Принципы межбюджетных отношений
Основные положения межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Межбюджетные отношения основываются на принципах:
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
- разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
- равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
- равенства всех бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Отдельные виды расходов могут передаваться из вышестоящего бюджета нижестоящему только путем включения соответствующих норм, (положений) в федеральные или региональные законодательные акты.
В течение финансового года органы законодательной и исполнительной власти не вправе принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы (решения) о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение доходов.
Принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных особенностей субъектов РФ и согласовываются с субъектами РФ при принятии закона о бюджете на очередной финансовый год.
Оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в следующих формах:
предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;
предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.
Финансовая помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджету субъекта РФ предоставляется при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство РФ.
Субъект РФ - получатель финансовой помощи не имеет права:
ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений;
предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3 % расходов бюджета субъекта РФ;
предоставлять государственные гарантии субъекта РФ в размере, превышающем 5 процентов расходов бюджета субъекта РФ.
Такие же нормы действуют и в отношении муниципальных образований -получателей финансовой помощи из бюджета субъекта РФ на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности.
Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным законом и определяются возможностями консолидированного бюджета РФ. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ,
При этом Федеральным законом от 09.07.99 N 159-ФЗ установлено, что до принятия соответствующего федерального закона порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Все бюджеты составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств. Пока не обеспечено финансирование минимальных государственных социальных стандартов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности, в проект бюджета не могут быть включены расходы, не связанные с достижением минимальных государственных социальных стандартов.
Субвенции бюджетам субъектов РФ предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, а именно:
- расходов по федеральным целевым программам;
- капитальных расходов;
- расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- иных целевых расходов.
Порядок предоставления и расчет субвенций бюджетам субъектов РФ определяются специальным федеральным законом либо федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
При предоставлении финансовой помощи бюджету субъекта РФ у органов государственной власти РФ появляются согласно бюджетному законодательству дополнительные права. Уполномоченный орган государственной власти РФ вправе провести ревизию бюджета субъекта РФ - получателя финансовой помощи из федерального бюджета.
При получении субъектом РФ финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, ревизия бюджета субъекта РФ проводится в обязательном порядке.
Ревизию бюджета субъекта РФ могут проводить контрольный орган Министерства финансов. Счетная палата РФ.
Оказание финансовой помощи из бюджета субъекта РФ местному бюджету может быть осуществлено в следующих формах:
- предоставление финансовой поддержки муниципальных образований из фондов субъектов РФ;
- предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;
- иные формы, предусмотренные бюджетным законодательством субъекта РФ.
Порядок предоставления и расчет финансовой помощи определяются законом субъекта РФ либо законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год. Порядок и условия предоставления бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ определяются органом исполнительной власти субъекта.
Орган государственной власти субъекта РФ вправе провести ревизию местного бюджета - получателя финансовой помощи из бюджета субъекта РФ. Ревизию бюджета муниципального образования может проводить орган финансового контроля исполнительной власти или контрольный орган субъекта РФ.
Законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными целевыми программами либо федеральными законами.