Оценка финустойчивостипредприятия
Фин устойчивость –х способнфункционир и развив, сохранять равновесие своих активов и пассивов, гарантирующее предприят постоян платежеспособн и инвестиц привлекать в границах допустимого уровня риска. Кофф-ты 1)Коэффин независимости(автономии) Квн = собств капитал/общий объем капитала. Норм знач - >0.5. Отражает независимость предприятия от внешних источников финансир и показыв долю собствен ср-в предприятия в общей сумме капитала авансиров-го в его деят-ть.
2)Коэффин зависимости(Норм знач<0.5->0.85критич состоян)Кф.з. = Зк/СК-Зк. Отражает долю заемных ср-в и зависимость капитала от заемных источников.
3)Коэффин неустойчивостиКф.ф = Зк/Ск. Хар-ет долю долга предприят по от ношению к собствен ср-ам. Сколько заемн ср-в привлечено 1 рублсобствен капитала.
4)Коэффин устойчивости. К ф.у. = СК/Зк. Показывколькорубсобствен ср-в приход на 1 рубль заемного капитала.
5)Коэф обеспечен собственоборотнактиво (Кс.о. = СК-внеоб активы/ текущие активы) Показывает сколько приход собственоборотн капитала на общую сумму оборотн ср-в. Норм знач - >1.1
64. Понятие фин-го рынка. С инвестиц-й точки зрения: ФР - совок-ть рын-х институтов на кот-х происходит торговля финн-ми активами. С функцион-й точки зрения: ФР – совокупность эконом-х отношений обеспечивающих мобилизацию, распредел-е, куплю-продажу и эф-ное использование временно свободных финн-х ресурсов, а так же перемещение капитала в отросли с более высоким ур-м дохода. С позиции эк-ого содержания: ФР – сфера реализации финн-х активов и эк-х отношений возникающих между продавцами и покупателями финн-х активов.Объекты отношений ФР:1ценные бумаги 2 кредитные ресурсы 3 Денежно-валюные ср-ва Субъекты на ФР:-гос-во - предприятия всех форм собственности - отдельные граждане
65. Структура ФР. IФР объединяет в себе денежный рынок (ДР) и рынок капиталов (РК). ДР – рынок находящихся в обращении денег и обеспеч-й аналогич-е ф-ции краткосроч-х платеж-х ср-ств (чеков, векселей) РК – рынок на кот-м владельцы свободных денежных средств продают заемщику право пользоваться или на долгосрочной основе.IIПри структуризации ФР по формам капитала можно выделить 3 его сегмента:1)) Кредитный рынок – на нем свободные денеж-е ср-ва полученные от различных субъектов, концентрируются и используются в случае нехватки ресурсов у потенцмального заемщика на расширенное воспроизводство, на применение товаров длительного пользования, жилья и т.д. В основе кредитного рынка лежит механизм обеспечивающий перераспределение денежных средств путем их предоставления кредитополучателю на основе платности, срочности и возвратности.2)) Рынок ценных бумаг – на этом рынке аккумулируются и перераспредел-ся временно свободные денеж-е ср-ва на основе операций с ценными бумагами.3)) Валютный рынок – на нем происходит торговля валютой и валютными ценностями ( в том числе ценные бумаги номинир-е в иностран-й валюте), обращаются денеж-е ср-ва и краткосроч-е обязательства, а так же осущ-ся международные расчеты.ФР принято разделять по масштабу операций: *Мировой (междунар) * региональный * нац-й
68. Классификация ценных бумаг.1)По порядку подтверждения прав владельца:ЦБ на предъявителя, Именные ЦБ, Ордерн ЦБ2)По эмитентам:Корпоративные,Госуд, Муниципальные3)По содержанию:Долевые, Долговые4)По срокам обращения:Краткоср, Долгоср, Бессрочн5)По террит обращению:Региональн, Нац, Миров6)По форме выпуска:Документарные, Бездокументарные7) По видам цен бумаг:Гос облигацияВексельЧекДепозит и сберегат сертификатыОблигация выпуск-ая юр лицамиКоносаментПростая акцияПривилегированная акцияПриватизационные цбВаррантОпционФьючерсные контракты
66. Гос-е регулир-е ФРГос-е регулир-е ФР – совок-ть эк-х отношений хоз-х субъектов, обеспечивающих целосность, сбалансир-ть и устойчивость ФР, а так же более эф-ное перераспределение финн-х ресурсов. Воздействие гос-ва на ФР осущ-ся прямыми (админист-ми) и косвенными ( эк-ми) методами. Прямие гос-е регулир-е производится по средствам установления обязательных требований к участникам ФР при помощи лицензирования их проф-й дея-ти, а так же по средствам обеспечения гластности и равной информир-ти всех участников а так же путем поддержания правопорядка. Косвенное гос-е регулир-е ФРосущ-ся через проведение определ-й политики (налоговой, денежной,бюджетной), а так же в области управления гос-й собственности.
