Практическое занятие 4 (6 часов)

1) Оценка уровня и динамики показателей финансовых результатов.

Таблица 9 – Оценка уровня и динамики финансовых результатов

Наименование показателей Сумма, тыс. руб. Темп роста, %
За отчетный период За прошлый период Отклонение гр.2-гр.З
Выручка от реализации услуг без НДС        
Себестоимость реализации услуг        
Коммерческие расходы        
Управленческие расходы        
Прибыль от реализации        
Проценты полученные        
Проценты к уплате        
Доходы от участия в других органи­зациях        
Прочие доходы        
Прочие расходы        
Прибыль отчетного периода        
Налог на прибыль        
Отвлеченные средства        
Нераспределенная прибыль отчетно­го периода        

2) Анализ влияния отдельных факторов на прибыль

Таблица 10

Анализ отдельных факторов, влияющих на прибыль Факторы тыс. руб. %
Увеличение выручки от реализации    
Повышение цен    
Снижение себестоимости реализации продукции    
Изменение коммерческих расходов    
Изменение управленческих расходов    
Общее изменение прибыли    

а) Влияние на прибыль изменения выручки;

б) Влияние на прибыль цен на услуги;

в) Влияние на прибыль себестоимости.

3) Анализ себестоимости туристской фирмы.

а) Расчет себестоимости тура методом «директ-костинг».

Рассчитать себестоимость тура по методу «директ-костинг» при сле­дующих условиях: информация о стоимости проживания в отеле «Hotel
Sydney» категории три звезды курорта Анталия (Кемер), о скидках и
возможных доплатах предоставлена турецкой компанией «Трек-Тревел»
(таблица 6.17); в поездку собирается группа туристов из 15 человек со сроком проживания 10 суток;

На основе этих данных туроператор производит расчет стоимости проживания в одноместном и двухместном номерах, с полупансионом с учетом доплат за обед и кондиционер.

Таблица 11 - Стоимость проживания в отеле «Hotel Sydney», скидка и допла­ты, предоставляемые компанией «Трек - тревел»

Размещение, скидки и доплаты Сроки размещения
    25 апреля-25 июня 26 июня— 15 ию­ля / 1сентября-30сентября 16 июля-31 августа
DBL(ctohmoctb проживания одного человека в двухместном номере) + НВ (полупансион)
80Ь(стоимость стандартного одноместного номера) + НВ (полупансион)
ПВЬ+ЕХВ(стоимость третьего взрослого в двухместном номе-ре) (скидка30%)      
Ребенок 0-6лет (бесплатно) - - -
Ребенок 6-12лет (скидка 50%)      
Доплата за кондиционер с но­мера в сутки
Доплата за обед

К стоимости размещения, скидок и доплат прилагаются расценки раз­
личных вариантов размещения взрослых и детей;

1ВЗР + 1 РЕБ (0-блет) = SGL

1 ВЗР + I РЕБ (6-12лет)=DBL

1 ВЗР + 2 РЕБ (0-6лет) = DBL

1 ВЗР + 2 РЕБ (0-6лет) (6-12лет) = DBL

1 ВЗР + 2 РЕБ (6-12лет) = DBL + 50%

2 ВЗР + 1 РЕБ (0-6лет) = DBL

2 ВЗР + 1 РЕБ (6-12лет) = DBL + 50%

2 ВЗР + 2 РЕБ (0-6лет) = DBL + 50%

2 ВЗР + 2 РЕБ (6-12лет) = DBL + 50% + 50%

2 ВЗР + 2 РЕБ (0-6лет) (6-12лет) = DBL + 50%

Стоимость проживания одного человека в. 1 сутки в одноместном и двухместном номерах складывается из стоимостей размещения с полупан­сионом и доплат за обед, и кондиционер.

Стоимость проживания третьего взрослого в номере определяется сложением стоимости размещения в двухместном номере с 30-ти процентной скидкой и доплат. Стоимость проживания детей определяется по вышеуказанной шкале вариантов раз­мещения детей и взрослых с добавлением доплат.

