абсолютном выражении кладется в основу исчисления целого ряда относительных показателей рентабельности.
Рентабельность продаж (profit margin) определяется по формуле:
где Рпрод — рентабельность продаж;
Прб — прибыль за отчетный период (год);
Прд — объем продаж за отчетный период (год).
В числителе может быть взята как валовая прибыль, так и чистая. Если полученное отношение будет равно, например, 10%, то это означает, что на каждый доллар реализованной продукции приходится 10 центов прибыли. Рост отношения может означать либо повышение цен при неизменных издержках производства, либо снижение последних при сохранении прежних цен. Уменьшение может быть вызвано как снижением цен, которое не сопровождается сокращением издержек, так и повышением себестоимости, не сопровождаемым повышением цен. В любом случае уменьшение этого показателя означает падение спроса на продукцию фирмы и, как следствие, снижение рентабельности ее операций.
Рентабельность активов (total assets return) определяется по формуле:
где Ракт - рентабельность активов;
Прб — прибыль (чистая) за отчетный период;
Акт — активы (итог баланса) за конец отчетного периода.
Уровень рентабельности показывает обычно уровень дивидендов, выплачиваемых на акции. Он служит основным критерием при оценке котировки акций фирмы на фондовой бирже.
Данный показатель отражает эффективность использования всего имущества фирмы (основного и оборотного капитала) или всего инвестированного капитала. Низкий уровень его по сравнению с аналогичным показателем у других фирм свидетельствует о переложении капитала в активы или о низком спросе на продукцию фирмы.
Рентабельность основного капитала (fixed assets return) определяется по формуле:
где Рокл — рентабельность основного капитала;
Прб — прибыль (чистая) за отчетный период;
Окл — основной капитал за вычетом амортизации на конец отчетного периода.
Чем выше значение этого показателя, тем эффективнее используются основные средства фирмы. Его рост при снижении рентабельности активов в целом будет означать чрезмерное увеличение оборотных средств (либо происходит затоваренность готовой продукцией, либо образовались излишние материально-производственные запасы, либо возросла дебиторская задолженность или наличность). Выяснение причин; такого положения требует дополнительного анализа динамики структуры оборотных средств.
Рентабельность собственного капитала (return on equity) широко используется в зарубежных экономических публикациях. Он отражает эффективность использования капитала, инвестированного в фирму за счет собственных источников финансирования. Его изменение обычно оказывает влияние на уровень котировки акций на фондовых биржах.
где Рскл — рентабельность собственного капитала;
Прб — прибыль (чистая) за отчетный период;
Скл — собственный капитал (балансов стоимость на конец отчетного периода).
В зарубежной практике часто используется показатель средней нормы рентабельности (rate of return) фирмы за определенный период. Расчет осуществляется следующим образом:
где Рср — средняя норма рентабельности;
Прб — прибыль (чистая) за соответствующий год рассчитываемого периода;
Акт — балансов стоимость активов за вычетом амортизации на конец каждого год рассматриваемого периода;
п — число лет.
К группе важных показателей относится и объем продаж. Он свидетельствует не только о масштабах деятельности фирмы, но и о темпах ее роста, а также является базовым для вычисления ряда относительных показателей эффективности. Среди них можно выделить следующие.
Коэффициент капиталоотдачи (sales to total assets ratio) - отношение объема продаж к активам и отношение объема продаж к основному капиталу(sales to fixed assets ratio) характеризуют эффективность использования всех средств, имеющихся в распоряжении фирмы, в первом случае и средств, вложенных в основной капитал, — во втором. Рост этих показателей отражает либо повышение эффективности операций, либо инфляционный рост цен, что может сочетаться со снижением рентабельности использования основного капитала и активов в целом.
Коэффициент капиталоотдачи дает представление о деятельности фирмы как товаропроизводителя, отражает экономическую эффективность ее деятельности с точки зрения производителя.
Отношение объема продаж к оборотным активам (sales to current assets ratio) дополняет эти два показателя. Иногда этот показатель называют коэффициентом оборачиваемости оборотных активов. Он показывает, сколько оборотов сделал оборотный капитал в течение года. Чем выше число оборотов, тем активнее коммерческая деятельность фирмы, тем меньше средств требуется ей для ведения текущих операций.
Отношение объема продаж к материально-производственным запасам (sales to inventory ratio), называемое коэффициентом оборачиваемости материально-производственных запасов, отражает число оборотов последних в течение года. Снижение этого показателя свидетельствует о затоваренности готовой продукцией, следовательно, о том, что фирма начинает испытывать трудности со сбытом. Это может также свидетельствовать об увеличении запасов сырья и материалов в связи с ожидаемым ростом цен на них.
Показатель уровня организации производства, его автоматизации и производительности — отношение объема продаж к общему числу занятых (sales to number of employees), или выработка в расчете на одного занятого. С помощью этого показателя можно сравнить уровень организации и автоматизации производства отдельных подразделений компании с уровнем других фирм данной отрасли в различных странах.