67. Понятие, признаки и фундамент св-ва ЦБ– документ удостоверяющий выражен-ые в нем и реализуемыепо ср-ам предъявления или передачи имущ-ые права либо отношения займа владельца цен бумаги по отношению к эмитенту.Фундамент св-ва ЦБ:1)Обращаемость – цен бумаг явл объектом купле\продажи, а также может выступать в кач-ве закладной, может быть предметом залога, платежн пр-ва, а также в роли товара-распределительного документа.2)Доступность – в гражданск обороте все действия с цен бумагами, кот разрешены законам должны быть доступны участникам рынка.3) Стандартность – в цен бумаге должны соблюд все признаки, а процесс обращения должен должен осущ по строго установленным срокам.4) Серийность – эмиссионные ЦБ эмитир-ся выпусками как стандартные финанс инструменты, в рамках одного выпуска ЦБ имеет одинаковый объем пр-в.5) Документальность – обязат документ подтверждение сущ-ия цен бумаги.6)Регулируемость и признание государством – гос-во признает юр статус ЦБ и регулирует все стадии ее кругооборота от момент а выпуска до погошения.Признаки ЦБ:1)Спец оформленный документ и соблюдение формы и реквизитов2)Цб удостоверяет определ права3)Неразрывность ЦБ и зафиксированного в ней имущ-го права.4)Св-ва публичной достоверности. Должна проводится публикация проспектов эмиссии а также публик-ся доходность цен бумаг5)Содержат установлен законом способы фиксации прав владельца ЦБ
69. Эк содержание РЦБ. С позиции эк содержания РЦБ- сист эк отнош возник между участниками по поводу выпуска и обращения цен бумаг. С фундаментальной точки зрения РЦБ – организ-ая форма купле\продажи цен бумаг обеспеч парораспределительные процессы в финанс сфере с целью достижения сбалансированности спроса и предложения на капитал.Ф-ии РЦБ:1)Обще- рыночные ф-ии:*регулирующая – рынок созд правила торговли, порядок разрешения споров между участниками.*информационная – на рынке происходит аккумулирование информации об объектах торговли, о ее участниках и осущ предоставление этой информации заинтересованному пользователю.*коммерч – на рынке можно получ доход от операц с цен бумагами.*ценовая – реализ-ся по ср-ам определ цен на цен бумаги и их постоянное обновление.2_Спецефические:*перераспредели - перераспредел ден ср-в между отраслями, сферами деят-ти, а также означает перевод сбережений дом хоз-в из непроизводительной формы в производительную.*обслуживание гос долга – осущ с помощью выпуска и размещение гос облигаций, необход для финансиров – ия дефицита гос. бюджета.*явл инструментом проведения ДКП гос-ва*страхов цен и финансов рисков*соц ф-ия – позвол широким слоям населения учавствовать в управлении акционерными об-ми, а также выраж-ся в возможности использования цен бумаг в кач-ве объекта инвестиций и получения дохода.
70. Классификация РЦБ. 1) В зав-ти от этапа обращения:*первичный рынок – происход мобилизация фин ресурсов, эмиссия, выпуск в обращение цен бумаг и их реализация первым владельцам.*вторичные рынок – охватывает обращение цен бумаг.2)По форме осущ торговли:*организованный- он функционирует по строго устанослен правилам, которые выробатаны органами гос регулирования и финанс посредников.*бюджетный рынок . все сделки с цен бумагами пр-ся на бирже*внебюджетн рынок – в сети интернет*неорганизованный(стих-ый) – сделки осущ непосредственно между продовцам и покупателями и нигде не регистрируются.3)По эмитентам:*корпоративных цен бумаг. Рынок где продаются и покупаются цен бумаги выпущенные организациями.*рынок госуд цен бумаг. Пр-ся и покуп-ся гос облигации.4)По сфере функ-ния:*региональные*нац*междунар 5) По сроку погашения цен бумаг:*денежный рынок – обращаются краткосрочные финанс инструмент ы от 1 дня до 1 года.* Рынок капиталов(больше 1 года, а также бессрочные)
71. Участники рынка ЦБ могут быть физ и юр лица, кот вступ-т в эк отнош по поводу прав на ЦБ. Участ-ов можно сгруппировать в 5 осн групп: эмитенты(осущ. первичный выпуск ЦБ в обращение), инвесторы(покупатели ЦБ), фонд посредники(торговцы ЦБ), орг-ции инфраструктуры, орг-ции регул. и контроля.
