К выполнению контрольной работы. о.а. зябликова
О.А. Зябликова
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
Методические указания по изучению дисциплины
и задания для контрольной работы
студентам заочного отделения по направлению подготовки
080200 − «Менеджмент»
Заречный 2015
Зябликова О.А.
Финансы и кредит. Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы студентам заочного отделения по направлению подготовки 080200 – «Менеджмент» / О.А. Зябликова. – Заречный: Издательство …., 2015. – 70 с.
В методических указаниях приводится задания для контрольной работы, рекомендации по ее выполнению, задания для практических занятий, краткое изложение содержания курса по отдельным темам, контрольные вопросы для проверки усвоения теоретического материала.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие методические указания к изучению дисциплины… 2 Краткое изложение содержания курса по отдельным темам……………………………………………………………… 2.1 Понятие денег, их функции и роль ………………….. 2.2 Денежное обращение…………….…………………… 2.3 Финансы и кредит в системе денежных отношений.. 2.4 Организация финансов современного общества …... 2.5 Финансовая политика и управление финансами …... 2.6 Бюджетное устройство и бюджетный процесс …….. 2.7 Государственный бюджет …………………………… 2.8 Региональные финансы ……………………………… 2.9 Внебюджетные фонды ……………………………….. 2.10 Государственный и муниципальный кредит………. 2.11 Финансы коммерческих организаций……………… 2.12 Финансы некоммерческих организаций…………… 2.13 Финансы домашних хозяйств………………………. 2.14 Международные финансово-кредитные отношения 3 Методические указания к выполнению контрольной работы ……………………………………………………………. 4 Вопросы и задачи к контрольной работе ………………….. 5 Тесты ……………………………………………………........ 6 Решение задач для развития навыков владения экономическими расчетами…………………………………………….. 7 Варианты контрольных работ ……………………………… 8. Вопросы для самоконтроля и подготовки к экзамену……. Рекомендуемая литература…………………………………. |
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих процессов мирового развития. Хорошие знания финансовой сферы деятельности необходимо сегодня ещё и потому, что страна переживает глубокий экономический и финансовый кризис. Первостепенное значение в этих условиях приобретают правильные ответы на вопросы о том, как стабилизировать экономическую ситуацию, что может обеспечить эффективное ведение хозяйства, какими методами добиться нормального финансового положения страны.
Изучение основ финансовой науки выдвигает следующие задачи:
− раскрыть теоретические основы функционирования финансов, показав не только их сущность и роль в экономике, но и возможности целенаправленного их использования посредством разработки и использования финансовой политики, организации, управления и финансового контроля;
− познакомить с принципами организации финансов в разных сферах деятельности, основами формирования и использования целевых денежных фондов;
− показать, что финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.
Учебная дисциплина «Финансы и кредит» имеет целью формирования у студентов устойчивых фундаментальных знаний о сущности:
− финансов, их роли в расширенном производстве, финансовой системе, тенденциях развития государственных и муниципальных финансов, а также финансов хозяйствующих субъектов;
− кредите, как экономической категории, играющую важную роль в современной рыночной экономике, его формах и видах, сущности и структуре, ссудном и банковском проценте.
По результатам изучения дисциплины «Финансы и кредит» студент должен знать:
- структуру и институты денежно-кредитной системы;
- порядок формирования стоимости активов и обязательств организации;
- основные факторы, которые влияют на котирование стоимости финансовых инструментов;
- основные принципы функционирования рынков капитала, индикаторы и инструменты ссудного, валютного и фондового рынков.
По результатам изучения дисциплины «Финансы и кредит» студент должен уметь:
- прогнозировать влияние изменений финансовой среды на условия деятельности организации;
- оценивать причинно-следственные связи и взаимосвязи рыночных индикаторов и условий работы организации;
- оценивать последствия изменений индикаторов и параметров рынка капиталов для организации.
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ
Тема 1. Понятие денег, их функции и роль
В экономической теории существует 2 теории происхождения денег:
− рационалистическая;
− эволюционная.
