Сущность и критерии несостоятельности (банкротства) организации

Про­цесс банкротства, т. е. признание предприятия неплатежеспо­собным, регулируется государством специально издаваемыми за­конодательными актами и правительственными документами, таковым является Федеральный закон от 26 октября 2002 г, № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В соответствии с законом несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Дело о банкротстве может быть возбуждено, если требования к должнику – юридическому лицу составляет не менее 100 тыс. руб., а к должнику – гражданину – не менее 10 тыс. руб. С даты, назначенной для выплаты задолженности, должно пройти более 3 месяцев.

Для естественных монополий причиной для объявления банкротства может стать суммарная задолженность в 500 тысяч рублей, если с момента даты, определенной для выплаты, прошло более 6 месяцев. Правом обращения в суд с подобным заявлением обладают также кредитор и уполномоченный орган.

В международной практике признаки банкротства разделяют на две группы.

К первой группе относятся показатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем: повторяющийся спад производства, сокращение объема продаж и хроническая убыточность; наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской задолженности; низкие значения коэффициентов ликвидности и тенденция к их снижению; увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме; дефицит собственного оборотного капитала; систематическое увеличение продолжительности оборота капитала; наличие сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции; неблагоприятные изменения в портфеле заказов; падение рыночной стоимости акций предприятия; снижение производственного капитала.

Во вторую группу входят показатели, значение которых не дают основания рассматривать финансовое состояние как критическое, но сигнализируют о возможности его ухудшения в будущем при непринятии действенных мер. К ним относятся: зависимость предприятия от какого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или сбыта; потеря ключевых контрагентов; недооценка обновления техники и технологии; потеря опытных сотрудников аппарата управления; вынужденные простои, неритмичная работа, неэффективные долгосрочные соглашения; недостаточность капитальных вложений и т. д.

Исторически в теории права существует два основных критерия определения факта банкротства: неплатежеспособность – отсутствие возможности у должника выплатить задолженность кредиторам; неоплатность – факт превышения пассива над активом организации. В соответствии с действием Федерального закона от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» организация объявляется банкротом, если она не способна в полном объеме удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. К обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательства, взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ. Виды обязательств перед кредиторами: задолженность за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги; суммы займа с процентами, подлежащими уплате должником. Критерии неплатежеспособности:

-неисполнение обязанностей по уплате указанных сумм платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты платежей;

-требование к должнику в совокупности составляет 500 минимальных размеров оплаты труда.

Оценка структуры баланса в соответствии с методическим положением по оценке финансового состояния и установления неудовлетворительной структуры баланса осуществляется на основе показателей:

-коэффициента текущей ликвидности;

-коэффициента обеспеченности собственными средствами;

-коэффициентов утраты (восстановления) платежеспособности.

Для диагностики вероятности банкротства часто используются упрощенные подходы, основанные на применении ограниченного круга показателей, интегральных показателей, рейтинговых оценок на базе рыночных критериев финансовой устойчивости предприятий, факторных регрессионных и дискриминантных моделей и др.

Предприятие считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если оно не исполнило свои обязательства в течение трех месяцев. Это относится как к денежным обязательствам по гражданско-правовым сделкам, так и к обязательным платежам (налогам, сборам, обязательным взносам). Условием для возбуждения дела о банкротстве в арбитражном суде является наличие задолженности сумме не менее 100 тыс. руб.

При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований кредиторов к неплатежеспособному предприятию могут быть применены следующие процедуры:

- наблюдение — процедура, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

- финансовое оздоровление - процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

- внешнее управление - процедура восстановления платежеспособности;

- конкурсное производство - процедура банкротства, при­меняемая к должнику, признанному банкротом, в целях сораз­мерного удовлетворения требований кредиторов;

- мировое соглашение - процедура банкротства, применяе­мая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

Во время наблюдения — деятельность орга­низации-должника продолжается в обычном порядке. Введение наблюдения автоматически не отстраняет руководителя долж­ника. Это может сделать только арбитражный суд по ходатай­ству временного управляющего. На этой стадии проводится первое со­брание кредиторов. Кредиторы получают информацию о финан­совом состоянии должника.

Если наблюдение не приводит к восстановлению платежес­пособности должника, то вводится вторая стадия банкротст­ва - финансовое оздоровление. Причем с ходатайством о введении этой стадии могут выступить учредители или собственники иму­щества должника. На этой стадии принимается план финансово­го оздоровления и график погашения задолженности. План мо­жет предусматривать конкретные мероприятия по восстановле­нию платежеспособности должника. Например, привлечение средств внешнего инвестора.

