Производственно-финансовая часть БП

4.1 Производственный план

4.2 Календарный план

4.3 Организационный план

4.4 Финансовый план

4.5 Инвестиционный и инновационный план

Производственный план формируется на основе объёмов продаж выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей организации.

Определение производственной мощности осуществляется в ходе технико-экономического обоснования с учётом:

v Прогноза спроса и степень проникновения на рынок реализуемой и производимой продукции, товаров

v Наличие требующихся ресурсов, сырья и материалов

v Тип производства

v Применяемая технология и наличие соответствующего оборудования

Составляющие производственного плана:

ü Расчёт объёма выпуска продукции

ü Определение потребностей организации в материальных ресурсах

ü Расчёт в потребности служащих, специалистов, рабочих занятых на производстве и величины фонда з/п

ü Составление сметы расходов и калькуляция себестоимости продукции

Памятка разработчику:

§ Производственный план содержит сведения о программе реализации и о затратной части рассматриваемого проекта

§ В целях составления программы производства и стоимостном выражении необходимо обосновать планируемые цены на продукцию

§ Прогнозируемые отпускные цены на продукцию на протяжении горизонта расчёта принимаются условно-постоянными, то есть расчёт ведётся в постоянных ценах

§ Объёмы производства по проекту (если приобретается новое оборудование, организация планирует обновить производство нового продукта) планируется на основе маркетинговых исследований рынка с учётом мощности приобретаемого оборудования и прочих факторов

§ При прогнозировании объёмов производства по проекту следует учитывать дату ввода объекта, а также планомерный выход на загрузку производственных мощностей

§ Используется косвенный метод расчёта объёма реализации продукции – равенство объёмов производства и реализации

§ Расчёт потребностей в топливно-энергетических вопросах на основе утверждённых норм и расходов

§ Деление на условно-переменные и условно-постоянные расходы производится традиционно: затраты на ТЭР, используемые на технологические цены, - это переменные расходы; затраты, относимые на общепроизводственные и общехозяйственные расходы, а также плата за присоединённую мощность – постоянные расходы. Необходимо следить за тем, чтобы сумма расходов на топливно-энергетические ресурсы в базовом периоде соответствовала фактическим расходам (с учётом приведения расходов на производственную продукцию к себестоимости реализованной продукции)

§ Расчёт амортизации основных средств и нематериальных активов

СМОТРИ ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦА!

Календарный план (1 стр.)

Цель: показать время существования и взаимосвязь основных событий, способствующих внедрению проекта и реализующих его цели.

Календарный план составляется для вновь создаваемых организаций всех форм собственности или при реализации новых проектов.

События, требующие отражения в данном разделе:

Ø Учреждение проекта (регистрация и запись в страховые и иные фонды)

Ø Завершение планирования и разработки

Ø Создание модели цели проекта (процесс начала деятельности – открытие магазина)

Ø Начало рекламной кампании

Ø Этапы реализации проекта (от момента открытия до первых заказов и продаж)

Ø Первые продажи и заказы

Ø Получение первых платежей и поступлений на счёт и тд

Организационный план

Цель: представить организацию принятия управленческих решений и наиболее эффективные методы их реализации. Разрабатывая организационный план важно достичь гармонии в соответствии уровня обязательств и мотивации величине оплат и вознаграждения привлекаемого персонала.

В разделе необходимо отразить:

Ø Источники и способы привлечения специалистов

Ø Системы оплаты труда

Ø Методы стимулирования труда

Основные характеристики организационной структуры:

§ Численность управленческого персонала

§ Количество уровней иерархии системы управления организацией

§ Количество структурных звеньев на каждом уровне

§ Степень централизации управления

§ Обоснование численности и структуры года на ближайшие 3 года

§ Обоснование систем и форм оплаты труда

§ Разработка механизма стимулирования видов дополнительных выплат

§ Обоснование основных положений повышения квалификации кадров

Требования, определяющие организационные структуры управления организацией:

v Оптимальность

v Оперативность (быстрое принятие управленческих решений, распределение прав и ответственности)

v Экономичность (рациональное разделение управленческого труда, минимум затрат на управление, минимум уровней управления, сокращение цели команд)

(Вставить таблицу, которую Валевич отправила на ящик!)

ПАМЯТКА РАЗРАБОТЧИКУ:

1. Провести …

2. Учитывать объёмы заданного производства, размеры площадей

3. …

Финансовый план включает разработку следующих финансовых проектов:

1. Прогноз затрат на реализацию

2. Прогноз объёмов реализации

3. Прогноз прибыли организации

4. Прогноз потока денежных средств по организации

5. Разработка проектно-балансовой ведомости по организации

Если реализация БП требует вложения средств, то разрабатывается инвестиционный раздел (план) БП. Цель: необходимость иметь информацию об объёмах инвестирования (финансирования) источников поступления, сроков возмещения, понесённых расходов и полученных выгодах в результате инвестирования либо кредитования проекта в зависимости от его назначения.