Рационалистическая теорияобъясняет происхождение денег как итог соглашения между людьми, которые изобрели их в виде специального инструмента, служащего для передвижения стоимостей в меновом обороте.
Эволюционная теорияобъясняет появление денег как результат эволюционного процесса, который сам по себе, независимо от желания людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место. Важным выводом этой теории является вывод о товарном происхождении денег.
В настоящее время теорией выделяются следующие виды денег:
− металлические (полноценные или действительные) деньги;
− бумажные деньги (знаки стоимости);
− кредитные деньги (заместители действительных денег).
Металлические деньгиявляются действительными деньгами, т.е. деньгами у которых номинальная стоимость соответствует реальной стоимости или стоимости металла, из которого они изготовлены. Металлические деньги (медные, серебряные, золотые) позволили перейти от товарно-счетного всеобщего эквивалента к товарно-весовому.
Более поздним этапом развития металлического денежного обращения стало появление монеты,позволившей перейти к металло-чеканному всеобщему эквиваленту. Монетаесть некоторое гарантированное количество металла, обладающее установленными законом отличительными признаками. В большинстве стран действительными деньгами стало золото.
Бумажные деньгиявляются знаками, представителями полноценных денег, их количество в обращении определяется стоимостью золотого запаса государства. Исторически бумажные деньги возникли из металлического обращения и появились в обороте как заменители ранее находившихся в обращении серебряных и золотых монет.
Эмитентами бумажных денег являются либо государственное казначейство, либо центральные банки. Бумажные деньги представляют эмиссионный всеобщий эквивалент.
Кредитные деньгивозникают с развитием товарного производства. Их появление связано с функцией денег как средства платежа, где деньги выступают обязательством, которое должно быть погашено в установленный срок. Кредитные деньги прошли следующий путь развития: вексель – акцептованный вексель – банкнота – чек – электронные деньги – пластиковые карточки.
Вексель –это документ, составленный по установленной законом форме и содержащий безусловное абстрактное (без относительно вида сделки) письменное долговое обязательство.
Акцептованный вексель –это вексель, гарантированный к оплате третьим лицом (чаще всего банком).
Банкнота –доминирующая форма кредитных денег, выпускаемая в настоящее время центральным банком и имеющая кредитное обеспечение (векселя, ценные бумаги государства). Банкноты являются бессрочными долговыми обязательствами государства и благодаря своей государственной гарантии становятся общепризнанным всеобщим эквивалентом.
Чек –денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате держателю чека указанной в нем суммы.
Электронные деньгивозникли в результате механизации и автоматизации банковских операций, перехода к использованию ЭВМ. Внедрение ЭВМ позволило прейти от бумажных носителей информации в денежной сфере, а к электронным базам данных и осуществлением платежей через внесение электронных записей.
Пластиковые карточки– именной денежный документ, удостоверяющий наличие счета ее владельца в кредитном учреждении и дающий право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными деньгами.
Деньги выполняют 5 функций: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа, мировые деньги.
Мера стоимости.Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия их уравнивания. Формой проявления стоимости товара является цена. Цена –это стоимость товара, выраженная в деньгах.
Средство обращения.Товарное обращение состоит из 2 операций: продажи одного товара и купли другого. В этом процессе деньги играют роль посредника в обмене обоих товаров: Т – Д – Т. Таким образом, деньги позволяют уйти от непосредственного обмена товар на товар (бартера) Т – Т и преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы характерные для последнего и ограничивающие товарное обращение.
Средство образования накоплений.Данная функция эволюционировала вместе с эволюцией денег. В период функционирования полноценных денег золото и серебро служило формой образования сокровищ. Накопление кредитных денег требует их обращение в денежный капитал. Этому способствует расширение и концентрация банковского дела.
Средство платежа.Данная функция возникла в связи с развитием кредитных отношений. В этой функции деньги используются при:
- продаже товаров в кредит;
- выплате заработной платы рабочим и служащим;
- осуществлении платежей в бюджет.
