Фин политика гос-ва ее виды и роль

Фин пол –это определенная деятельность гос органов связанная с фин отношениями для выполнения гос-вом своих функций. Она яв-ся частью эконом политики и осн частью финн политики. Яв-ся обеспечением сбалансированного роста финн ресурсов во всех звеньях финн сист РБ. Субъект – правительство. Объект - финансовые отношения и финансовые потоки. Цель – финансовое обеспечение реализации на практике концепции социально-экономического развития государства на определенный временной период. Подцель– формирование целевых фондов микро и макро на уровне.

Задача - обеспечение и оптимизация процесса создания и распределения вновь созданной стоимости.

Составляющие финансовой политики:

а) финан стратегия – план действий правительства на долгосроч перспективу.

б) финан тактика – система мер, направленных на решение текущих задач

Виды.

1. В зависимости от сферы финансовых интересов государства:

• внутренняя– совокупность мероприятий по распределению и перераспределению доходов общества в рамках нацэкономики;

• внешняя– это программа действий правительства в сфере междун отношений с целью привлечения в нац экономику иностранных инвестиций, межд кредитов, добровольных пожертвований.

2. В зависимости от специфики данного этапа развития экономики различают:

• сдерживающую, призванную уменьшить деловую активность товаропроизводителей;

• стимулирующую, призванную повысить (простимулировать) деловую активность товаропроизводителей и обеспечить прирост объемов производства;

• стабилизационную, призванную удержать (стабилизировать) падение нац экономики и создать платформу для ее последующего позитивного развития.

З. В зависимости от отраслевой принадлежности финансовых отношений выделяется:

• бюджетная политика;

• налоговая политика;

• кредитная политика;

• страховая политика;

• банковская политика;

• амортизационная политика.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА И ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ.

Функции финансов реализуются посредством финансового механизма, т.е. системы установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, направленных на реализацию целей финансовой политики. Финансовый механизм – это совокупность обеспечивающих функционирование государственных финансов и финансов предприятий: систем нормативно-правового и информационного обеспечения; финансовых рычагов; финансовых стимулов; финансовых методов. Нормативно–правовое и информационное обеспечение финансовых потоков и финансовых отношений в государстве основано на: а) принятии в государстве финансового законодательства, т.е. совокупности законодательных актов, регламентирующих развитие финансовых отношений по всем их направлениям; б) разработке и использовании на практике всевозможных методических указаний, инструкций, положений; в)использовании в финансовой деятельности различной информации управленческого, маркетингового, производственного характера. Финансовые рычаги– это конкретные экономические действия, которые обеспечивают оптимальное формирование и использование целевых фондов денежных средств государства и предприятий. На стадии формирования целевых фондов в роли финансовых рычагов выступают налоги, обязательные отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, страховые тарифы, банковские проценты. На стадии использования целевых фондов в роли финансовых рычагов выступают капитальные вложения, страховые возмещения, ссуды и т.п. Использование этих рычагов непосредственно влияет на направления и объемы финансовых потоков, характер финансовых отношений. Финансовые рычаги приводят в движение финансовые потоки и финансовые отношения. Финансовые стимулы – это конкретные экономические действия, обусловливающие количественную и качественную определенность финансовых отношений на уровне микро и макро экономики. К числу финансовых стимулов относят: льготные налоговые ставки; льготные страховые тарифы; льготные банковские проценты; нормы ускоренной амортизации; штрафы, пени, неустойки. Финансовые методы – это совокупность специальных инструментов, которые позволяют управлять финансовыми потоками и финансовыми отношениями. К ним относятся финансовое планирование, финансовый анализ, финансовый контроль. Использование финансовых методов непосредственно влияет на качество финансовых отношений, приводят в движение финансовые потоки и финансовые отношения.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА

Для успешной реализации госуд-й финансовой политики необходимо сосредоточение определенной доли национального дохода в некотором централизованном фонде финансовых ресурсов – таким фондом и является бюджет. Гос-й бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.По своей форме гос. бюджет является основным финансовым планом государства, балансом его доходов и расходов. По своему материальному содержанию – это централизованный фонд денежных средств государства, место их аккумуляции. По своей экономической природе – это совокупность финансовых отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения доходов, созданных в государстве за год. Бюджет – возникает на определенной стадии общественного развития и, сохраняя свою сущность, постоянно изменяется во времени, трансформируется вместе с трансформацией государственности.

