Финансовые отношения и структура финансовой системы
Лекция, отведено 2 часа
1. Финансовые отношения и структура финансовой системы.
2. Государственный бюджет и методы его балансирования.
3. Налоги в рыночной экономике.
4. Фискальная политика государства и ее инструменты.
5. Государственный долг.
Финансовые отношения и структура финансовой системы.
Основными признаками финансов являются:
1. Денежные отношения. Деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов).
2. Наличие двух субъектов, один из которых наделен особыми полномочиями. Таким субъектом выступает государство.
3. В процессе денежных отношений осуществляется формирование или использование общегосударственных фондов денежных средств. Можно сказать, что отличительным признаком финансов является их фондовый характер.
4. Регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
Анализ движения денег показывает, что они способны обособляться от движения товаров и совершать самостоятельное движение. В самом деле, когда у предприятия формируются денежные фонды, например, фонд амортизации, фонд оборотных средств, фонд заработной платы, фонд развития производства и т.д., то это означает, что деньги начинают жить самостоятельной жизнью. Денежные фонды могут быть у различных организаций, учреждений, населения, государства. Подобное обособление денег и делает их финансами.
Финансы - это обособленные от движения товаров денежные средства в различных видах и формах, включая наличные и безналичные деньги, деньги на счетах и вкладах, а также ценные бумаги, обладающие свойством быть денежным эквивалентом.
Финансы — это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы — это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления государством экономических, социальных и политических задач.
Важной особенностью денежных средств, выступающих в роли финансов, является то, что они предстают как денежные ресурсы, то есть как потенциальные платежные средства. Вот почему о финансах говорят как о денежной форме ресурсов производства и потребления. Соответственно, финансирование означает выделение денежных ресурсов на нужды производства или потребления. Иными словами, финансы - это денежные ресурсы, имеющие целевое назначение.
Эти ресурсы могут быть у государства в лице его центральных, региональных и местных органов, у предприятий и организаций, у семей (домохозяйств). Причем они способны перемещаться от одного субъекта к другому, характеризуя финансовые отношения. Финансовые отношения возникают по поводу образования, накопления, распределения и использования свободных денежных средств (денежных ресурсов). Совокупность финансовых отношений образует финансовую систему.
Будучи многогранным, многосторонним понятием,финансы как единый термин аккумулируют в себе по крайней мере три характеризующих их качества или, точнее, проявляют себя в трех разных ипостасях.
Во-первых, под финансами понимают деньги и денежные средства рассматриваемые как один из видов экономических ресурсов, питающих производство и потребление. Соответственно денежную форму ресурсов производства и потребления именуютфинансовыми ресурсами.
Вторая сторона финансов связана с широко распространенным термином«финансирование», понимаемым как обеспечение необходимыми денежными средствами. Третья, определяющая сторона финансов, которая, собственно, и лежит в основе их выделения как самостоятельной и специфической экономической категории, заключена в том, что финансы представляют собойраспределительные отношения.
Распределение стоимости созданного продукта или уже имеющегося национального богатства, осуществляемое в виде разделения на части денежного дохода, денежных средств, происходит и на государственном уровне, и на уровне предприятий и фирм, предпринимательской деятельности, и даже (в некоторых случаях) на уровне домашних хозяйств. При этом возникает целая гаммараспределительных отношений, которые в обобщенном смысле и называют финансами илифинансовыми отношениями
Финансовые отношения представляют собой органическую составную часть экономических отношений, выражающую денежные связи между субъектами экономической системы на различных уровнях.
Ее можно представить в виде следующей весьма упрощенной схемы:
.
Схема показывает основных субъектов финансовых отношений.
Стрелками на схеме показаны финансовые отношения. Видно, что для финансовой системы характерно одностороннее движение денег. Выделяются следующие отношения.
1.Отношения «государство - предприятия» по поводу: - платежей предприятий государству в форме налогов, арендных и рентных платежей, пошлин, процентов за государственные кредиты и т.д.; государственных дотаций, субсидий, субвенций, кредитов и т.д. предприятиям.
2. Отношения «государство - население» по поводу: налогов государству (подоходных, на собственность, на наследство и т.д.), платежей за государственные услуги, социальное и имущественное страхование и т.д.; - социальных выплат, пособий, пенсий, стипендий населению со стороны государства.
3. Отношения «предприятия - население» по поводу: выплат заработной платы, пособий, социальных выплат, страховых сумм, кредитов;
процентных, арендных и рентных платежей, страховых взносов, погашений взятых ранее займов.
4. Отношения «государство - государство» по поводу: перечислений из местных финансовых органов в центральные бюджеты; дотаций, субсидий, субвенции из центрального бюджета в местные.
5. Отношения «предприятия - предприятия» по поводу: платежей по долгам в счет оплаты ранее полученных товаров и услуг; выплат по полученным ссудам, возврат полученных ссуд.
6. Отношения «население - население» по поводу: возврата долгов, предоставления денег в долг, передачи средств по наследству, дарений и т.д.
Указанные денежные потоки большей частью проходят через банки. Поэтому банки предстают как отдельный (четвертый) субъект финансовой системы.
По поводу функций, выполняемых финансами, длительное время идет научная дискуссия.
Сущность финансов как экономической категории проявляется в их функциях. Функция — это проявление сущности в действиях, специфический способ выражения присущих финансам свойств.
Распределительная функция проявляется в том, что посредством финансов происходит распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода как между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, так и всеми членами общества, а также между сферой материального производства и социально-культурной сферой.
Стабилизационная функция состоит в реализации целевых установок экономической политики (полная занятость, стабильность цен, соразмерный экономический рост). Естественно, что решению данных задач государство способствует и другими мерами.
Термин «финансовая система» используется экономической наукой в том случае, когда речь идет о совокупности всех взаимосвязанных финансовых структурных элементов. Классифицируют финансовые системы по-разному. Например, вычленяют в них следующие элементы: совокупность бюджетов всех уровней (федерации, административных единиц, местных органов власти); внебюджетные фонды (социального, имущественного, личного страхования); валютные резервы государства; денежные фонды предприятий и организаций.
Финансовую систему определяют и как взаимосвязь финансов государства, хозяйственных субъектов и населения.
В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и др., финансы органически связаны с функционированием государства. Однако наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финансов.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Например, допустимо вычленение следующих элементов в финансовой системе:
— совокупность бюджетов всех уровней: федерации, административных единиц, местных органов власти. В развитых странах Запада доля федерального бюджета составляет примерно 40—60%, в России — 70%;
— внебюджетные фонды (социального, имущественного, личного страхования);
— валютные резервы государства;
— денежные фонды предприятий и организаций.
Финансовую систему можно определить и как взаимосвязь других элементов:
— государственные финансы,
— финансы хозяйственных субъектов,
— финансы населения.
Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Практическое функционирование финансовой системы предполагает два этапа: составление планов по расходованию и получению доходов; организация движения самих денежных потоков.
Когда финансовая система ориентирована на достижение определенных целей на уровне государства, то речь идет о государственной финансовой политике. Последняя имеет два аспекта: регулирование экономики с помощью доходов и расходов (это направление именуют фискальной политикой); регулирование бюджетных процессов (достижение бюджетного равновесия), что называют бюджетной политикой («бюджетированием»).
Финансовая политика — это совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.
Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, отсюда безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. В условиях переходной экономики финансовая политика неустойчива, но четко вырисовываются следующие моменты.