72. Система регулиров-я рынка ЦБ. Госуд регулирование рынка ЦБ – это упорядочение деятельности на нем всех его участ-в и операций м/д ними со стороны орг-ий, упоряд-ых обществом на эти действия. Объект – РЦБ. Различают внутр(подчинён деятельност дан орг-ции ее собств-ым внутр-м нормат-м документам,напр устав) и внеш(осущ гос орг, орг профес-х участников рцб) регул-е.
73. Понятие и ф-ции кредитн рынка(КР) 1.С интуциональн т.зр. КР – сов-ть кредитно-фин-ых орг-ций и валютно-товарн бирж, осущ-их посредничество при движ-ии свободн рес-ов от их владельцев к пользователям. 2.С функц-ой т.зр КР – организацион форма купли-продажи рес-ов в целях обеспечения потребности в них суб. хоз-ия гос-ва и населения. 3.С т.зр эк-го содерж-ия КР – сфера функц-ия специфич товарно-денежн отнош-ий по ср-вам кот-ых происходит образование(покупка) рес-ов и их размещение (продажа) на опред. усл-ях. КР выполняет след ф-ции:1.Регулирующая – определяет соотнош-ие спроса и предлож на кредитн рес-сы и соотв-щие услуги. 2.Стимулирующая- КР способствует развитию эк-ки путем предоставления долго- и короткосрочн кредитов банками и НБКФО. 3.Посредническая – отвечает за перераспред-ие рес-ов м/у их собственниками и нуждающимися в заемн ср-вах субъектами. 4.Информационная – рынок выполняет роль источника инф-ции знаний и сведений необх участникам рынка. 5.Соц-ая-покупатели и продавцы кредитн рес-ов дифференцируются создавая возможности для достиж-ия соц справедливости в НЭ
74. Участники КР: 1.Продавцы кредитн рес-ов(кредиторы)(ЦБ, коммерч банки, НБКФО, орг-ции, кот-ые размещают свои свободн рес-сы, население имеющее избыток денежн свободн ср-в). Эти участники аккумулируют свободн денежн ср-ва и формируют предложение кредитн рес-ов. 2.Покупатели кредитн рес-ов или заемщики(суб хоз-ия, население, гос-во, банки и НБКФО). Эта группа формирует спрос на КР. 3. Фин-ые посредники (банки, НБКФО, валютно-фондовые биржи, броккерские и диллерские компании, кот оказывают услуги по покпке-продаже цен бумаг). Часто фин-ые посредники мобилизируют денежн рес-сы путем выпуска собствен цен бумаг
75. Не банковские кредитные организации 1. Страховые компании. 2. пенсионные фонды. 3. инвестиционные компании или фонды – привлекают средства мелких и средних инвесторов путём выпуска собственных облигаций. 4. фин-ые компании – занимаются ценными бумагами. 5. благотворительные фонды. 6. ломбарды – осуществляет хранение материальных ценностей и выделяет ссуды под залог этого имущества. 6. фин-ая биржа – занимается организацией торговли валютой, ценными бумагами, драг. металлами и камнями. 7. прокат бытовой техники – предоставляют физ лицам во временное пользование опред-ные вещи. 8. лизинг фирмы. 9. Фактор-ые компании.
76. Перспективы развития кредитного рынка (КР) в РБ. В развитии кредитного рынка обозначились след тенденции: 1. усилился процесс глобализации КР. 2. осуществление либерализации КР. 3. расширяется деятельность НКФО.Приоритетным направлением в развитии КР явл-ся обеспечение потребности юр и физ лиц в кредитных ресурсах.Концепция развития банковских услуг в РБ определяет след направления в развитии рынка кредита: 1. для банковской системы – увеличение числа клиентов и объёмов привлекаемых ресурсов, улучшение их стр-ры, обеспечение роста потенциала банков, повышение рентабельности оказанных услуг. 2. для физ лиц – улучшение качества и расширение спектра банковских услуг. 3. для эк-ки в целом – создание условий для вовлечения в инвестиционный процесс свободных денежных средств населения, что будет способствовать экономическому развитию страны и реализации соц программ.Основными тенденциями современного развития розничных банковских услуг явл-ся: 1. модификация банковских услуг для населения. 2. снижение стоимости рознчных банковских услуг. 3. использование стратегий многоканального обслуживания физ лицДля ликвидации кризисных явлений возникающих в экономике необходимо совершенствование деятельности КР, кот предполагает: 1. повышение степени надёжности банковского сектора и укрепления доверия к нему со стороны вкладчиков по средствам или выдачи правовых гарантий. 2. обеспечение привлекательности % ставок по депозитам и банковским кредитам. 3. расширение залоговых отношений. 4. дальнейшее развитие банковских услуг и повышение их качества.