Содержание инвестиционного плана:

§ Краткая характеристика инвестиционного проекта

§ Описание основных средств, планируемых к приобретению (если не отражены в производственном плане; там описываем то оборудование, которое не приобретается за счёт инвестирования)

§ Стоимость работ относительного капитального ремонта (для действующей организации)

Разрабатывается таблица - «Общие инвестиционные затраты и источники финансирования по проекту». Общие инвестиционные затраты по проекту определяется как сумма инвестиций в основной капитал (капитальные затраты) с учётом НДС и затрат под прирост чистого оборотного капитала. В данном ****

При обосновании потребности в оборотных активах рассчитываются:

- Однодневный запас (деление суммы потребности в оборотном активе на количество дней в периоде)

- Величина запаса в днях (деление фактического остатка на конец периода или средний период на однодневный запас; для нового проекта учитываются показатели оборачиваемости в днях оборота, а затем по отдельному виду активов определяется однодневный запас с учётом производственной программы)

Смотри раздаточный материал!

Прирост чистого оборотного капитала имеет место при увеличении объёмов производства и реализации, замедление дебиторской задолженности при увеличении производственного цикла.

Общая сумма инвестиционных затрат на осуществление проекта включает:

- расходы на формирование основного капитала (средства, необходимые для строительства и оснащением оборудованием проекта)

- … оборотного капитала

- производственные затраты

В инвестиционном разделе условия финансирования проекта отражаются:

1. Дата получения кредита

2. Форма кредита

3. Срок долгового обязательства

4. Условия и сроки погашения

5. Дополнительные условия

6. Ссудный процент и механизм вознаграждения

7. Материальное обеспечение кредита

8. Гарантия

Расчёт инвестиционных затрат – таблица «Общие инвестиционные затраты и источники финансирования по проекту»:

ü Капитальные затраты и источники финансирования должны отражаться первый год реализации проекта поквартально

ü Капитальные затраты включают прединвестиционные затраты, расходы на строительно-монтажные работы, расходы на приобретение и монтаж оборудования (включая расходы по транспортировке и таможенные платежи) и предпроизводственные затраты

Прединвестиционные затраты – затраты на маркетинговые исследования, консультационные услуги и расходы по регистрации организации. Все данные по капитальным затратам приводятся в ценах без НДС.

Все суммы, указанные в разделе капитальные вложения, должны соответствовать сумме веденных основных средств. Должны соответствовать сумме веденных основных средств в таблице «Расчёт амортизационных отчислений».

Общая сумма капитальных затрат без НДС является стоимостью инвестиционного проекта.

Сумма НДС по капитальным затратам, величина прироста чистого оборотного капитала по годам является частью общих инвестиционных затрат.

Результат по строке «Итого общие инвестиционные затраты» должен быть равен сумме по строке «Итого по всем источникам финансирования».

Собственное финансирование:

§ Взносы в уставный фонд

§ Денежные средства за счёт деятельности организации

Финансовый план:

v Источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения торгово-производственной деятельности

v Направление использования средств

v Размеры денежной наличности

v Промежуточный и конечный результаты деятельности организации

Финансовый план сконцентрирован на обосновании:

- Прибыльность деятельности

- Поток наличности

- Стоимость бизнеса

Для расчёта показателей прибыли показатели выручки, расходов на производство и реализацию, начисленные из выручки налоги применяются в том размере, в каком они были рассчитаны в производственном плане.

Морженальная прибыль = Выручка от реализации без НДС – Переменные затраты. После расчёта прогнозируемой величины ЧП рассчитывается величина чистого дохода (cash flow) = ЧП + Амортизационные отчисления. Рассчитывается коэффициент покрытия задолженности = Сумма чистого дохода/Сумма погашения задолженности. Рекомендуемое значение = 1,3; но не менее 1).

Расчёт налогов и налоговых отчислений.

Прогноз потока денежных средств. Цель: оценка потребности в денежных средствах для нормального функционирования организации, а также проверка синхронности денежных поступлений и выплат ликвидности организации. Денежный поток отражает …, которые не учитываются при расчёте прибыли:

- Полученные и уплаченные авансы

- Бюджетные асигнования

- Прочие виды целевого финансирования

- Движение кредитов и займов

Сальдо на конец периода не должно быть отрицательным! Возможно в первых двух лет!

Прогноз движения денежных средств на первый год реализации составляется помесячно, второй год – поквартально.

Прогнозно-балансовая ведомость. Прогнозный баланс – документ, фиксирующий на определённый момент времени состояние активов (имущества) и капитала (источника финансирования деятельности). При его прогнозировании показатели рассчитываются на конец периода. Составляется на начало и конец года.