Функция денег как средство платежа может быть представлена в следующей форме:
Т – О – временной разрыв – О – Д
Мировые деньги.Данная функция возникает вследствие международного разделения труда и мирового рынка. Парижским соглашением 1867г. единственной формой мировых денег было признано золото 995 пробы. В современных условиях мировыми деньгами являются валюты ведущих стран мира.
Литература: 16, 18, 22
Тема 2. Денежное обращение
Совокупность всех денежных платежей совершаемых в экономике представляет собой денежное обращение.
Денежное обращение делиться на 2 сферы:
− наличную;
− безналичную.
Наличное обращение обслуживается банкнотами и разменной монетой, соотношение между которыми составляет 90% к 10%. Наличное обращение в основном используется при образовании доходов населения и их расходовании. Выдача денежных средств населению производиться по расходным кассовым ордерам и платежным ведомостям, которые подписываются руководителем и главным бухгалтером организации. Прием денежных средств осуществляется по приходным кассовым ордерам, который подписывается бухгалтером и кассиром. При оказании организацией услуг прием наличных денег осуществляется с обязательным применением контрольно-кассовых аппаратов. Для организаций ограничивается сумма средств, которую оно может иметь в кассе (лимит – устанавливается банком по согласованию с руководителями предприятий). Также ограничен максимальным размером расчет наличными деньгами по одной сделке.
Безналичное обращение – движение стоимости без участия наличных денег. В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения:
− безналичные расчеты за товары и услуги;
− безналичные расчеты по финансовым обязательствам (платежи в бюджет, погашение банковских ссуд, расчеты со страховыми компаниями и пр.).
Безналичные расчеты – это перевод денежных средств путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета заемщика и зачисляются на счет получателя.
В Российской Федерации установлены следующие формы безналичных расчетов:
− расчеты платежными поручениями;
− расчеты по аккредитиву;
− расчеты чеками;
− расчеты по инкассо.
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи.
Чек − это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.
С целью достижения равновесного состояния между предложением денег и спросом на них в практике денежного обращения разработана система показателей, позволяющих контролировать предложение денег.
Важнейшим показателем является показатель денежной массы. Денежную массуможно определить как совокупность денежных средств, предназначенных для оплаты товаров и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми предприятиями, организациями и населением.
При разработке экономической политики и установлении количественных ориентиров макроэкономических пропорций используются различные агрегированные (суммарные) показатели объема и структуры денежной массы – денежные агрегаты.Они различаются широтой охвата тех или иных финансовых активов и степенью их ликвидности (т. е. способностью быть немедленно истраченными как покупательное и платежное средство). Применительно к каждой стране существуют различные концепции определения денежной массы.
Важнейший компонент денежной массы – денежная база. Денежная базавключает наличные деньги вне Банка России, обязательные резервы банков в банке России и остатки на корреспондентских и других счетах банков в ЦБ РФ.
Таким образом, наличные деньги в обращении входят в денежную массу непосредственно, а другая – средства банков в Центральном банке вызывает многократное увеличение денежной массы в виде банковских депозитов. Это связано со способностью банковской системы создавать депозиты на основе выдачи банковских ссуд и называется депозитной (кредитной) эмиссией.
Степень кумулятивного увеличения депозитов в процессе кредитования называется кредитно-депозитным (банковским) мультипликатором.
Вторым показателем денежного обращения является скорость обращения денег, представляющая собой показатель интенсификации движения денег в их функциях как средства обращения и средства платежа.
Скорость обращения денег зависит от многих факторов:
− технологии совершения платежей;
− частоты выплаты заработной платы;
− издержек удержания денег в качестве актива и др.
Увеличение скорости обращения денег при неизменной денежной массе равносильно увеличению денежной массы, что способствует усилению инфляционных процессов.
Литература: 16, 18, 22
Тема 3. Финансы и кредит в системе денежных отношений
Финансы- это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВОП или НД в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материального стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Выделяют три функции финансов: распределительная, контрольная и регулирующая.
