Анализ прибыли и рентабельности (финансового состояния)
Основными источниками при анализе финансовых результатов предприятия осуществляются на основе информации, представленной в Форме №2 «Отчет о прибылях и убытках».
В процессе анализа прибыли изучается динамика финансового результата по видам деятельности и факторы, на нее повлиявшие. Проанализируем структуру прибыли по доходам от обычных видов деятельности и прочих поступлений.
Таблица 7.1 – Динамика финансовых результатов организации
Показатель | 2012г., тыс.руб. | 2013г., тыс.руб. | 2014г., тыс.руб. | Абсолютное отклонение 2014г. от 2012г., тыс.руб. | Темп роста 2014г. к 2012г., % |
Выручка | -10840 | -0,62 | |||
Себестоимость | -10840 | -0,39 | |||
Валовая прибыль (убыток) | 2,6 | ||||
Коммерческие расходы | 2,6 | ||||
Прибыль (убыток) от продаж | 2,5 | ||||
Проценты к получению | 1,2 | ||||
Проценты к уплате | -180 | 0,5 | |||
Прочие доходы | -3677 | 0,17 | |||
Прочие расходы | 6,3 | ||||
Прибыль (убыток) до налогообложения | -1136 | 0,8 | |||
Налог на прибыль | 4,03 | ||||
Административные штрафы | 4,3 | ||||
Чистая прибыль (убыток) | 1,2 |
Исходя из полученных данных, следует отметить ухудшения положения предприятия в 2014 году.
Об этом свидетельствует снижение показателей: выручка от продаж на 0,62 %, прочие доходы на 0,17%., а также увеличение затрат: прочие расходы на 6,3%, повышение текущего налога на прибыль на 4,03 %. Это связано прежде всего на наш взгляд с активно растущей конкуренцией на рынке по продаже сотовых телефонов.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике в ценообразовании.
Далее рассчитываются следующие показатели рентабельности:
1) Рентабельность продаж =
Rп = х 100%;
Где ,
Rп - рентабельность продаж,
Пп- прибыль от продаж,
В – выручка от реализации
R2012 = х 100%=0,02,
R2013 = х 100%=0,03,
R2014 = х 100%=0,08
2) Рентабельность продукции =
ROM = *100 %
Где,
ROM – рентабельность продукции
ЧП –чистая прибыль,
С - себестоимость
R2012 = х 100%=0,004,
R2013 = х 100%=0,001,
R2014 = х 100%=0,01
3) Рентабельность активов =
ROA = х 100%
Где,
ROA – рентабельность активов
ЧП- чистая прибыль
А- активы
R2012 = х 100%=0,004,
R2013 = х 100%=0,03,
R2014 = х 100%=0,01
4) Рентабельность собственного капитала =
ROЕ = х 100%
Где,
ROE - рентабельность собственного капитала
ЧП- чистая прибыль
СК- собственный капитал
R2012 = х 100%=0,17,
R2013 = х 100%=0,46,
R2014 = х 100%=0,11
Таблица 7.2 – Динамика показателей рентабельности в ЗАО «Связной в динамике » с 2012-2014 гг.
Показатель | 2012г. | 2013г. | 2014г. | Абсолютное отклонение 2014г. от 2012г. | Темп роста 2014г. к 2012г., % |
Рентабельность продаж,% | 0,02 | 0,03 | 0,08 | 0,06 | 1,6 |
Рентабельность продукции,% | 0,004 | 0,001 | 0,01 | 0,006 | 6,25 |
Рентабельность активов, % | 0,004 | 0,03 | 0,01 | 0,006 | 0,16 |
Рентабельность собственного капитала,% | 0,17 | 0,46 | 0,11 | -0,06 | 0,41 |
Повышение рентабельности продаж в 2014 году на 1,6 % по отношению к 2012 году свидетельствует о росте эффективности работы производственной сферы ЗАО «Связной». Но с другой стороны повышению рентабельности было достигнута путем повышения цена на реализацию товаров, предоставления услуг.
Рост показателя рентабельности активов на 0,16 % по отношению к 2012 свидетельствует о финансовом благополучии предприятия, однако снижение данного показателя по отношению к 2013 году может свидетельствовать о накоплении излишних активов.
Рентабельность собственного капитала показывает эффективность вложенного в дела капитала.
Снижение рентабельности может быть причиной снижения конкурентоспособности товара, работу и услуг.
Прибыль от продаж характеризует эффективность основной деятельности предприятия, которая включает производство и реализацию продукции. На нее оказывают наибольшее влияние следующие факторы: выручка от реализации, себестоимость произведенной продукции, уровень коммерческих и управленческих расходов.
При расчете влияния выручки от продаж необходимо исходить из того, что сама выручка зависит от количества проданной продукции (физического объема реализации) и цены на единицу продукции. Поэтому важно определить насколько повышение выручки, и соответственно прибыли, вызвано простым ростом цен, и насколько это повышение вызвано изменением физического объема реализации.
В 2014 году индекс роста средних цен на сотовые телефоны, услуги для всех категорий потребителей составил 1,6, то есть цены выросли на 60%"
Выручка от реализации в сопоставимых ценах =
Всопост. ценах = ,
где ,
В1 - выручка от продажи продукции в отчетном периоде
Ip - индекс цен.
Всопост. ценах2012 = =21,9 тыс. руб.
Всопост. ценах2013 = =31,3 тыс. руб
Всопост. ценах2014= =17,3 тыс. руб.
Таким образом, выручка от продажи продукции составила:
∆ВЦ = В1 - Всопост. ценах2012 = 35195 - 21900 = 13295 тыс. руб.