5. Оценка эффективности бизнес-плана и рисков его реализации.

Цель данного раздела: оценка опасностей, препятствующих реализации бизнес-плана и разработке мероприятий, способствующих снижению степени неопределённости и невелирующих негативные последствия риска.

В бизнес-плане целесообразно представить анализ возможных рисковых ситуаций, меры по снижению степени и возможности их преодоления.

На практике для анализа и оценки риска рекомендуют использовать следующую процедуру:

1. Определить перечень рисков (те, которые относятся к проекту)

2. Оценить вероятность возникновения каждого риска из представленного списка, то есть все эти риски делят по степени значимости и после ранжируют их (по содержанию, по источнику возникновению, по содержанию рисков и тд). Затем эксперты предлагают оценить риски с использованием ранжирования или бальной оценки.

3. Использование метода количественной оценки риска:

· Статистический метод – изучение статисики доходов и потерь в данном илил аналогичном бизнесе, установление величины и частоты получения того или иного уровня дохода или потерь, построении кривой риска, расчёта дисперсии как меры разброса возможны значений доходности, стандартного отклонения и составления наиболее вероятного прогноза.

· Экспертный метод построен на обработке мнений экспертов. (Смотри раздаточный материал!)

· Аналитический метод основан на использовании результата анализа чувствительности, методов математической статистики.

· Метод аналогий основан на использовании базы данных о риске аналогичных проектов

4. Разработать программу мер по предотвращению рисков и минимизацию возможных потерь

В целях снижения высокой степени риска особое внимание отдаётся диверсификации – направления:

- Диверсификация деятельности

- Распределение риска между участниками проекта

- Распределение закупок реализуемого ассортимента товаров между несколькими поставщиками

- Передача риска страховой компании

6. Презентация бизнес-плана, технология подготовки и проведения

Презентация – процесс целенаправленного представления бизнес-идеи, обоснование жизнеспособности бизнес-плана, убеждение профессионального инвестора в профессионализме команды разработчиков бизнес-плана.

Презентация охватывает 7 ключевых областей:

ü Организация, её продукция и услуги (товар)

ü Рынок – клиенты и конкуренты

ü Маркетинговая стратегия

ü Первоочередные финансовые затраты

ü Команда, которая будет осуществлять проект

ü Необходимые размеры кредита или долевого участия и цели, на которые эти денежные средства будут направлены

ü Условия и сроки оплаты реализации инвестиций

Условия успешной презентации:

Ø Чёткое понимание цели проводимой презентации

Ø Знание, свободное владение материала

Ø Убедительное выступление, подкреплённое демонстрацией основных положений бизнес-плана, образцами продукции и товара и логически построенными ответами на вопросы

Перспективная бизнес-идея имеет характеристики:

v Удовлетворяет потребности клиентов (решает его проблеме)

v Является инновационной

v Является уникальной

v Является чётко сфокусированной

v Предполагает рентабельность в долгосрочной перспективе

Требования к представлению бизнес-плана:

§ Ясность и краткость изложения

§ Осмысленность содержания

Технология проведения подготовки презентации:

1. Определяется цель и чуть выступления

2. Подготовка развёрнутого плана и текста выступления

3. Для повышения эффективности презентации необходимо заранее прислать копию бизнес-плана потенциальным инвесторам бизнес-плана (можно прислать сокращённый вариант бизнес-плана)

4. Использовать для презентации наглядный материал

5. Акцентировать внимание на вопросах рынка товаров и компетентности команды управления проектом

6. Употреблять убедительные предложения

7. Установить диалог со слушателем

8. Подчёркивайте преимущества

9. Длительность презентации не более 20 минут (остальное время оставить на ответы на вопросы)

10. Во время презентации ответов на вопросы использовать только убедительные аргументы

… дописать (1 лекция)

Основные направления мониторинга:

ü Мониторинг поставленных целей на этапе разработки бизнес-плана с целями, получившими стоимостное выражение производственно-финансовых показателей, достигнутых в процессе реализации бизнес-плана

ü Мониторинг изменений рыночной конъюнктуры

ü Мониторинг раздела исследования рынка

ü Мониторинг сравниваемых показателей

ü Мониторинг ассортиментной структуры товарооборота

ü Мониторинг расходов на реализацию

ü Мониторинг величины расходов на оплату труда

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ТИПОВ БИЗНЕС-ПЛАНОВ

1. Особенности организации бизнес-планирования для вновь создаваемой организации

2. Порядок разработки и рассмотрения бизнес-плана инвестиционного проекта

3. Основные аспекты разработки и рассмотрения бизнес-плана для получения кредита и бизнес-плана финансового оздоровления

4. Экспертиза бизнес-планов и оценка эффективности проектов

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА БИЗНЕСА

Переменные макроэкономические факторы

Внутренние:

