Кроме того президент готовит бюджетное послание
Нередко указами Президента РФ восполнялись пробелы бюджетного, налогового, валютного, кредитного и иного финансового законодательства.
5. Акты органов исполнительной властипредставляют собой наиболее широкий круг, особенно по издающим их субъектам. Они принимаются органами государственной исполнительной власти на уровне самой федерации и на уровне субъектов федерации. К ним относятся акты органов исполнительной власти общей компетенции и всей структуры межотраслевых, ведомственных и функциональных органов исполнительной власти федерации и территорий. Для источников финансового права особое значение имеют акты органов финансово-кредитной системы. Это нормативные акты Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития, Банка России, Федеральной службы по финансовым рынкам и других. Они принимаются в форме постановлений, инструкций, приказов, правил, указаний.
Правительство РФ, как орган исполнительной власти, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения. Они направлены на обеспечение исполнения названного законодательства. Источником финансового права в основном являются постановления Правительства РФ. Как источники отрасли они обязательны для исполнения на всей территории страны, содержат нормы права, регулирующие различные аспекты финансовой деятельности.
Актами Правительства РФ решаются вопросы усиления и развития валютного контроля; выпуск государственных займов, упорядочения рынка ценных бумаг и многие другие, необходимые для реализации финансовой политики. Постановления Правительства РФ носят, как правило, общегосударственный характер и разрешают финансово-правовые вопросы, имеющие принципиальное значение для конкретной сферы отношений, либо касающихся всех или многих органов финансово-кредитной системы.
Акты органов финансово-кредитной системы, как и иных органов в структуре исполнительной власти, характеризует либо строгая подчиненность их актам Правительства РФ, либо направленность на реализацию федерального закона. Так, акты Министерства финансов РФ, обеспечивают порядок взимания налогов на территории страны. Акты Банка России создают условия функционирования норм федеральных законов о денежном обращении, расчетам, кассовым операциям, а также по валютному регулированию, инвестиционной политики, банковской деятельности и ряду другим. Иногда они принимаются совместно с другими исполнительными органами.[12]
Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации ставят для них особые условия принятия. Это своевременность, подзаконность, персональная ответственность руководителя органа за несоблюдение Правил. На Министерство юстиции РФ возложены функции регистрации актов, обобщение практики ведомственного нормотворчества, затрагивающего права и свободы человека и гражданина. К его функциям также отнесены отбор актов, подлежащих государственной регистрации, экспертиза и подготовка заключений по ним.
Правила устанавливают исключительный перечень видов актов: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения.
Причем структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Акты федеральных органов исполнительной власти направляются для исполнения только после государственной регистрации и официального опубликования. Нарушение указанных требований исключает применение этих актов как не вступивших в законную силу.
Акты нормативного характера, издаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимаются на основе федерального и территориального (субъектов федерации) законодательства. Их формы и виды определяются конституциями и уставами субъектовфедерации, а поэтому носят различный характер. К ним относятся постановления советов министров республик и администраций края, области, округа, мэрии города федерального значения, а также приказы и иные акты департаментов, главных управлений и управлений, комитетов, служб и других управленческих структур по вопросам функционального и отраслевого характера.
Акты местного самоуправления приобрели новое содержание, поскольку местное самоуправление в пределах своих полномочий получило самостоятельность, а его органы не входят в систему органов государственной власти.[13] Органы местного самоуправления посредством принятия правовых актов управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения. Нормативно-правовыми актами местного самоуправления определяются правила бюджетного процесса на местах, порядок осуществления муниципальных заимствований и управления муниципальном долгом.
Муниципальное образование имеет свой устав, принимаемый представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно, и являющийся основным актом, определяющим его правовое положение. Органы местного самоуправления и должностные лица муниципальных образований издают правовые акты нормативного характера. Виды правовых актов органов местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования. Устав устанавливает полномочия должностных лиц и отдельных органовместного самоуправления по изданию указанных актов.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).[14] К актам местного самоуправления, как источникам финансового права, следует отнести решения представительных органов, постановления главы муниципалитета (администрации), приказы руководителей отраслевых, территориальных и функциональных подразделений администрации, содержащие правила поведения в сфере финансов и финансовой деятельности муниципального образования.