77.Понятие валютного рынка(вр) представляют собой совокупность организ-экон и правовых отношений по поводу покупки и/или продажи валют. С институц точки зрения ВР - это офиц центры, где соверш купля-продажа валют по курсу, склад на основе спроса и предложения.Современные валютные рынки характеризуются след основн особ-ми:1)усилилась интернац-ция вр на базе интернац-ции хоз связей, широкого испол электр средств связи и осущ-ния операций и расчетов с ними:2)операции совершаются непрерывно в течение суток попеременно во всех частях света;3)техника вал опер унифицирована, расчеты осущ по корреспондентским счетам банков;4)широкое развитие получили вал опер с целью страх вал и кредитных рисков;5)спекулятивные и арбитражные опер превосходят вал опер, связ с коммерч сделками; число их участников резко возросло и вкл в себя не только банки и транснац корпорации, но и др юр и физ лица;6)нестабильность курсов валют, курс кот подобно своеобразному биржевому товару имеет зачастую свои тенденции, не зависящие от фундаментальных эк факторов.
78. Система вал курсов Вал курс - цена ден ед одной страны, выраж в ден ед др стран.Это эк категория присуща товарному пр-ву и выражает пр-ные отнош между товаропр-лями и мир рынком. Классификация: По способу фиксации различ колеблющийся, плавающий, фиксиров вал курс. По способу расчета выдел паритетный и фактический вал курс. Паритетный - расчетный курс в междунар платежном обороте, основ на паритете валют. Фактический - курс, по кот соверш сделки купли-продажи. По виду сделок вал курс подразд на курс срочных сделок, курс сделок спот. Курс срочных сделок -это вал курс, исп при соверш вал опер на срок. Курс спот-сделок - это биржевые цены на кассовые сделки.По отношению к участникам сделки вал курс дифференцируется на курс покупки, курс пРодажи, средний валютный курс, кросс-курс.Курс покупки (покупателя) - цена, кот готовы заплатить покупатели.Курс продажи (продавца) - наим цена, по кот покупатель готов совершить сделку.Средний курс - среднеарифм между курсами купли и продажи.Кросс-курс - соотнош между двумя вал, опред на основ курса этих валют по отнош к третьей вал осущ преимущ по отнош к доллару США.По учету инфляции выдел реальный и номинал вал курс.
79. Виды вал оперВсе опер с ин вал и ценными бумагами в ин валюте' подразд на:текущие вал опер; вал опер, связанные с движением капитала.Тек вал опер явл вал опер, проводимые между резидентами и нерезид и предусматр:1)осущ расчетов по сделкам, предусматр экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информ, исключит прав на рез-ты интеллект деят, 2)предоставл и получение кредитов и (или) займов на срок, не превыш 180 дней;3)перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным опер;4)опер неторгового характера (выплата зар платы, стипендий, дарение, уплата налогов и др.).Вал опер, связ с движением капитала, явл:1)приобрет акций при их распред среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов;2)приобрет ценных бумаг, выпущ резидентами или нерез, за исключ приобрет'акций при их распред среди учредителей;3)переводы для осущ расчетов по обяз, предусматр передачу имущества, относимого, законодат РБ к недвижимому имуществу, либо| прав на него;4) предоставл и получ кредитов и (или) займов на срок, превыш 180 дней5) иные вал опер, не относимые к текущим вал опер.В наст время более широкое значение приобрели текущие вал опер.