Сущность финансов проявляется, прежде всего, через распределительную функцию. Через эту функцию реализуется общественное назначение финансов − обеспечение каждого субъекта хозяйствования и государства необходимы ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального назначения. Выделяют первичное распределение. Это распределение приводит к формированию, так называемых, основных или первичных доходов. Эти доходы образуются при распределении НД среди участников материального производства (внутрихозяйственное и внутриотраслевое распределение). Вторичное перераспределение НД связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы или денежные ресурсы в отраслях непроизводственной сферы.
Контрольная функцияфинансов непосредственно связана с распределительной (имеет производный характер) и основывается на том, что финансы обладают свойством количественно (через объем финансовых ресурсов и размеры денежных фондов) отображать производственный процесс в целом и его различные фазы. Благодаря этому свойству финансы способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются пропорции распределяемого НД, обеспечивается ли непрерывный воспроизводственный процесс.
Регулирующая функциясвязана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги и т.д.) в процесс воспроизводства. Посредством данной функции достигается регулирование экономики и социальных отношений. Регулирующая функция финансов непосредственно связана с распределительной функцией и иногда с ней отождествляется.
Кредит– это экономические отношения между экономическими партнерами по предоставлению денег или товаров в долг на условиях срочности, возвратности, платности.
Предпосылкой возникновения кредита послужило имущественное расслоение общества в период разложения первобытнообщинного хозяйства, однако, условия необходимые для появления кредитных отношений создают товарно-денежные отношения.
Различают следующие формы кредита:
1. Банковский кредит. Кредитором в сделке выступает банк. Является самой распространенной формой кредита.
2. Государственный кредит. Одной из сторон кредитной сделки выступает государство.
3. Коммерческий кредит – кредитная сделка между двумя хозяйствующими субъектами – продавцом (кредитором) и покупателем (заемщиком), при которой предприятие продавец предоставляет отсрочку платежа за свой товар, а покупатель передает продавцу вексель как долговое свидетельство и обязательство платежа. Коммерческий кредит представляет собой товарную форму кредита.
4. Потребительский кредит. Заемщиком выступает население.
5. Ипотечный кредит – предоставление ссуд под залог недвижимого имущества.
6. Международный кредит – движение ссудного капитала в сфере международный экономических и валютно-финансовых отношений, в котором одним из субъектов выступает лицо, проживающее или зарегистрированное в другом государстве, а также иностранное государство.
Выделяют три функции кредита: перераспределительная, регулирующая и стимулирующая. Перераспределительная функция.С ее помощью происходит перераспределение национального дохода между экономическими субъектами. Назначение этой функции – удовлетворение временных потребностей в средствах у юридических и физических лиц, а также государства за счет временно свободных денежных средств других лиц. Особенностью функции является то, что она охватывает только временные свободные средства и удовлетворяет только временные потребности в средствах платежа и обращения.
Регулирующая функциязаключается:
− в способности кредита обеспечивать непрерывный воспроизводственный процесс (за счет ссуженной стоимости привлекаются необходимые дополнительные ресурсы для организации производства);
− в регулировании структуры общественного производства и создании сбалансированной экономики (норма процента выступает главным фактором межотраслевого и межтерриториального перелива капитала. Свободный перелив капитала создает условия для быстрого удовлетворения возникающего спроса на товары и услуги. Благодаря ссудному капиталу создается необходимое предложение товаров и услуг).
Стимулирующая функциясостоит в том, что заемщик, заключивший кредитной соглашение, берет на себя обязательства вернуть не только основную сумму долга, но и проценты (вознаграждение кредитору), а это требует, во-первых, производительного использования кредита и, во-вторых, повышения эффективности производства.
Все формы кредита основываются на единых принципах: возвратность, срочность, платность, обеспеченность.
Ссудный процент –плата, взимаемая кредитором с заемщика за пользование кредитом (ссудой). При начислении процентов за пользование ссуженной стоимости используется способ простых и сложных процентов.
