Дотации на финансовое выравнивание поселений

Основные методы распределения дотаций на выравнивание.

Дотации на финансовое выравнивание поселений являются нецелевыми и включаются в состав собственных доходов поселений. Данные дотации направлены на выравнивания финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений по осуществлению их полномочий по решению вопросов местного значения. Дотации на финансовое выравнивание поселений могут предоставляться поселениями или на подушевой основе, или на основе оценки доходных возможностей и расходных потребностей (бюджетной обеспеченности) поселений.

Подушевое распределение дотаций

Размер подушевой дотации определяется для каждого поселения субъекта Российской Федерации, имеющего право на получение дотации, исходя из численности жителей поселения в расчете на одного жителя.

Подушевая дотация = общий объем распределяемых средств деленная численность всего населения.

В то же время при распределении данных дотаций могут учитываться так называемые факторы удорожания единицы бюджетной услуги (которые будут подробно рассмотрены чуть ниже). Факторы удорожания целесообразно учитывать только в том случае, если действительно существуют серьезные различия в стоимости предоставления единицы бюджетной услуги в поселениях. На основе выбранных факторов удорожания можно рассчитать коэффициенты удорожания по формуле:

Куд(пос.) = К1(пос.) * … * Кn(пос.),

Куд(пос.) – итоговое значения коэффициентов удорожания отдельного поселения,

К1(пос.), …, Кn(пос.) – отдельные коэффициенты удорожания в отдельном поселении

Отдельные коэффициенты удорожания поселения рассчитываются как отношение значения фактора удорожания данного поселения к средневзвешенному значению фактора удорожания по всем поселениям по следующей формуле:

Кn(пос) = [Фn(пос)]/[∑(по всем поселениям) (Фn(пос)*Н(пос.)) / ∑Н(пос.)]

где

Кn(пос.) – отдельные коэффициенты удорожания в отдельном поселении,

Фn(пос.) – фактор удорожания отдельного поселения

Н(пос.) – численность постоянного населения отдельного поселения

В такой ситуации общий объем дотации поселению рассчитывается по формуле:

Общий объем дотации поселению = подушевая дотация * численность населения поселения * Куд(пос).

Как правило, факторы (коэффициенты) удорожания не используются при распределении подушевых дотаций, а применяются при выравнивании поселений на основе бюджетной обеспеченности поселений.

Пример

Регион состоит из 3 поселений, в которых проживает 100 человек (50, 30 и 20, соответственно). Объем фонда составляет 1000 руб. В первом поселении тариф на ЖКУ для бюджетных учреждений составляет 1 руб., во втором 1,1 руб., в третьем 0,9 руб. Если дотация распределяется без учета факторов удорожания, то подушевая дотация составит: 1000 руб./100 человек = 10 руб. на одного жителя, или 500 руб., 300 руб. и 200 руб., соответственно первому, второму и третьему поселению.

Если в качестве фактора удорожания используется тариф ЖКУ, то коэффициент удорожания второго поселения К2= [1,1 руб.] / [(50 чел. *1 руб. + 30 чел. * 1,1 руб. + 20 чел. * 0,9 руб.) / 100 чел.]= 1,089. Аналогичные значения для первого и третьего поселений составят К1 = 0,990 и К3 = 0,891. Общий объем дотации второму поселению составит 10 руб. * 30 чел. * 1,089 = 326,7 руб. Аналогичные значения для первого и третьего поселений составят 495 рублей и 178,3 рублей.

Распределение дотаций на основе бюджетной обеспеченности

Согласно Бюджетному кодексу дотации на выравнивание поселений, определяемые на основе бюджетной обеспеченности, предоставляются тем поселениям, расчетная бюджетная обеспеченность которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений.

Ключевым звеном при распределении таких дотаций выступает расчетная бюджетная обеспеченность поселений. Федеральным законодательством устанавливается, что расчетная бюджетная обеспеченность поселений определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом поселения исходя из налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по поселениям данного муниципального района с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя. Другими словами, бюджетная обеспеченность определяется соотношением индекса налогового потенциала поселения и индексом его расходных потребностей (индексом бюджетных расходов) в расчете на душу населения. В конце данного раздела будут обсуждены варианты оценки индекса налогового потенциала (ИНП) и индекса бюджетных расходов (ИБР) поселений.

Бюджетная обеспеченность является индексом, который показывает, насколько соотношение подушевых доходных возможностей и расходных потребностей данного поселения выше или ниже среднего уровня по муниципальному району.

БО = ИНП/ИБР, где

БО – бюджетная обеспеченность поселения,

ИНП – индекс налогового потенциала поселения (в расчете на одного жителя),

ИБР – индекс бюджетных расходов поселения (в расчете на одного жителя).

Средняя бюджетная обеспеченность равна 1. Чем выше индекс налогового потенциала, тем выше доходные возможности поселения и тем выше его бюджетная обеспеченность по сравнению со средней. Чем выше индекс бюджетных расходов, тем выше объективная потребность поселения в бюджетных расходах, тем относительно «дешевле» стоит каждый рубль налогового потенциала и, следовательно, тем ниже бюджетная обеспеченность поселения по отношению к средней.

Пример

Индекс налогового потенциала (ИНП) двух поселений муниципального района одинаков и составляет 1,1. При этом у первого поселения индекс бюджетных расходов (ИБР) составляет 0,8 (т.е. для предоставления среднего по муниципальному району уровня услуг поселению объективно требуется расходовать на 20% меньше средств в расчете на одного жителя по сравнению со средним уровнем расходов), а у второго поселения ИБР составляет 1,2 (и ему, соответственно, требуется расходовать на 20% больше средств в расчете на одного жителя по сравнению со средним уровнем). Таким образом, бюджетная обеспеченность каждого из поселений составит:

БО1 = 1,1 / 0,8 = 1,375 (т.е. данное поселение является на 37,5% более обеспеченным по сравнению со средним поселением, хотя его доходные возможности были всего на 10% выше средних),

БО2 = 1,1 / 1,2 = 0,917 (т.е. данное поселение является на 8,3% менее обеспеченным по сравнению со средним поселением, хотя его доходные возможности также были на 10% выше средних).

Необходимо отметить, что использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов отдельных поселений не допускается. Оно разрешено лишь на переходный период (2006-2008 годы).

На основе бюджетной обеспеченности устанавливается метод распределения дотации. Как правило, дотации распределяются между поселениями, у которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности не превышает законодательно установленного регионом или районом критерия выравнивания (например, среднего уровня бюджетной обеспеченности поселений или уровня бюджетной обеспеченности, соответствующего средним расходным потребностям). При этом используются методы пропорционального выравнивания (при котором для каждого поселения дотация покрывает фиксированную долю разрыва между установленным критерием выравнивания и уровнем бюджетной обеспеченности поселения) или выравнивания беднейших (с помощью дотаций бюджетная обеспеченность поселений доводится до одного уровня, установленного в качестве критерия выравнивания), а также их сочетания.

При пропорциональном выравнивании каждое поселение, бюджетная обеспеченность которого ниже установленного критерия выравнивания, получает одинаковую долю от разницы между своей бюджетной обеспеченностью и критерием выравнивания.

Наши рекомендации