3. Показатели конкурентоспособности фирмы.Здесь имеются в виду возможности фирмы предложить товар, отвечающий требованиям покупателя, т.е. определенного качества, в нужном количестве, в необходимые сроки и на более выгодных условиях поставки, чем конкуренты.
О конкурентоспособности можно судить и по таким экономическим показателям, содержащимся в финансовой отчетности фирм:
• как динамика продаж в стоимостном и количественном выражении. Если стоимость реализованной продукции растет быстрее, чем ее физический объем, значит, спрос на нее повышается (при этом необходимо учитывать фактор инфляционного роста цен). Если картина обратная, следовательно, продукция перестает пользоваться спросом и фирма вынуждена снижать цены на нее;
• отношение прибыли к объему продаж (profit to sales). При увеличении этого показателя конкурентоспособность продукции растет;
• отношение объема продаж к стоимости материально-производственных запасов (sales to inventories). Этот показатель называется коэффициентом спроса, так как характеризует спрос на изделия фирмы. Уменьшение этого показателя свидетельствует о замедлении оборачиваемости запасов: это либо снижение спроса на готовую продукцию, либо увеличение запасов сырья. Для уточнения рассчитывают долю стоимости нереализованной продукции в материально-производственных запасах (finished goods to inventories). Если она увеличивается, следовательно, происходит затоваренность готовой продукцией в связи со снижением спроса;
• отношение объема продаж к стоимости нереализованной продукции (sales to finished goods). Данный показатель дополняет два предыдущих и в случае уменьшении означает снижение спроса или перепроизводство продукции;
• отношение объема продаж к сумме дебиторской задолженности (sales to receivables) отражает объем коммерческого кредита, предоставляемого фирмой клиентам. Обычно чем выше спрос, тем меньше объем кредита. Уменьшение этого показателя говорит о сокращении продаж в кредит. Увеличение темпа роста объема кредита свидетельствует, что фирма вынуждена предоставлять более льготные условия продажи своей продукции;
• загрузка производственных мощностей. Как только фирма начинает испытывать трудности со сбытом готовой продукции, сразу же снижается загрузка производственных мощностей;
• портфель заказов, если он значителен, характеризует высокий уровень спроса на продукцию фирмы;
• объем и направление капиталовложений. Обычно фирма вкладывает капиталы в производство наиболее перспективных с ее точки зрения товаров. Если она прекращает вложение капиталов в данное производство, значит, не видит для себя перспектив получения в будущем достаточно высокой нормы прибыли, что может свидетельствовать о снижении конкурентоспособности данной продукции.
4. Показатели финансового положения фирмы. Финансовое положение фирмы определяется:
Платежеспособность - степень финансовой независимости от внешних источников финансирования своей деятельности, способность в необходимые сроки погашать свои финансовые обязательства.
Кредитоспособность - возможность предоставления кредитов клиентам.
Финансовую деятельность характеризуют следующие показатели.
Коэффициент финансовой независимости фирмы — отношение собственного капитала к итогу баланса (stockholders’ equity to total assets) — отражает финансовую независимость фирмы от внешних источников финансирования. Чем выше это отношение, тем лучше ее финансовое положение. Считается, что общая сумма задолженности не должна превышать сумму собственного капитала. Следовательно, если это отношение составляет более 50%, можно полагать, что финансирование деятельности фирмы за счет заемного капитала осуществляется в допустимых пределах.
Отношение всей задолженности к собственному капиталу (total debt to stockholders’ equity), как и предыдущий показатель, отражает соотношение внешних и собственных и источников финансирования, при этом задолженность не должна превышать собственный капитал. Однако поскольку некоторые виды краткосрочной задолженности представляют собой своего рода бесплатный кредит (задолженность по заработной плате, по налогам и некоторые другие), то для уточнения положения необходимо проанализировать структуру.
Отношение собственного капитала к реальному основному капиталу (stockholders’ equity to fixed assets) показывает, в какой степени инвестирование капитала в основные фонды осуществляется за счет внутренних источников финансирования. Если это отношение меньше 1, то часть основных фондов финансируется за счет заемного капитала, что влечет за собой увеличение расходов в форме уплаты процентов. Если размер выплачиваемого процента выше средней нормы прибыли, получаемой фирмой на вложенный капитал, значит, она работает в убыток.
Отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу (long-terms debt to stockholders’ equity). Финансирование деятельности компании за счет долгосрочных кредитов, особенно в форме облигационных займов, выгодно для нее, если ее норма прибыли выше размера выплачиваемых процентов. Долгосрочный кредит позволяет значительно расширить масштабы операций фирмы и получить большую массу прибыли. Однако положение считается ненормальным, если долгосрочная задолженность превышает собственный капитал.
Кроме того, считается, что ее размер не должен быть выше величины собственного оборотного капитала (разницы между оборотными активами и краткосрочной задолженностью). Если имеет место обратная картина, это значит, что фирма использует часть долгосрочных кредитов на финансирование текущих операций, следовательно, увеличиваются и ее расходы, поскольку выплачиваемый процент по долгосрочным кредитам, как правило, выше, чем по краткосрочным.
