Ожидаемые результаты освоения дисциплины
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»
___________
Котласский филиал
КафедраГуманитарных и социально-экономических дисциплин
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ:
«Государственные и муниципальные финансы»
_______________________
(наименование дисциплины)
Специальность:
080504.65 «Государственное и муниципальное управление» ___________ ______
(код ОКСО) (наименование)
Котлас
2010 г.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»
Котласский филиал
КафедраГуманитарных и социально-экономических дисциплин
Учебно-методический комплекс дисциплины:Государственные и муниципальные финансы
АННОТАЦИЯ
Минимальные требования к содержанию дисциплины (выписка из ГОСа по специальности).
Государственный образовательный стандарт по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» определяет учебную дисциплину «Государтсвенные и муниципальные финансы» как общепрофессиональную дисциплину (индекс – ОПД.Ф.04) и предъявляет к обязательному минимуму ее содержания следующие требования.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ. Сущность и функции финансов. Финансово-кредитная система (ФКС). Особенности и роль государственных и муниципальных финансов. Принципы формирования ФКС. Характеристика звеньев ФКС: государственный бюджет; принципы устройства и основные функции; кредит: сущность и функции, банковская система; страховое звено: структура и функции страховых органов и их отделений на местах; внебюджетные фонды и их роль в формировании муниципальных финансов; финансы предприятий и организаций как основа формирования муниципальных финансов; финансовый рынок. Федеральные и муниципальные финансовые институты. Полномочия муниципальных подразделений организаций федерального подчинения. Функции органов местного самоуправления. Казначейская система исполнения бюджета и его структура органов казначейства. Бюджетный процесс.
Принципы формирования бюджетов разных уровней; доходы и расходы, составление и исполнение, дефицит и профицит бюджета. Система налогов, формирующих государственные и муниципальные бюджеты. Основы межбюджетных отношений в РФ. Финансовый баланс муниципального образования.
2. Цели дисциплины:
· используя теоретические и практические материалы учебного курса, студент должен получить необходимый объем знаний, достаточный для последующей практики управления государственными и муниципальными финансами;
· получение практических навыков анализа финансово-бюджетных ситуаций и задач, подготовки и принятия управленческих решений по финансированию государственного и муниципального секторов экономики.
3. Задачи дисциплины состоят в освоении студентом:
· теоретических и законодательных основ бюджетного устройства РФ;
· методов нормативного планирования бюджетов разных уровней;
· методов организации и механизмов функционирования межбюджетных отношений;
· основ управления бюджетным процессом;
· системы государственного и муниципального кредитования;
· институциональных форм управления государственными и муниципальными финансами;
· формирования первичных навыков практического решения финансовых задач в государственном и муниципальном секторах экономики.
4. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности:
· ОПД.Ф.01 – экономическая теория;
· ОПД. Ф.05 – статистика;
· ОПД. Ф.07 – теория управления;
· ОПД. Ф.11 – правовые основы российского государства;
· СД. 01 – система государственного и муниципального управления;
· СД. 03 – региональная экономика и управление;
· СД. 07 – разработка управленческого решения.
Ожидаемые результаты освоения дисциплины.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- ЗНАТЬ:
· теоретические основы системы функционирования и управления государственными и муниципальными финансами; принципы устройства бюджетной системы РФ;
· назначение и содержание бюджетной классификации РФ; методы бюджетного планирования;
· принципы разграничения полномочий между бюджетами разных уровней; условия государственных и муниципальных заимствований;
· систему управления государственным и муниципальным долгом; структуру и функции государственного финансового контроля.
- УМЕТЬ:
· пользоваться нормативно-правовой базой регулирования финансово-бюджетной деятельности в процессах управления государственными и муниципальными финансами;
· анализировать состояние бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований;
· разрабатывать параметры проекта доходов и расходов бюджета;
· пользоваться моделями бюджетного выравнивания;
· оценивать потребность в объеме финансовой помощи со стороны бюджетов вышестоящего уровня.
- ВЛАДЕТЬ знаниями по:
· содержанию целей и задач реформирования финансово-бюджетных отношений в РФ;
· основным направлениям совершенствования и развития бюджетного федерализма в РФ;
· нормативно-правовым параметрам разграничения полномочий между бюджетами разных уровней;
· функциональным, экономическим и ведомственным признакам группировки и содержанию разделов бюджетной классификации РФ;
· методам обеспечения сбалансированности параметров бюджета;
· особенностям формирования и функционирования местных финансов.
- ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
· об устройстве бюджетной системы и ее взаимодействии с финансовой системой РФ;
· системной организации взаимодействия бюджетов разных уровней;
· экономических и предельно допустимых границах образования государственного и муниципального долга;
· организации и управлении бюджетным процессом;
· казначейской системе исполнения бюджетов;
· методах оценки экономической, бюджетной и социальной эффективности формирования и использования бюджетных ресурсов.
6. Перечень элементов учебно-методического комплекса:
· рабочая программа дисциплины;
· учебно-методическое обеспечение дисциплины по видам занятий в соответствии с рабочей программой:
- методические указания по выполнению практических занятий (Практикум);
- методические указания по выполнению курсовой работы;
· методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:
- материалы для текущего контроля знаний;
- экзаменационный тест;
- экзаменационные вопросы.