Результаты расчета стоимости размещения в отеле за весь тур
(10 суток) свести в таблицу 6.18.

Таблица 12 – Стоимость размещения в отеле «Hotel Sydney» 1 человека за 10 суток

Сроки DBL SGL DBL+EXB 1ВЗР+1РЕБ 1ВЗР+2РЕБ 2ВЗР+1РЕБ 2ВЗР+2РЕБ
0-6 6-12 0-6 0-6,6-12 6-12 0-6 6-12 0-6 0-6,6-12 6-12
25/4-25/6                          
26/6-15/7; 01/9-30/9                          
16/7-31/8                          

Помимо затрат на проживание в отеле в себестоимость тура входят стоимость авиабилетов (160 у.е.), трансфер (10 у.е.), страховка (9 уе.), экс­курсии (50 у.е.), а также затраты на руководителя группы и комиссия турагентам (35 у.е.).

Затраты на поездку руководителя группы складываются из затрат на
проживание (в случае, если отель не предоставляет бесплатных путевок
руководителям групп), авиабилетов, страховки, визы (11 у.е.), командиро­вочных (200 у.е.). Эти затраты распределяются на всех членов группы. Ре­зультаты расчета затрат на руководителя группы с учетом льгот на прожи­вание и без них свести в таблицу 6.19.

Таблица 13 - Расходы руководителя группы

Статьи затрат Сроки размещения
25 апреля – 25 июня 26 июня – 15 июля/ 1сентября – 30 сентября 16 июля - 31 августа
Авиабилеты      
Страховка      
Виза      
Командировочные      
Итого затрат      
Проживание      
Расходы приходящиеся на одного ту­риста группы 15 человек со льготой на проживание      
Расходы приходящиеся на одного ту­риста группы из 15 человек без льгот на проживание      

Перечисленные виды расходов фирмы относятся к прямым и перемен­ным затратам на формирование тура. В себестоимость тура мы не включаем другие расходы, которые относятся к постоянным и не зависят от объема ока­занных фирмой услуг (амортизация, заработная плата персонала, аренда офиса и др.). Расчет себестоимости тура на 1 человека свести в таблицу 6.20.

Таблица 14 -Расчет себестоимости тура

Затраты Сроки и варианты размещения
25апреля-25 июня 26 июня — 15 июля /1сентября-ЗОсентября 16 ИЮЛЯг 31 августа
DBL SGL DBL+ ЕХВ DBL SGL DBL+ ЕХВ DBL SGL DBL+ЕХВ
Авиабилеты                  
Страховка                  
Трансфер                  
Проживание, питание                  
Экскурсии                  
Итого                  
Затраты на руководителя групп (без льгот на проживание – со льготой)                  
Комиссия турфирмам                  
Себестоимость тура (без льгот на проживание руководи­теля группы - со льготой)                  

б) Анализ влияния выручки на себестоимость.

Проанализировать, как изменение выручки- от реализации повлияет на уровень себестоимости, если постоянные расходы фирмы составляют 18%, результаты свести в таблицу 21.

Таблица 15 - Анализ себестоимости

Показатели Прошлый год Отчетный год Изменение.
тыс. руб. % к выр. тыс. руб. % к выр. тыс. руб. % к выр.
1) Выручка от реализации            
2) Себестоимость всего, в том числе:            
Условно постоянные затраты            
Переменные затраты            

в) Анализ безубыточности

Рассмотреть, каков минимальный объем реализации путевок, при ко­тором фирма покрывает свои расходы и работает, безубыточно.

а) Построить график безубыточности.

б) Рассчитать безубыточный объем продаж по формуле:

Безубыточный объем продаж = постоянные затраты/доля валовой прибыли в объеме продаж.

Доля валовой прибыли в объеме продаж равна единице минус доля переменных затрат в объеме продаж.

Наши рекомендации