Простые проценты.Начисление процентов производится на постоянную базу (первоначальный размер ссуженной стоимости). Этот способ начисления процентов используется, как правило, при краткосрочном кредитовании. В данном случае расчет производиться по следующей формуле:
S = P (1+ni), где
S – сумма выплат по кредиту с учетом первоначального долга (наращенная сумма долга);
P – первоначальный долг;
n - продолжительность ссуды в годах или отношение периода пользования ссудой в днях к применяемой базе исчисления (360 или 365 дней);
i – процентная ставка.
Сложные проценты.Данный способ начисления процентов применяется при долгосрочном кредитовании, когда по истечении периода начисления новое начисление процентов производится на наращенную сумму. Расчет производится по следующим формулам:
S = P (1 + i)n – при постоянной ставке процентов
S = P (1+i1)n1 * (1 + i2)n2 * … * (1 + ik)nk – при переменной ставке.
В условиях инфляции при определении процентной ставки необходимо
учитывать уровень инфляции. Уровень процентной ставки, учитывающий инфляцию, может быть рассчитан 2-мя способами:
− приближенным: if = i +f ,
− точным: if = i +f + i * f / 100, где f – уровень инфляции в процентах.
Литература: 17, 19, 21, 25, 32
Тема 4. Организация финансов современного общества
Финансовая система −система форм и методов образования распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
В современных условиях существует несколько подходов к определению ее структуры. Наиболее полным является подход, согласно которого финансовая система имеет 5 звеньев:
− государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;
− внебюджетные специальные фонды;
− государственный и муниципальный кредит;
− фонды страхования;
− финансы предприятий.
Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Два последних относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Принципы построения финансовой системы.
1. Функциональное назначение каждого из звеньев финансовой системы.
2. Принцип единства - во всех звеньях и отраслях проводится единая финансовая политика, действуют единые законодательные документы, единая система отчетности и методологии.
3. Принцип территориальной обособленности финансовых отношений. Самостоятельность бюджетов субъектов РФ, а также наделение субъектов РФ реальными бюджетными правами создает условия для формирования в регионе системы финансовых отношений, отличной от системы финансовых отношений в других регионах.
Финансовое регулирование -это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
Основными объектами государственного финансового регулирования выступают:
− отраслевая структура экономики;
− территориальные экономические пропорции;
− социальная структура общества.
Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:
−·налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);
−·амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);
− различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);
−·льготное кредитование и страхование (более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов).
Методами финансового регулирования территориальных пропорций выступают:
−·механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы);
−·финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований;
−·изменение состава налогов, взимаемых на территории.
Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются:
−·использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость;
−·льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами;
−·различные социальные выплаты и льготы.
Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты.
Литература: 14, 24, 32
Тема 5. Финансовая политика и управление финансами
Финансовая политика- это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством своих функций.
Финансовая политика выступает составной частью экономической политики.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на:
− финансовую стратегию;
− финансовую тактику.
Цельюфинансовой политики является увеличение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.
В качестве структурных элементов финансовой политики выступают:
− налоговая политика;
− бюджетно-финансовая политика;
−денежно-кредитная политика.
Главное назначение налоговой политики состоит в изъятии части ВОП на общественные нужды. Инструмент реализации - виды налогов и их ставки, налоговые льготы и санкции, налоговые каникулы, налоговый кредит и др.
Бюджетно-финансовая политика связана с распределением бюджетных фондов, образуемых в стране и их использованием по отраслевому, целевому, территориальному назначению. Инструменты − бюджет и методы его расходования (бюджетные ассигнования, трансферты, субсидии, бюджетное кредитование, дотации, субвенции).
Непосредственно с финансовой политикой связан финансовый механизм.
Финансовый механизм -совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и перераспределительных финансовых отношений.
Финансовый механизм распадается на две части:
− директивный;
− регулирующий.
Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила организации финансов в сегментах финансов, не затрагивающих прямо интересы государства.
