Нахождением в правовом поле, то есть под юристдикцией государства

Понятие и значение отрасли российского финансового права 2010.

Осуществление финансовой деятельностигосударства и муни­ципальных образований требует правовой регламентации: четкого за­крепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней субъектов.

Область финансови отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает целом (хотя на разные звенья финан­совой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере).

Предметом финансового праваохватыва­ются отношения, возникающие в связи с функционированием го­сударственных и муниципальных финансов, имеющих пуб­личный характер.

С другой стороны ФП регулирует отношения, связанные с осуществлением финансовой деятельности.

Следует заметить, что в связи с финансовой деятельностьюго­сударства и муниципальных образований возникают, помимо фи­нансовых, другие общественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права: например, трудовые, гражданскиеи другие, регулируемые соответствующими отраслями права. Фи­нансовое же право регулирует только финансовые отношения.

В теории права отрасли подразделяют на:

1. Самостоятельные и комплексные.

2. Самостоятельные подразделяют на профилирующие и специальные.

3. В структуре отрасли права выделяют подотрасли и институты.

Подострасль как и институт - совокупность правовых норм, регулирующих в рамках отрасли связанные между собой отношения, но является более широким понятием. Например, в рамках подотрасли можно выделить общую и особенную часть.

Самостоятельность той или иной отрасли в системе права обычно связывается с наличием:

1. Государственной заинтересованности в отдельном регулировании определённой группы общественных отношений.

2. Самостоятельного предмета.

3. Специфичного метода правового регулирования.

4. Наличия особой отрасли законодательства + принципов закреплённых в конституции.

Государственная заинтересованность в отдельном правовом регулировании финансовых отношений

Мнение о политической заинтересованности государства в самостоятельном регулировании комплекса общественных от­ношений, обладающих определенным единством, в качестве предпосылки для выделения отрасли права впервые было вы­сказано Л.И. Дембо и поддержано М.И. Пискотиным (Дембо Л.И. О принципах построения системы права // Сов. государство и право. 1956. N 8. С. 91; Пискотни М.И. Советское бюджетное право (основные проблемы). М., 1971. С. 48.).

Тезис же об общественном значении объекта правового регулирования в каче­стве одной из предпосылок для выделения отрасли права впер­вые был выдвинут и обоснован P.O. Халфиной и воспроизво­дится в ряде работ как бесспорный (Халфша P.O. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы советского административного и финансового права. М., 1952. С. 195; Советское административное право (Общая часть). М., 1962. С. 56; Финансо­вое право. М., 1967. С. 38; Пискотин М.И. Советское бюджетное право (основные проблемы) С. 49.).

Эта заинтересованность появляется по 2-м направлениям:

- Роль государственных и муниципальных финансов в выполнении последними своих функций и задач (без достаточных финансовых ресурсов это невозможно)

- Бурное развитие финансового законодательства начиная с 1990-х годов (принятие Бюджетного, налогового кодексов, большого количества отдельных финансово-правовых законов)

Наличие собственного предмета правового регулирования

Вопрос о том, что в основе разграничения единого российского права на отдельные отрасли лежит прежде всего предметправового регулирования, был решен и получил общее признание в ходе пер­вой научной дискуссии о системе советского социалистического права в 1938—1940гг.

Общественные отношения являются предметом правового ре­гулирования в той мере, в какой они имеют волевой характер, т.е. выступают в виде волевого поведения. Волевое поведение может выражаться в конкретных поведенческих операциях, выступать в виде поступков или целостной деятельности. От уровня регулируе­мого правом поведения во многом зависят особенности структуры права. Как правило, отдельная юридическая норма регулирует по­ведение на уровне поведенческой операции, институт права — по­ступка, отрасль права — деятельности (Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С.С. Алексее­ва. М., 1987. С. 228.).

Предмет правового регулирования составляют отношения, характеризующиеся следующими признаками:

Устойчивостью и повторяемостью, что даёт возможность законодателю чётко фиксировать правоотношения субъектов.

Способностью к внешнему правовому контролю.

Нахождением в правовом поле, то есть под юристдикцией государства.

Предмет правового регулирования (предмет отрасли) представляет собой систему(круг, область) общественных отношений, урегулированных определенным видом отраслевого нормотворчества.

