По экономическому содержанию
Финансовая система состоит из финансовых институтов (организации и учреждения, регулирующие финансовые отношения) и финансовых инструментов, посредством которых осуществляется движение денежных средств (инвестиции, дивиденды, налоги, процентные ставки, ценные бумаги, дотации, субсидии, субвенции, тарифы, опционы, фьючерсы и т.п.).
Соотношение банковского кредита и ценных бумаг как источников финансирования предприятий сильно отличается в разных странах. Поэтому в зависимости от того, в какой мере предприятия опираются на тот или иной источник, финансовые системы в экономической литературе делятся на основанные на банках (например, Германия, Япония, Италия) и основанные на рынке ценных бумаг (США, Великобритания).
Есть и свои, национальные особенности финансовых систем различных стран. Так, американская система государственных финансов характеризуется высоким уровнем децентрализации (федерация и штаты самостоятельно составляют и утверждают свой бюджет, разрабатывают и проводят налоговую политику, управляют долгом) и наличием большого количества различных специальных фондов. В США действуют два крупных фонда в области науки и технологий: национальный научный фонд и научный фонд бюро стандартов.
Средства национального научного фонда формируются за счет поступлений из федерального бюджета, отчислений от прибыли промышленных предприятий, взносов университетов и колледжей.
Средства расходуются на финансирование программ в области фундаментальных исследований, на премии ученым, строительство научных центров.
Научный фонд бюро стандартов предоставляет средства компаниям, проводящим эксперименты, и доводит научные исследования до их производственного использования.
В оборонной сфере существует военно-политический фонд. За счет этого фонда, находящегося в распоряжении президента США, финансируются секретные крупномасштабные научно-технические проекты.
В социальной сфере функционируют три общенациональных фонда: фонд страхования по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся. Эти фонды образуются за счет доходов от государственной собственности, взносов работников и работодателей.
Особенностью финансовой системы Германии является большое количество внебюджетных фондов, находящихся в распоряжении федерального правительства. Среди них такие фонды, как: Фонд немецкого единства, образованный в 1990 г. в целях оказания помощи восточным землям, вошедшим в состав объединенной Германии; Компенсационный фонд, учрежденный в 1991 г. и предназначенный для выплаты собственникам возмещения ущерба имуществу, которое было утрачено по не зависящим от них причинам в период 1933 — 1989 гг.; Фонд федеральных железных дорог; Фонд выравнивания бремени войны, созданный в 1952 г. для оказания помощи населению, пострадавшему от войны (компенсацию из этого фонда в конце 1990-х годов получили граждане бывших республик СССР, принудительно вывезенные во время Второй мировой войны для работы в Германию).
В Великобритании государственный бюджет состоит из двух частей: консолидированного фонда (финансирование экономики) и национального фонда займов (предназначен для обслуживания государственного долга), управление которыми осуществляется раздельно.
Финансовая система Франции отличается невысоким уровнем самостоятельности местных бюджетов, которые 40% своих доходов получают из бюджета центрального правительства. Государственный бюджет не утверждается законодательной властью, а ежегодно составляется как вспомогательный документ, объединяющий общий бюджет, счета казначейства и присоединенные бюджеты. Специальные счета казначейства открываются государственным организациям, не пользующимся правами юридических лиц и финансовой автономией. Присоединенные бюджеты имеют организации, пользующиеся финансовой автономией (бюджеты почты, телеграфа, телефона, службы сельскохозяйственных социальных пособий).
К особенностям финансовой системы России можно отнести большое количество различных финансовых фондов — как бюджетных, так и внебюджетных. Так, в составе федерального бюджета присутствуют: резервные фонды президента (1% от расходов бюджета) и правительства (3% от расходов бюджета); фонды бюджетного регулирования, предназначенные для уменьшения разрыва в уровнях социально-экономического развития регионов страны; целевые бюджетные фонды (дорожный фонд, средства которого предназначены на ремонт и строительство автодорог; фонд Росатома, из которого финансируются мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования объектов атомной энергетики). Внебюджетные фонды представлены государственными внебюджетными фондами социальной направленности (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования — ФОМС, Фонд социального страхования — ФСС), экономическими внебюджетными фондами (отраслевые и межотраслевые фонды научных исследований и разработок — фонды НИОКР; паевые инвестиционные фонды — ПИФы; фонды поддержки фундаментальной науки — Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский фонд гуманитарных исследований (РФГИ); фонды поддержки малого бизнеса) и негосударственными социальными внебюджетными фондами (негосударственные пенсионные фонды (НПФ); благотворительные фонды; социально-инвестиционные фонды).
Еще одной особенностью финансовой системы России является значительная централизация налоговых доходов и расходных полномочий в федеральном бюджете.
Говоря о финансовых отношениях, нельзя не сказать о финансовом рынке.
Финансовый рынок — это механизм перераспределения денежных средств от одних экономических субъектов к другим на основе спроса и предложения через специальные институты. Финансовый рынок имеет сложное строение и включает множество более узких специализированных рынков:
- рынок банковских ссуд (средне- и долгосрочное кредитование);
- валютный рынок;
- рынок межбанковского кредита (краткосрочное кредитование) — рынок МБК;
- ломбардный рынок (кредитование под залог ценных бумаг);
- рынок венчурного капитала (кредитование новейших научно-технических проектов);
- рынок ценных бумаг (фондовый рынок);
- учетный рынок (кредитование Центральным банком коммерческих банков);
- рынок страхования (страховой рынок).
Финансовый рынок состоит из двух крупных сегментов — денежного рынка (его основное предназначение — удовлетворение краткосрочных потребностей в денежных средствах) и рынка капиталов (удовлетворяет средне- и долгосрочные потребности в денежных средствах). В свою очередь денежный рынок включает такие сегменты, как валютный рынок, рынок МБК, вексельный рынок, учетный рынок, ломбардный рынок. К рынку капиталов относятся рынок средне- и долгосрочных банковских ссуд, фондовый рынок и рынок венчурного капитала.
Основными элементами конкурентоспособности финансового рынка являются: степень развитости финансовой инфраструктуры; емкость финансового рынка; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков; высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение; позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.