81.Принципы налогооблажения.1.Равномерности. Существуют равные обязанности всех платить налог, но исходя из реальной платежеспособности, фискально обязанных лиц.2.Определенности. Должна быть ясность и определенность для всех лиц срока, способов уплаты налога и сумма платежа.3.Удобства. Нолог-е должно осуществляться так и тогда, когда и как плательщику удобнее всего платить налог.4.Экономности. Каждый налог должен быть разработан так, что бы он удерживал у налог-ка миним сумму, но достаточную для гос-ва.Экономическими и организационно правовыми методами являются:1.Всеобщности. Публично правовую обязанность уплачивать установл гос-м налоги.2.Однократности. Один и тот же объект может облагаться налогом одного и того же вида только 1раз за опред период.3.Стабильности. Обеспечивает неизменность налогов и сборов их ставок и льгот на протяжении бюджетного года.4.Оптимальности налоговых изъятий. Доля изъятий ввиде налогов должна быть такой, котор позвол плательщику иметь доход, позвол обеспеч норм развитие.5.Множественности налогов. Налог с-ма должна быть основана на различности налогов и объктов нал-я.6.Эффективности. Бюджетные поступления от отдельного вида налогов должны превышать затраты на его введение и сбор.
80. ЭК сущность и ф-ии налогов.Налог- обязательный индивидуально безвозмездный и безвозвратный платеж, кот. Осуществл физ и юр лица в форме отчуждения принадл им на правах собственности, хоз. Ведения или опер уп-я ден ср-в в респ или месн бюджеты.Осн. Признаки налогов: 1. Императивность: Налогоплат-к не вправе отказаться от уплаты возлож на него налога. 2. Смена формы собственности: Часть собственности одних субъектов, стан собств гос-ва. 3. Безвозвратность и безвозмездность: Налог сумма никогда не возвращается к налог-ку и он в замен ничего не получает. Ф-ии налогов: 1. Основные. 1.1. фискальная. Налоги формируют гос бюджет и в процессе уплаты нал-в осущ финанс-е разл гос программ. 1.2 регулирующая. Налоги и с-ма в целом оказывают влияние на конъюнкт рынка, на структуру занятости, развиития НТП. 1.3. стимулирующая. Налог с помощью опред систем льгот оказыв влияние на пр-во, безработ. 1.4 Сдерживающая. Увелич-е налогов может оказывать сдерживающее влияние на развитие отд отраслей и ур-нь потребления отд товара. 1.5. Воспроизводственная. Налоги, ч/з с-му нал льгот позволяют увеличивать объемы финансирования на реконстр., модернизацию, обновление осн фондов или стимулир развития НТП.2. Дополнительные. 2.1. перераспределительная. Обеспеч процесс перераспр м/д отраслями, территориями, разл слоями населения. 2.2. Социальная. Налоги позволяют достигать опред уровня соц равновесия в обществе по средствам изменения налог ставок для населения. 2.3. кантрольная. Объемы налог поступлений позволяют органам власти отслеживать изменения эк ситуации в стране.
82. Налог с-ма, классиф налогов.Налог с-ма – совок налогов , сборов и пошлин, которые становл гос-м, а также принципов, способов, форм и методов их взимания. Налог с-ма РБ: 1) Налоги уплачив из выручки: НДС, акциз, единый налог при упрощ с-ме налог-я. 2) налоги относимые на с/с: налог на недвижимость, земельный, экологический налог, отчисления в инновационный фонд. 3) налоги уплачиваемые из выручки: налог на прибыль, на доходы иностр организаций, подох налог с физ лиц. Классиф. Налогов: 1. По целевой направленности. –общие(предназнач для формир бюджета). – целевые (на конкр цели). 2. В завис от субъекта налог-я: - с физ лиц (подох. Налог). – с юр лиц (налого на прибыль) – смешанные (земельн налог, налог на недвижимость). 3. По объекту налогооблаж. – НДС – земля – недвижимость – прибыль 4.В завис от источника уплаты. – уплачив из з/п. – выручки – прибыли или дохода. – относятся на с/с. 5. По характеру налоговых ставок: - прапорциональные (сумма налога увелич с ростом дохода). – прогрессивные(чем выше доход, тем быстрее увеличивается плата).-регресивные (чем выше доход, тем ниже ставка). 6. По способу изъятия и переложения налогов: - прямые ( взимаются непосредственно с имущества или дохода плательщиков) -!!!- реальные прямые налоги (плачиваются с учетом предпологаемого среднего дохода плательщика (земельный). -!!!- личные прямые налоги (уплачиваются с фактически полученного дохода). – косвенные (устанавливаются ввиде надбавок и цене или тарифу и взимаются в процессе потребления товаров, работ, услуг. -!!!- Акциз – налог, котор устанавл на товары продоваемые внутри страны. -*- индивидуальные акцизы (облагается конкр вид товара). -*- универсальные.(облагаются все товары продоваемые на внутр рынке). -!!!- монопольные налоги(устанавл как разница гос-ва на пр-во опред видов продукции. -!!!- таможенные пошлины (облагаются товары и услуги при экспортно-импортных операциях). 7. По уровню закрепления в бюджете. – Закрепленные (налоги на достаточно длинный срок закреплены в кач-ве источника доходов за опред бюджетом). – Регулирующие (используются для регулирования сбалансир бюджетов в текущем году).