Поступление собственных средств от операций (амортизационных отчислений и чистой прибыли) в отчетном периоде (cash flow) показывает объем самофинансирования текущей деятельности фирмы.
Коэффициент самофинансирования текущих капиталовложений (cash flow to capital expenditures) показывает, в какой мере вложения в основной капитал в отчетном году осуществлялись за счет средств, поступивших от операций.
Коэффициент покрытия (current ratio), или отношение оборотных активов к краткосрочной задолженности, — один из основных показателей платежеспособности фирмы. Он говорит о том, в какой мере краткосрочная задолженность фирмы покрывается ее оборотными активами. Считается, что он не должен быть меньше 1. Однако поскольку ликвидность отдельных категорий оборотных активов неодинакова, т.е. не все элементы оборотного капитала могут быть немедленно использованы в качестве платежных средств для погашения задолженности, рассчитывают дополнительные показатели, характеризующие платежеспособность фирмы.
Коэффициент ликвидности оборотных активов (cost and marketable securities to current assets) показывает долю наличности и быстро реализуемых ценных бумаг в оборотных активах. Чем выше этот коэффициент, тем выше ликвидность оборотного капитала и платежеспособность фирмы.
При расчете коэффициента покрытия краткосрочной задолженности ликвидными средствами (liqued assets to current liabilities) в категорию ликвидных средств, наряду с наличностью и быстро реализуемыми ценными бумагами, включается и дебиторская задолженность. Уменьшение этого показателя означает понижение платежеспособности фирмы. Уровень платежеспособности фирмы считается высоким, если вся ее задолженность покрывается более менее ликвидными активами, т.е. оборотными активами – отношение оборотных активов ко всему заемному капиталу (current assets to total).
Выбор тех или иных показателей, характеризующих фирму, зависит от целей, которые ставит перед собой организация при выборе иностранного партнера. В любом случае наиболее важными факторами которыми необходимо руководствоваться, являются репутация фирмы и ее продукции, надежное финансовое положение и платежеспособность, достаточный производственный и научно-технический потенциал.
Успех внешнеторговой деятельности предприятия во многом зависит от выбора контрагента, его надежности. Поэтому в процессе подготовки и осуществления внешнеторговых операций с контрагентами внешнего рынка необходимо детально изучить потенциальный круг партнеров. При этом следует учитывать, что выбор контрагента является одним из элементов коммерческой операции и зависит от основных двух факторов. Это:
• характер внешнеторговой сделки (экспортная или импортная);
• предмет сделки (товары народного потребления, машины, технологическое оборудование и т.д.).
В связи с этим коммерческую работу, обусловливающую организацию внешнеторговой деятельности на предприятиях, целесообразно осуществлять в зависимости от характера международной торговой сделки по двум направлениям:
• выбор контрагентов для осуществления импортных операций;
• выбор контрагентов для осуществления экспортных операций.
Выбор партнеров на внешнем рынке для реализации импортной сделки должен включать следующие элементы:
• анализ потребностей предприятия и составление спецификации на необходимые товары. Спецификация должна включать ассортимент товара, его количество, качество и цену;
• изучение внешнего товарного рынка и определение возможности удовлетворения на них выявленной потребности на конкретные виды продукции в материально-вещественной форме;
• составление списка возможных иностранных поставщиков по каждому виду товара;
• установление контактов с потенциальными поставщиками;
• оценка потенциальных поставщиков;
• определение числа контрагентов, которое должно участвовать в выполнении заказа по каждому виду товара. Как правило, оно должно зависеть от группы товара, ассортимента и конъюнктуры рынка.
При реализации экспортной сделки:
- анализ продукции предприятия, ее конкурентоспособности;
- анализ конъюнктуры внешнего рынка (изучение потребительского спроса и конкуренции);
- разработка стратегии маркетинга и осуществление маркетинговой программы
- установление контактов с потенциальными покупателями;
- оценка потенциальных покупателей;
- оценка возможностей предприятия по удовлетворению требований покупателей.
Эти вопросы решает внешнеторговая служба хозяйствующего субъекта, используя для этого имеющуюся информационную базу по каждому потенциальному партнеру внешнего товарного рынка.
III.Подготовка коммерческих предложений и запросов для иностранного партнера.
Стороны во внешнеторговой сделке могут вступать друг с другом в контакт различными способами. Однако наиболее общепринятым является следующий порядок взаимодействия партнеров:
• предварительное изложение предложений и пожеланий, которое осуществляется обычно в письменной форме;
• уточнение и согласование отдельных позиций сделки, что может осуществляться более быстрым способом связи, в частности с использованием телефона;
• окончательное урегулирование всех условий сделки в процессе личной встречи сторон.
Каждый из этих этапов фактически представляет собой переговоры особого рода: переговоры по переписке, переговоры по телефону и личные переговоры. Для каждого из этих способов переговоров существуют общепринятые правила и особенности. В принципе в зависимости от ситуации партнеры могут провести переговоры от начала до конца, используя только один из вышеназванных способов, современные способы связи и коммуникации вполне позволяют.
Переговоры могут быть начаты как продавцом, так и покупателем тем рассылки соответствующих коммерческих документов.