∆ВЦ = В1 - Всопост. ценах 2013= 50111 - 31300 = 18811 тыс. руб.
∆ВЦ = В1 - Всопост. ценах2014 = 27777- 17300 = 10477 тыс. руб.
∆Вкол-во = Всопост. ценах - В0= 31300-35195 = -3895 тыс. руб.
∆Вкол-во = Всопост. ценах - В0 = 17300-50111 = -32811 тыс. руб.
Таким образом, выручка от продажи продукции в 2014 году по сравнению с 2013 снизилась за счет роста снижения цен почти на 32,811 млн рублей, по отношению к 2012 году на 3895 млн. рублей.
Расчет влияния цены на прирост прибыли от продаж определяется по формуле:
∆ПЦ =
Где,
∆ПЦ - изменение прибыли от продаж под влиянием цены;
Rпродаж 0 - рентабельность от продаж;
∆ПЦ2012= =18613 тыс.руб;
∆ПЦ2013= =33859 тыс.руб;
∆ПЦ2014= =30383 тыс.руб.
Полученное значение свидетельствует о том, что прирост цен привел к увеличению суммы прибыли от продаж на 18613 тыс. руб. в 2012 году, на 33859 в 2013 году и на 30383 в 2014 году.
Расчет влияния количества проданной продукции на суммы прибыли от продаж можно рассчитать следующим образом:
∆Пкол-во =
∆Пкол-во2014= =7,01 тыс. руб
Таким образом, увеличение физического объема реализации привело к приросту прибыли на 7,01 тыс. руб. В данном случае прирост качественного фактора (увеличение цен реализации) намного больше прироста количественного фактора (увеличения физического объема).
Расчет влияния фактора себестоимость проданной продукции осуществляется следующим образом:
∆ПС =
Где,
УС1 и УС0 - соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах по отношению к выручке.
∆ПС2013 = =-1904 тыс. руб
∆ПС2014 = =-3583 тыс. руб
При анализе нужно учитывать, что расходы являются факторами обратного влияния по отношению к прибыли.
Снижение удельного веса себестоимости в 2014 году привело к экономии в 2014 году на 3583 тыс. руб. и по отношению к 2012 на 1904 тыс. руб.
Расчет влияния фактора коммерческие расходы.
Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей:
∆ПКР = =
Где,
УКР1 и УКР0 - соответственно уровни коммерческих расходов в отчетном и базисных периодах.
∆ПС2013 = =-510 тыс. руб
∆ПС2014 = =-527 тыс. руб
В 2014 году доля коммерческих расходов по отношению к выручки также снизилась, что позволило предприятию увеличить за счет этого прибыль от продаж на 527 тыс. руб. в 2014 году и соответственно на 510 в 2013 году.
Чистая прибыль за 2014 выросла на 241 тыс. руб. Анализируя полученные результаты, можно отметить то, что наибольшее влияние на прирост прибыли в 2014 году оказало повышение среднего уровня цен почти на 6% . Другим фактором, который оказал наиболее существенное влияние на прибыль, являются коммерческие расходы. Хотя в 2014 году в абсолютном выражении они выросли, но снижение их удельного веса по отношению к выручке позволило сэкономить, и следовательно увеличить прибыль от продаж.
Также к увеличению прибыли привело снижение относительного уровня себестоимости реализованной продукции и управленческих расходов по отношению к выручки.
В 2014 году предприятие работало более эффективно, так основные показатели прибыли заметно возросли. Бухгалтерская прибыль выросла в 20148 году на 1,2%. На ее увеличение оказали влияние несколько факторов.
Во-первых оказал влияние тот факт, что в анализируемом периоде темпы прироста себестоимости и коммерческих расходов были ниже, чем прирост выручки. Хотя в абсолютном выражении они увеличились, но их удельный вес по отношению к выручке от продаж снизился. Следовательно, предприятие смогло сэкономить на удельных постоянных издержках за счет эффекта отдачи от масштаба.
Во –вторых на уровень прибыли заметное влияние оказали прочие доходы и прочие расходы. В 2014 году прочие доходы и прочие расходы заметно возросли. Рентабельность продаж также возросла с на 1,6.
Рентабельность активов незначительно возросла на 0,16% (с. Хотя увеличение является небольшим, это говорит о возросшей эффективности управления активами, так как необходимо учитывать то, что имущество предприятия в 2014 году сильно возросло . То есть при заметном росте активов предприятие смогло добиться увеличения эффекта от его использования.
В ходе исследования были осуществлены следующие действия:
- проведение анализа теоретического материала, освещающего оборотные активы и управление ими;
- осуществление анализа деятельности ЗАО «Связной» с расчетом необходимых коэффициентов;
- выявление проблем в управлении оборотными активами, имеющиеся на ЗАО «Связной» и разработка рекомендаций по их устранению.
При общем анализе финансового состояния предприятия был выявлен факт его неустойчивого финансового положения, о чем свидетельствуют низкие показатели платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности.
Анализ оборотных активов выявил такие проблемы как:
- большой запас товаров и материалов (комплектующих для техники) на складе;
- наличие значительной суммы дебиторской задолженности и тенденция ее увеличения;
- нерациональное распределение фондов денежных средств, находящихся во временно свободном состоянии.
Для преодоления сложившейся ситуации было предложено провести следующие мероприятия:
- осуществить планирование запасов;
- разработать и оценить план мероприятий по ускорению реализации морально устаревающих товаров;
- ввести во всех торговых точках платежный календарь;
- ужесточить мониторинг дебиторской задолженности.