84.НДС, его знач-е,особен-ти изъятия,плательщики и объекты обложения.Платель-ми НДС явл: 1 орг-ции 2 ИП 3 доверительные управляющие 4 физ лица. Объектами обложения явл: 1 обороты по реал тов,работ,услуг,имущ прав на тер РБ. 2 ввоз товаров на тер РБ в соотв с налог и тамож кодексами. Объектами облож НДС не явл: 1 обороты по реал тов, дипломат-ким и приравн к ним представит-ям. 2 обороты по оказ услуг гос органами по предостав-ию юр и физ лицам опред прав. 3 имущ-во вносимое в качестве взноса в уставн фонд орг-ции 4 выбытие имущ-ва в связи с чрезв обстоят-ми. 5 обороты по первичному размещ-ю цен бумаг. 6 безвозм-я передача внутри одной орг-ции. 7 обороты по реал долей в уставн фонд орг-ции. В РБ действует зачетный метод исчисл НДС: сумма налога подлеж-го уплате в бюджет опред-ся как разность между общей суммой налога исчис-го по итогам налог-го периода и суммами налоговых вычетов.
83.Права и обязанности налогаплательщиков. 1. Плательщик имеет право:1.1. получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;1.2. получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;1.3. представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;1.5. на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном настоящим Кодексом;1.6. присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;1.7. получать акт или справку проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту или справке проверки;1.8. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;1.9. требовать соблюдения налоговой тайны;1.10. обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их долж-ностных лиц;1.11. на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов2. Плательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства.3. Плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом настоящим Кодексом и иными актами законодательства.Положение части первой настоящего пункта распространяется также на платель-щиков при исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин) на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных ими от Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.Права плательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налого-вых органов.1. Плательщик обязан:1.1. уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);1.2. стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;1.3. вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;1.4. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном законодательством порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин);1.5. вести учет дебиторской задолженности и не позднее пяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности;1.7. подписать акт или справку проверки. При наличии возражений по акту или справке проверки возражения по этим акту или справке представляются в срок, установленный пунктом 6 статьи 78 настоящего Кодекса;1.8. выполнять законные требования налогового, таможенного органа и их должностных лиц, в том числе требования об устранении выявленных нарушений законодательства;1.9. сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:1.9.1. об открытии или закрытии белорусскими организациями счета в банке за пределами Республики Беларусь – в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета;1.9.2. об участии в белорусской или иностранной организации – в течение пяти рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации. При этом физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Республики Беларусь, или иностранная организация не обязаны сообщать об участии в других иностранных организациях, если такое участие не связано с налогообложением в Республике Беларусь;1.9.3. о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, за ис-ключением организации, постановка на учет которой осуществлялась при ее государственной регистрации, – в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;1.9.4. об обособленных подразделениях организации – в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их создания или ликвидации;
85. Ставки НДС, порядок исчисления и уплаты. Ставки налога: 0%-при экспорте тов,работ,услуг в случ докум-го подтверждения экспорта. 10%-при реализ произвед-х на тер РБ продук растен-ва( за искл цветов-ва и декорат растений), пчел-ва, рыбов-ва,жив-ва.; привозе и реал продов-ных тов и тов для детей по перечню утвержд-ым президентом РБ. 20%-по тов не указ-ным в предидущих пунктах. Примен-ся расчетные ставки НДС: 9,09%-примен при реал тов по регулир-мым розничн ценам с учетом налога по штрафным санкциям для тов по кот использ ставка 10%. 16,67%- -//-, по санкциям для тов по ставке 20%. Сумма налога исчисл налогоплат-ком при реал тов,услуг,работ и опред как (налогооблаг база * Ставку НДС) /100. Налоговым периодом по ндс признается календ-й год; отчетным периодам по выбору плательщика явл календ месяц или календ квартал. Налог-ая деклар предост в налог органы не позд 20 числа месяца след за истекш налогов периодом. Уплата НДС произв не позд 22числа месяца след-го за отчетн периодом. От налогообл освобожд обороты по реал на тер РБ: 1 лекар-ных ср-в,мед техника,приборы,веет препар-ов по перечням утвержден през РБ. 2 мед услуги и услуги по уходу за больными,инвал-ми и пристар-ми. 3 услуги по содер детей в дет дошк учрежден. 4 продук питания,производимые студен-ми и шкуольными столовыми. 5 услуги в сфере образования,культуры,искусства. 6 жилищ-комун услуги, оказ физ лицам.