Предметом отрасли финансового права Российской Федерации являются общественные отношения, 1. возникающие в результате организации финансовой системы государства, 2. осуществления финансовой деятельностигосударственными и муниципальными организационными структурами.

С одной стороны, сами финансы с участием государства(процесс распределения и перераспределения национального дохода с целью формирования и использования государственных и муниципальных фондов) как круг экономических отношений подпадают под нормативное воздействие при построении бюджетной, налоговойи иных финансовых систем.

С другой стороны, общественные отношения, в сфере финансовой деятельности связанные с практической работойпо аккумуляции, распределению и расходованию фондов денежных средств компетентными органами становятся правоотношениями.

Это происходит в результате наделения участников финансовой деятельности юридическими правами и обязанностями.

Предмет отрасли финансового права традиционно специалистами рассматривается в виде отношений, складывающихся в сфере финансовой деятельности, как практически организующей работы компетентных органов государства и местного самоуправления по формированию, распределению и использованию финансов. Правовое регулирования этих отношений представлено в институтах особенной частиотрасли, однако общая частьотрасли, направленная на построение базовых начал организации финансовой деятельности, напрямую связана с предметом правового регулирования всего лишь в части установления правовых принципов, форм и методов финансовой деятельности.

Отсюда за ее пределами остаются организация финансовой системыв ее материальном и правовом проявлении, основы процессуально правового регулирования и производства по конкретному делу, а также финансово-правовая ответственность, финансовый контроль.

Сведение предмета правового регулирования только к отношениям, складывающимся в сфере финансовой деятельности, нарушает связь между общей и особенной частью, поскольку базовые категории, т. е. сами финансы и финансовая система, рассматриваются, как экономические и не включены в предмет правового регулирования.

Однако не трудно заметить, что предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие не только в результате осуществления финансовой деятельностигосударством и его организационными структурами, но и проявляющиеся в самих финансах, организованных в систему. Например, бюджетное устройствокак организация бюджетной системы на базе федерализма, экономических и законодательных основ и иных правовых принципах построения всех уровней бюджетов.

Т.о. предметом правового регулированияфинансового права следует признать общественные отношения, возникающие в сфере организациигосударственных и муниципальных финансов, в их правовом обеспечении, как системыденежных фондов, так и каждого из них.

Это обязательно наряду с отношениями, складывающимися в процессе финансовой деятельности - собирания, распределения и использования органами государственной (муниципальной) власти фондов денежных средств, необходимых им для выполнения задач и функций.

Таким образом, предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, объективно возникающие 1. в сфере организации государственных и муниципальных финансов и 2. в процессе собирания, распределения и использования органами государственной власти и органами местного самоуправления фондов денежных средств, необходимых им для выполнения своих задач и функций.

При определении общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования финансового права, следует учитывать присущие им особенности, которые в своей совокупности позволяют отличить их от других сфер правового регулирования. Таких специфических признаков четыре.

- Прежде всего, эти отношения всегда связаны с организующей ролью государства как хозяйствующего субъектапо распределению и перераспределению национального дохода страны для создания фондов потребления и накопления и последующего распоряжения ими.

- Другим отличительным признаком является то, что одной из сторон этих отношений всегда является государство в лице органа государственной власти или органа местного самоуправления, имеющих властные полномочияпо отношению к другому субъекту.

- Принимая на себя денежную форму, финансово-правовые отношения всегда возникают по поводу денежных ресурсов и денежных обязательств.

- Наконец, в этих отношениях всегда проявляется целевая направленность по собиранию, распределению или использованиюгосударственных или муниципальных денежных фондов.

По субъектному составу в финансовых отношениях, являющихся предметом финансо­вого права, можно выделить следующие группы:

а) между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципаль­ными образованиями, возни­кающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

б) между финансовыми и налоговыми органами, с одной сторо­ны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государст­вом, муниципальными образованиями;

в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципаль­ных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);

г) между государственными, в том числе казенными, и муници­пальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муници­пальными) органами — с другой, в связи с распределением и ис­пользованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреж­дений;

д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с обра­зованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны и физическими лицами — с другой, в связи с вы­полнением обязанностей последних по внесению платежей в госу­дарственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, вне­бюджетные целевые фонды).

Наши рекомендации