Становление и развитие источников финансового права России современного периода напрямую связано с совершенствованием финансового законодательства и иного нормотворчества. Основными задачами совершенствования являются приведение в единство с правовой системой всех существующих источников права, построение их в соответствии с основным законом страны, с учетом корреспондирующей им юридической силы и подзаконности. Это, прежде всего восстановление приоритета закона и снижение роли ведомственного нормотворчества, устранение противоречий.
[1] См., например, В.К. Райхер. Общественно-исторические типы страхования. М.: АН СССР, 1947; И.С. Гуревич. Очерки советского банковского права. Изд-во ЛГУ, 1959; Н.И. Магид. Рецензия на учебник "Советское финансовое право"//Правоведение, 1962, № 3;
[2] См., например, Р.О. Халфина. К вопросу о предмете и системе советского финансового права.//Вопросы советского административного и финансового права. М.: АН СССР, 1952; Б.Н. Иванов. О системе советского финансового права. // " Труды ВЮЗИ" т. 1Х 1967; С.Д. Цыпкин. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государства. М.: МГУ, 1983; М.И.Пискотин. Проблемы советского бюджетного права. Диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 1969; Его же. Советское бюджетное право. М.: Юрид. лит. 1971; и др.
[3] См., например, Е.А. Ровинский. Основные вопросы теории советского финансового права. М.: Госюриздат, 1960; Советское финансовое право. М.: Юрид. лит. 1978; В.В. Бесчеревных. Компетенция Союза ССР в области бюджета. М.: Юрид. лит., 1976; Советское финансовое право. М.: Социально-экономическое развитие и финансовое право.//Советское государство и право, 1988, № 5; Финансовое право. М.: изд-во БЕК, 1995, и др.
[4] См.: Финансовое право. М.: изд-во БЕК, 1995, с. 17.
[5] Н. Рененкампф. Очерки юридической энциклопедии. 1868, с. 214-215.
[6] Б.Н. Иванов. О системе советского финансового права. - " Труды ВЮЗИ", т. 1Х, 1967, с. 39.
[7] См., например, А.А. Жданов. Финансовое право РФ. - М.: ТЕИС, 1995; Е.Ю. Грачева, Н.А. Куфакова, С.Г. Пепеляев. Финансовое право России. - М.: ТЕИС, 1995.
[8] См., например, Т.С. Ермакова. О системе советского финансового права //Правоведение, 1975, № 2; Советское финансовое право. М., 1982; С.Д. Цыпкин. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государства. М., 1983; Советское финансовое право. М., 1987; Финансовое право. М.: БЕК, 1995.
[9] См. раздел: Формы финансовой деятельности в Российской Федерации.
[10] В практической деятельности наблюдаются отступления от этого правила и распоряжением Президента РФ утверждались акты нормативного характера в виде положений или нормативных документов. Например, распоряжением Президента РФ от 14 ноября 1991 г. "О финансировании и материально-техническом обеспечении органов прокуратуры Российской Федерации" установлены правила финансирования органов прокуратуры. Расходы на их содержание выделены отдельной строкой республиканского РФ бюджета. К сожалению, такие примеры не единичны.
[11] СЗ РФ, 1996,- № 20,- ст.2326; 1997,- № 1,- ст.116; № 14,- ст. 1611; № 30, - ст.3609; 1999,- № 32,- ст. 4045; № 52,- ст. 6369.
[12] Например, Положение Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 6 сентября 1996 г. "О порядке вывоза и пересылки из Российской Федерации и ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации" // БНА ФОИВ 1996,- № 8, - с. 9.
[13] См.: ст.12 Конституции Российской Федерации.
[14] См.: ст.19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" //СЗ РФ 1995,- № 35, - ст. 3506.