86.акцизыПлательщиками акцизов явл.организ..ИП.производящие подакциз.тов-ы и ввозящие подакциз-ые тов-ы на террит.РБ или реализ. Их на террит.РБ,а также физич.лица на кот-х возложена обязанность по уплате акцизов,взымаемых при ввозе товаров на террит.РБ.Под акцизными тов-ми приз-ся:1.спирт этиловый,алкогол.продук.2.пиво и пивные коктели 3.табач.изделия 4.автомобил.бензины(ДТ и бензин ,биодизел, газ)5.масло(для дизельных и инжектор-х двигателей)6.микроавтобусы и легковые авто.,в том числе переоборуд-ые в грузовые 7.пищевая спиртосодерж-ая продук. В виде растворов,эмульсии.кот. произ-ся с использ. Этилового спирта. Не приз-ся подакциз-ми тов: спиртосодерж-е, лекарс-ые, Срва. Ветеринар .препараты,парфюмерно-косметич.ср-ва; коньячный и плодовый спирт,а также виноматериалы. Акцизы в отличии от НДС взыск-ся на 1раз и полностью ложаться на конеч-го потреб-ля. Объектами облаж-я акцизами явл.:1.подакциз.тов-ы,производ-е плательщиками и реализ.ими на террит.РБ 2.ввоз-ые на террит.РБ подакциз.тов-ы. 3.подакциз.тов-ы ввезенные на террит.РБ при их передаче или реализ.
Освобож-ся от акцизов:1.подакциз. тов-ы при реализ.в магазинах безпошлинной торговли. 2.транспорт.ср-ва ввезенные организ.или ИП при их реализ. 3.спирт при его реализ.для произ-ва лекарств-х ср-в белорус-им организ-ям.4.конфискован-е и безхозяйные подакциз.тов-ы или тов-ы от кот-х произошел отказ в пользу гос-ва. 5.при реализ.подакциз.то-ы,помещен-е под таможен.процедуру экспорта.
87.Ставки акцизов в РБ действуют:1.твердые или специфич.-в абсолют.сумме на физич.единицу измерения подакциз.тов-а. 2.адвалорные или пропорциональные-рассчит-ся в % от стоим-ти товара. Порядок расчета суммы акцизов при твердых ставках:А=Vреализ.*СакцизаПри адвалорных ставках при формировании цены:А=(С/c+П)* Сакциза/100- СакцизаПри определ.сумме акциза из выручки от реализ.А=выручка-НДС* Сакциза/100Налоговая база по акцизам определ-ся:1.при реализ.произвед-х плательщиком подакциз.тов-ов;как объем реализ-х тов-ов в натурал.выраж-ии(если установл.твердые ставки)2.стоим-ть реализ-х подакциз-х тов-ов(если установл.адвалор-ые ставки) Налоговым периодом по акцизам призн-ся календар-й месяц,отчет.периодом-месяц,расчет налога произ-ся не познее 20числа месяца след-го за отчетным,а уплата не познее 22 числа месяца следующ-го за истекшим
94. Сборы и гос пошлина. Плательщики:орг-ции и физ лица, кот-ые: 1.Обращаются за совершением юр значимых действий в нотариальн конторы или к частным нотариусам. 2.Выступают ответчиками в судах, если при этом реш-ие суда принято не в их пользу. 3.Выступают должниками при взискании с них сумм на основании исполнительной надписи. Объекты обложения: 1.Рассмотрение исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды. 2.Нотариальн действия, совершаемые нотариусами. 3.Совершение действий, связанных с регистрацией актов гражданск сост-ия. 4.Гос регистрация орг-ций. 5. Выдача свидетельства по правесобственности на приватизирован объект. 6. Выдача лицензий на осуществление отдельных видов деят-ти. Объектами обложения не признаются: 1.Выдача дипломатич представит-ми и консульствами документов и совершение ими юр значимых действий, за кот взимется консульский сбор. 2. Рассмотрение исковых заявлений о ликвидац орг-ций и прекращ-ие деят-ти ИП