Управление финансами -действия управленческих структур, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики в финансовой системе в целом или в отдельных ее звеньях.
По своему содержанию процесс управления финансами - это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой.
Формы финансовых отношений − законодательно оформленные объективные финансовые отношения (например: налог, бюджетные ассигнования, распределение прибыли, бюджет, внебюджетные фонды, фонд накопления, фонд потребления, страховой фонд).
В процессе управления финансами формы финансовых отношений выступают в качестве объекта управления.
Субъектом управленияявляются организационные структуры, осуществляющие управление. Совокупность всех субъектов управления называется финансовым аппаратом.
Управление финансами в РФ прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание в лице двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами в системе исполнительной власти в РФ, выступает Министерство финансов России и его органы на местах.
В процессе управления финансами можно выделить несколько стадий.
− выработка (создание) форм финансовых отношений, их совершенствование − организация;
− практическое применение форм финансовых отношений (финансовая деятельность, состоящая из составления и исполнения финансовых планов) − текущее управление;
− проверка соблюдения, изучение, анализ действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования − контроль.
Основными направлениями современной финансовой политики являются:
1. Изменение расходов бюджета.
2. Совершенствование организации бюджетной системы.
3. Развитие государственного кредита. Определение емкости рынка государственных ценных бумаг.
4. Совершенствование финансового рынка как горизонтального метода распределения средств.
5. Совершенствование системы социальной защиты населения посредством реорганизации деятельности внебюджетных фондов. Реформа пенсионного обеспечения.
6. Совершенствование системы управления финансами. Развитие аудиторского контроля.
7. Налоговая реформа, преследующая снижение налогового бремени, укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов бюджета.
Литература: 23, 28, 32, 33
Тема 6. Бюджетное устройство и бюджетный процесс
Бюджетное устройство- представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязи объединенных в нее бюджетов и соответственно совокупность бюджетных прав, а также бюджетный процесс.
Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система.
Согласно Бюджетного кодекса РФ под бюджетной системой Российской Федерациипонимается «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами
права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Бюджетная система РФ состоит из 3 уровней и включает:
1 уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2 уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3 уровень - местные бюджеты (городские, районные, поселковые, сельские).
Бюджетный процесс -регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Бюджетный процесс охватывает 4 стадии:
− составление проекта бюджета;
− рассмотрение и утверждение бюджета;
− исполнение бюджета;
− составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Составление проектов бюджетовпредставляет собой первую стадию бюджетного процесса. На этой стадии бюджет впервые появляется как единый финансовый план соответствующего общественно-территориального образования. Составление проектов бюджетов возлагается на исполнительные органы. Ни один другой орган или организация не праве заниматься этой деятельностью. Порядок составления федерального бюджета и закона о нем урегулирован в ст. 184 БК РФ.
Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ Правительство согласно Бюджетному кодексу РФ обязано до 24 часов 26 августа внести на рассмотрение в Государственную Думу. Одновременно с проектом федерального бюджета в Государственную Думу РФ предоставляются и другие документы в том числе:
− предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период;
− прогноз социально-экономического развития РФ на предстоящий год;
− прогноз консолидированного бюджета;
− основные направления бюджетной и налоговой политики на предстоящий год;
− основные принципы и расчеты взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
− федеральные целевые программы и федеральные программ по развитию регионов;
− другие документы (всего 19 документов).
Рассмотрение и утверждение проектов бюджетовпредставляет собой стадию бюджетного процесса, на которой составленный проект бюджета становится обязательным финансовым планом соответствующей территории на очередной финансовый год. Бюджетным кодексом РФ установлена такая процедура рассмотрения проекта федерального бюджета, при которой их утверждение начинается с самых общих показателей и оканчивается наиболее детализированными. При этом в законодательстве четко определены процедуры, которые применяются при отклонении бюджета в том или ином чтении.
В первом чтении, которое проводится в течение 15 дней со дня внесения проекта в Государственную думу обсуждается концепция бюджета, а также иные наиболее общие воп