Организационные и информативные методы
Концепции управления проектами.
Понятие проект объединяет различные виды деятельности, которые обладают общими признаками:
1 достижения конкретных целей, определенных результатов
2 координации различных взаимосвязанных действий
3 ограниченность во времени (определение начала и конца проекта)
Основные элементы проекта.
1 замысел ( проблемы и задачи)
2 средства реализации( решение)
3 цели реализации(результат решения)
История управления проектами.
Как дисциплина управление проектами была создана в развитых западных стран в 50 годы 20 века. Это было вызвано ростом масштаба проекта, его ориентированности и соответствие стоимости объема выделяемых денежных средств и размером прибыли. В СССР методы управления проектами были разработаны в конце 50ых годов,они были использованы при создании оборонных заводов и гражданских объектов. Наиболее эффективно они стали внедряться в середине 60 годов. В первые в СССР и мировой практике 30ые годы советскими учеными были разработаны теоретические основы и практические методы календарного планирования и поточного строительства. 70ые годы большинство крупных компаний в западноевропейских странах учитывая растущие масштабы и сложность их деятельности в условиях жесткой конкуренции стали развивать такие методы управления проектами НИОКР( научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)
Базовые варианты управления проектами.
1" основная система « -Руководитель( менеджер проекта) является представителем (агентом) заказчика, финансовая ответственность за принятие решений не несет. Им может быть любое юридическое или физическое лицо,т.е. участник проекта имеющие лицензию на профессиональное управление, в этом случае менеджер проекта обеспечивает координацию и управление ходом разработки и реализации проекта,но в контрактных отношениях с другими участниками проекта кроме заказчика не состоит.
Преимущества данной системы управления: объективность менеджера. Недостаток: ответственность за результаты проекта возлагается на заказчика.
2 Система " расширенного управления" - Руководитель( менеджер проекта) принимает ответственность в пределах фиксированной сметы, он обеспечивает управление и координация процессов проекта соглашение между ними заказчиком и участниками проекта. Руководитель проекта любое юридическое и физическое лицо имеющий лицензию на профессиональное управление и способное отвечать по своим обязательствам перед заказчиком. Менеджер управляет проектом координирует поставки и работу, в этом случае ответственность возлагается на менеджера проекта в пределах его контракта.
3 "Система под ключ» - Руководитель( менеджер проекта) как правило проектно-строительная фирма или компания с которой заказчик заключает контракт под ключ объявленной стоимостью проекта.
Макроэкономические факторы влияющие на управление проектами:
1 Бюджетная политика- это основной механизм государственного регулирования экономики который в том числе влияет на масштабы и стоимость любых проектов.
2 Финансово-кредитная политика- государство включает методы финансового маневрирования Центробанка Российской Федерации. Выполняет функцию расчетов и аккумулирования денежных средств ,банки являются институтом определяющие стратегию и тактику кредитной политики от которой зависит финансирование проектов и гос. программ.
3 Таможенная политика. Система лицензирования импорта и экспорта( регулирование размеров таможенных пошлин является одним из самых не более действенных рычагов воздействия государства на производителя)
4 Ценовая политика. Производимые государством воздействует на экономику, в том числе на цены на энергоносители, транспортные тарифы, а также на цену продукции закупаемой для федеральных нужд( гос услуги).
5 Внешнеэкономическая политика. Важным направлением стимулирование внутреннего рынка может выступать внешнеэкономическая политика. Она помогает решать вопросы внешней задолженности и привлечение некоторых инвестиций.
Организационные и информативные методы.
Важные функции гос. управления является контроль за соблюдением законодательно установленных нормативов. Осуществляется с помощью системы административных взысканий( штрафы, льготы, санкции и т д).
Проект- это последовательность взаимосвязанных событий которые протекают в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение определенного результата.
Управление проектом представляют собой методологии организации, планирования, руководство, координация, человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненный цикл проекта и направлена на эффективное достижение целей. Для эффективного управления проектом необходима команда проекта( специальная группа которая является участником проекта и осуществляет управление инвестиционным процессам в рамках проекта)
Жизненный цикл проекта- это временной период между моментом появления проекта и моментом его завершения. Жизненный цикл проекта делится на фазы: пред инвестиционную, инвестиционные и эксплуатационные.
Количество фаз жизненного цикла проекта может быть разным и зависит от специфики проекта.
Например жизненный цикл проекта может иметь 5 фаз:
1 Концептуальная( формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, технико-экономическое обоснование, планирование проекта)
2 Фаза разработки проекта. Включает определение структуры работ исполнителей. Построение календарный график работ, бюджет проекта, разработку проектно-сметной документации, переговоры, заключение контрактов подрядчиком и поставщиками.
3 Фаза заполнения проекта. Включает работы по его реализации ( строительство, маркетинг , обучение персонала)
4 Фаза завершение проекта. Включает приемочные испытания, опытную эксплуатацию, сдачу проекта в эксплуатацию.
5 Эксплуатационная фаза. Включает приемку, запуск, замена оборудования, расширение, модернизацию, инновацию.