89.«Экологический налог».Плательщикам экол налога явл организ собственных отходов пр-ва, ИП. Бюджетные организации не уплачив эколог налог. Экол налог – предназнач финан-ия мероприятий связ с поддержкой экол благополучия государства. Объектами налогообложения экол налога явл: 1)выбросы загрязняющих в-в в атмосферный воздух. 2)сбросы сточных вод. 3)хранение и захоронение отходов пр-ва. 4)ввоз на терр РБ азонаразрушающих в-в. Налогооблагаемая база – определ как фактич объемы выбросов, сбросов, отходов пр-ва и азонаразрушающ в-в-. Ставки эколог налога устанавл по каждому объекту налогообл в зависимости от класса опасности, они устанавл в бел.руб. Исчисл-ся и уплачив-ся эколог налог ежеквартально, как произведение налог базы на налог ставку. Декларация по налогу предоставл в налог орган не позднее 20 числа месяца следующего за отчетн кварталом. Налог на добычу или изъятие прир ресурсов уплачивают организации или ИП. Объектом облажения явл. Добыча(изъятие) след прир ресурсов:*песок стекольный и строительный, *вода, *камень строительн, * мин вода, *грунт, *глина, *мел, *гипс,*доломит, * мореный дуб, *соль колийн и повареная,* нефть, *железн руды, *золото,янтарь, *торф,*сопропели. Налог базой явл фактич объем добывающих или изымаемых природн ресурсов. Ставки устанавл по каждому виду в бел.руб, за добычу сверхустановл лимитов либо без лимитов ставки увелич в 10 раз.
90.«Земельный налог». Земельн налог – обязат платежи всех землевладельцев и землепользоват в гос бюджет. Плательщикам зем налога явл организ и физ лица, которым земельн участки предоставл на праве пожизненного владения, постоян или времен пользование либо предоставл в собственность. Объекты налогообложения признаются: 1)земли общего пользования населен пунктов. 2)земли водного фонда (за искл с\х земель). 3)земли лесного фонда (за искл с\х земел).4)земли-запасы. 5)земельн участки садоводческих товариществ и дачных кооперативов. Налог база определ по баллу кадастровой стоимости и его площади. Площадь земельн участка устанавл в кач-ве налог базы для земель с\х назначения , земель используемых для добычы торфа и некоторых других. Ставки земельн налога определены за 1 га земли находящихся во владении или пользовании юр и физ лиц устанавл в бел.рублях. Земельным налогом не облагается земли повержены радиоактивному загрязнению, земли заповедников, ботанических садов , нац парков, архитектурных памятников, опытных полей, на земли занятые спортивными сооружениями, земли занятые под автомобильные и железные дороги, набережные, парки, земли общественных объединений инвалидов. Организац исчисл налог на землю сам самостоятельно в целом за год и представл в налог органы. Декларацию по сумме налога на текущий год не позднее 20февр текущего года. Уплаты налога пр-ся ежеквартально не позднее 22 числа второго месяца каждого квартала в размере 1\4 год суммы. На земли с\х назначения плата вносится в бюджет не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сент, 15 ноября.
91. «Налог на недвижемость»Плательщикам налога на недвиж явл организации, кроме бюджетных, и физич лица . Объектами обложения явл здания и сооружения, в том числе незавершенное строительство, кот наход в собственности либо во владении , веденьи или оперативные управленческие организации, также объектами явл здания и сооружения, включая жилые дома, содовые домики, квартиры, хоз подстройки, в т.ч. незавершенное строительство расположен на терр РБ и принадлежащие физ лицам. А также здания и сообружения взятые в аренду. Не признаются объектами облож: 1)здания и сооружения сверхнормативного строительства по объектам финанс-ия из бюджета, а также относящихся к объектам жилищного строительства. Налог база определ-ся организац исходя из наличия на 1 января каждого года зданий и сооружения по остаточной стоимости в том числе незавершен строит-ом. Ставки : 1)……2) 2%для организац имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства. 3) 0,1% для физич лиц включая ИП. Освобождаются от облож налога:1) здания и сооружения соц-культ назначения и жилищного фонда местных советов депутатов и организаций. 2) здания и сооружения предназнач для охраны окр среды. 3)здания и сооруж с\х назначения, кот принадлежат с\х организация