ü Уровень инфляции

ü Уровень конкуренции в данной сфере

ü Уровень безработицы

ü Общее состояние экономики

ü Социально-экономическая политика государства

ü Система налогообложения

ü Система приоритетов потребителей товаров

Внешние:

ü Валютные курсы

ü Международные события

ü Степень интеграции белорусской экономики в мировую систему

ü Условия ввоза-вывоза товаров и капитала

ü Конъюнктура на мировых рынках

Микроэкономические факторы

Внутренние:

Ø Ресурсный потенциал (материальные, трудовые и финансовые ресурсы)

Ø Избранная стратегия

Ø Структура управления

Внешние:

Ø Поставщики

Ø Покупатели

Ø Посредники

Ø Конкуренты

Основные факторы выбора сегмента рынка, на котором будет работать организация:

v Потребительский профиль региона

v Плотность населения. Демографическая структура населения

v Транспортные связи

v Уровень и динамика спроса на товары, реализуемые торговой организацией. Частота пользования её услугами

v Потенциал и размещение действующих торговых организаций

v Состояние и перспективы развития региона

Особенности разработки бизнес-плана для новой организации с позиции практики реализации данного проекта:

§ Оценка перспектив новой организации (при проектировании магазинов)

- Прогнозирование показателей нового магазина, руководствуясь соответствующими показателями существующих магазинов, которые находятся в сходных условиях по ассортиментному признаку, по расположению, покупательскому потоку и тд

- Руководствоваться преимуществами конкурентов и корректировать принимаемые данные с учётом особенностей и специфики открываемого магазина

- Избегать непоследовательности и поспешности в принятии решений по открытию новой организации

§ Трудность одновременного учёта всех влияющих факторов и условий, усложняющих процесс открытия новой торговой организации

На данном этапе необходимо:

- Выделить ключевую задачу, связанную с открытием магазина

- Определить показатели, которые лучше всего характеризуют ситуацию при решении данной задачи

- Определить данные для решения этой задачи

- Установить источники получения указанных данных

§ Комплекс практических мероприятий, сопровождаемых составление бизнес-плана для новой организации и его реализацию, а именно:

ü Определение формата и оптимальной торговой площади магазина

ü Распределение торговой площади между товарных групп

ü Планирование посещаемости (по дням недели и по времени суток)

ü Планирование товарного ассортимента

ü Планирование уровня товарных запасов и графиков поставок

ü Планирование численности и функций работников

2. Бизнес-план инвестиционного проекта предназначен для доведения деловой информации до всех заинтересованных участников инвестиционного проекта: потенциальных инвесторов, экспертов, местной администрации и т.д.

Главная задача – подготовка информации, необходимой для обоснованного решения осуществления инвестиций.

Такого типа бизнес-план используют для обоснования:

Ø Долгосрочных инвестиционных решений, связанных с мобилизацией внешних источников финансирования

Ø Для осуществления выпуска нового вида продукции посредством создания новых производственных мощностей

Ø Увеличения их выпуска на базе технического перевооружения или реконструкции действующего производства

При разработке бизнес-плана на практике проводится комплекс мероприятий:

1. Сбор и анализ информации о платёжеспособных потребностей в товарах и услугах

2. Маркетинговое исследование рынков сбыта для определения масштабности инвестиционного проекта

3. Анализ состояния и возможностей организации, определение потребностей и путей обеспечения её ресурсами

4. Обоснование организационной структуры

5. Формирование финансовой стратегии

Согласно правилам разработки инвестиционного проекта выделяют 4 стадии:

1. Прединвестиционная стадия (исследование рынков сбыта и их сегментов, балансов производства потребления, определения основных поставщиков и тд)

2. Подготовка исходных данных, необходимых для выполнения финансово-экономических расчётов инвестиционного проекта

3. Определение схем и источников финансирования

4. Поиск инвесторов

Оформляется паспорт инвестиционного проекта. Для мелкого проекта – инвестиционное предложение.

Идёт после организационного плана!

3. Долгосрочные кредиты:

Новое строительство

Финансирование недвижимости

Выкуп госимущества

Техническое перевооружение, перепрофилирование и модернизация объектов

Приобритение оборудования на вышеуказанные цели

Краткосрочные кредиты:

Приобритение товарно-материальных ценностей

Приобритение имущественных прав

Оплата работ и других услуг

Прочие цели, связанные с созданием и движением оборотных активов

Ограничения в предоставлении кредита:

Кредитополучатель не в парве использовать кредит:

Для покрытия убытков

Уплаты взносов в уставный фонд юридических лиц

Погашение ранее полученного кредита либо погашение кредита за другого кредитополучателя

Осуществление ломбардных операций

Оплата коммунальных расходов

Уплата %-в за пользоване кредитом

Уплата налогов в бюджет и госвнебюджетные фонды

Наши рекомендации