На трансформацию бюджета влияние оказывают: 1. Объективные факторы: уровень развития производительных сил; экономический потенциал страны; характер производственных отношений; природные, социальные, географические особенности государства. 2. Субъективные факторы: тип государственности; политика правительства; установленные приоритеты развития; уровень развития финансовой науки. Воздействие государства на процесс воспроизводства состоит в том, что государственная власть должна создавать и поддерживать правовую и социально-экономическую среду.Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется в трех функциях, выполняемых бюджетом: распределительной, контрольной, фискальной. Содержание распределительной функции гос. бюджета (или функции экономического регулирования) реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Финансовые ресурсы, аккумулированные в бюджетной системе посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан, в соответствии с проводимой государством соц-экономической политикой перераспределяются затем как в сферы материального производства, так и в сферу нематериального производства, находящуюся у бюджета на содержании. Контрольная функция заключается в том, что бюджет является объективным количественным отражением экономич. процессов, протекающих в структурных звеньях экономики – количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств выступают индикаторами того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от различных хозяйствующих субъектов. Бюджет показывает, соответствует ли размер поступающих в распоряжение государства ресурсов объему его потребностей, являются ли эффективными прямые гос-ые инвестиции и т.д.Фискальная функция бюджета состоит в реализации фискальной политики государства – воздействия государства на деловую активность с помощью изменения объема государственных расходов и налоговых ставок.

СОДЕРЖАНИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Госуд-ый бюджет для вып-я своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юр-х и физ-х лиц. Доходы бюджета представляют собой ден. средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законод-ом в распоряжение органов гос-ой власти соотв-щего уровня. Формы и методы образования доходов бюджета трансформируются под воздействием: уровня развития производительных сил и производственных отношений, финансовой науки. Значит-е влияние на доходы оказывают сложившаяся экон-ая и соц-ая ситуация, политика и приоритеты развития общества на данном этапе, стратегия и тактика достижения намечаемых целей. Назначение доходов – покрытие расходов бюджета. Доходы бюджета классиф-ся по следующим группам: налоговые доходы; взносы на государственное социальное страхование; неналоговые доходы; безвозмездные поступления.Налоговые доходы включают в себя: республ-е и местные налоги; пени; проценты за пользование налоговым кредитом.К неналоговым доходам бюджета отн-ся: доходы от исп-ия имущества, находящегося в гос-ой собственности; штрафы за нарушение порядка исп-ия средств республиканского бюджета и местных бюджетов, за налоговые правонарушения, штрафы за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг, банковской деятельности; др.К безвозмездным поступлениям: от иностранных государств; от международных организаций; от другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов – т.е. бюджетных средств, передаваемых из одного бюджета в другой бюджет на безвозмездной основе. В зависимости от условий и способов зачислений доходов в бюджеты различных уровней выделяют: Собственные доходы– это налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет того или иного уровня на постоянной основе и над которыми власть соответствующего бюджету уровня имеет контроль. Собственные доходы бюджетов разного уровня бюджетной системы зачисляются в бюджеты по определенным нормативам отчислений от налоговых и неналоговых доходов. Указанные нормативы предусмотрены Бюджетным кодексом РБ. Регулирующие доходы– это республиканские налоги, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по определенным нормативам, устанавливаемым при утверждении, вышестоящего бюджета.По источникам образования различают доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. В зависимости от гражданства субъектов налогообложения – уплачиваемые резидентами или нерезидентами. По юр-му основанию – обязательные и добровольные платежи. Осн-я доля доходов поступает в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают незначительный удельный вес. В зависимости от гос-го устройства страны различают доходы республ-го и местных бюджетов (в унитарном государстве) и доходы федерального бюджета: доходы бюджетов членов федерации, доходы местных бюджетов (в федеративном государстве). По праву собственности государства на мобилизуемые в бюджет доходы их делят на собственные и привлеченные (заемные). По конкретным видам – на прямые и косвенные налоги. К первым относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль субъектов хозяйствования и др.; ко вторым – налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.

Наши рекомендации