Если стадия финансового оздоровления не приносит результата, то начинается следующая стадия - внешнего управления. На этой стадии прекращаются полномочия руководителя должника и управление делами полностью переходит к внешнему управляющему. Внешний управляющий должен попытаться сохранить предприятие и не довести его до ликвидации. При этом план внешнего управления может включать следующие мероп­риятия: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; уступка прав требования должника;

- размещение дополнительных акций должника и т. д.

В качестве одной из мер восстановления платежеспособности предприятия предусматривается дополнительную эмиссию акций. Если эта стадия не приносит результата, то вводится кон­курсное производство, т. е. продажа предприятия.

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ, МЕТОДЫ И ЭТАПЫ.

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников.

Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения.

Финансовое планирование — это многоуровневая система расчетов, которые затем консолидируются в балансе доходов и рас­ходов (финансовом плане).

Основные этапы финансового планирования: 1. Расчет величины выручки от продажи продукции (работ, услуг).2. Расчет величины затрат на производство и реализацию про­дукции. 3. Расчет прибыли от реализации и прочих доходов и расходов. Определение размера прибыли на планируемый период. 4. Расчет источников финансирования прироста внеоборотных активов (капитальных вложений). 5. Расчет потребности предприятия в оборотных средствах и источников финансирования прироста норматива оборотных средств. 6. Распределение прибыли по направлениям ее использования. 7. Расчет источников финансирования научно-исследователь­ских работ, содержания объектов социальной сферы и других рас­ходов, финансируемых из различных источников. 8. Составление проверочной таблицы (шахматки) соответствия расходов предприятия источникам финансирования. 9. Составление баланса доходов и расходов (финансового плана).

Для финансового планирования используют следующие методы: метод экономического анализа; нормативный метод; метод балансовых расчетов; метод денежных потоков; метод многовариантности расчетов; метод экономико-математического моделирования.

По периоду охвата финансовое планирование подразделяется на перспективное, текущее и оперативное.

Перспективное планирование предполагает раз­работку финансовой стратегии предприятия, которая дает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Его результатом является разра­ботка трех основных финансовых документов: прогноза отчета о прибылях и убытках; прогноза бухгалтерского баланса; прогноза движения денежных средств, основная цель которых — прогнозная оценка финансового состояния предприятия.

Текущее финансовое планирование охватывает период не более одного года. Для проверки составляется шахматный, или проверочный, баланс. Шахматный баланс, представляет собой матрицу, где по вертикали располагаются расходы пред­приятия на текущий период (отток денежных средств), а по гори­зонтали все источники финансирования предстоящих расходов (приток денежных средств). Цель данной таблицы — сбалансировать доходы и расходы предприятия.

В процессе текущей деятельности предприятия осуществляется оперативное планирование. Виды оперативного планирования: платежный календарь; кассовый план; кредитный план.

Платежный календарьсоставляется на период не более одного месяца и не менее 5 дней. В платежном календаре приток и отток денежных средств должны быть сбалансированы. Кассовый плансоставляется с целью определения оборота налич­ных денежных средств на предприятии. Кредитный планразрабатывается по мере необходимости и пред­ставляет собой технико-экономическое обоснование привлечения краткосрочного кредита и график его возврата.

Учет по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования. Всесторонний (полный) бюджет — это сочета­ние финансового и производственного планов, выраженных в чис­ловых значениях. Бюджет — это количественное выражение плана, инструмент коор­динации и контроля за его выполнением. Бюджеты могут быть со­ставлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений. Основной бюджет охватывает производство, реализацию, рас­пределение и финансирование. Бюджетный цикл включает следующие этапы: 1) планирование деятельности организации в целом и по его под­разделениям; 2) разработка проекта бюджета; 3) просчет вариантов плана, внесение корректив; 4) окончательное планирование, про­ектирование обратной связи и учет меняющихся условий. Гене­ральный бюджет обеспечивает как производственное, так и фи­нансовое управление.

Первый этап планирования— организационный. На этом этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции.

Второй этап— производственное планирование. Егоцель — разработка производственной программы. Определя­ется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация.

Третий этапсвязан со вторым и включает всебя планирование издержек производства (производственной себестоимости).

Четвертый этап— планирование прибыли от реализации продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции.

Результаты прогнозных расчетов переносятся в проект Отчета о финансовых результатах. Затем может формироваться прогнозный баланс и, наконец, финансовый план.

Наши рекомендации