Система показателей рентабельности
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют эффективность предприятия как отношение прибыли к абсолютной величине фактора, ее порождающего, - капиталу, обороту, выручке, издержкам.
Существует большое количество показателей рентабельности, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия с различных позиций. Эти показатели можно сгруппировать по 3-м направлениям:
- рентабельность продукции;
- рентабельность продаж;
- рентабельность капитала.
Показатели рентабельности продукции (Рп) измеряют эффективность производства и реализации различных видов конечной продукции фирмы. Существуют следующие подходы к расчету данных показателей
,(7.10)
где Пед- прибыль в структуре цены единицы продукции, р.,
Сед – себестоимость единицы продукции, р.
, (7.11)
где Прп – прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж), р.;
Срп – полная себестоимость реализованной продукции, р.
Показатели рентабельности продаж имеют особую значимость в финансовом управлении для оценки доходности отдельных видов продукции. В зависимости от того, какой показатель прибыли находится в числителе формулы, можно выделить следующие показатели, относящиеся к данной группе:
рентабельность продаж(Рпрод)
(7.12)
чистая рентабельность продаж(ЧРпрод)
,(7.13)
где Ппродаж – прибыль от продаж, тыс. р.;
П чис– чистая прибыль, тыс. р.;
В – выручка от продаж, тыс. р.
Пример.Рассчитать рентабельность продукции и рентабельность продаж.. В отчетном квартале было реализовано 300 изделий по цене 50 тыс. за штуку. Полная себестоимость единицы изделия в отчетном квартале – 35 тыс.р.
Решение:
В = 300*50 = 15000 тыс. р.
Ппродаж = 15000 – 300*35 = 4500 тыс.р.
Р п = (50 – 35)*100/35 = 42,9 %
Рпрод = 4500 * 100/ 15000 = 30 %
3. Показатели рентабельности капитала показывают, сколько рублей прибыли приносит использование одного рубля капитала. Данная группа показателей характеризует взаимосвязь прибыли и инвестиций и является наиболее важной в системе показателей рентабельности для оценки эффективности деятельности предприятия.
К показателям рентабельности капитала относятся:
рентабельность капитала (Рк)
, (7.14)
чистая рентабельность капитала (ЧРк)
,(7.15)
рентабельность собственного капитала (Рск)
.(7.16)
Чистая рентабельность собственного капитала (ЧРск) показывает, сколько рублей чистой прибыли приходится на рубль собственных вложенных средств:
,(7.17)
где Пдон – прибыль до налогообложения, тыс. р.;
К – средняя величина капитала предприятия, тыс. р.;
СК – средняя величина собственного капитала предприятия, тыс. р.
Рентабельность производства (рентабельность основной деятельности) характеризует эффективность использования основных и оборотных средств предприятия. Данный показатель рассчитывается по формуле:
, (7.18)
где Прп – прибыль от реализации продукции, тыс. р.;
Ф – среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. р.;
ОбС – средняя величина оборотных средств предприятия, без учета краткосрочных финансовых вложений, тыс. р.
Мультипликационная модель рентабельности капитала
. (7.19)
На основании данной модели выделены следующие факторы, влияющие на рентабельность капитала:
рентабельность продаж ( );
оборачиваемость капитала ( ).
Мультипликационная модель чистой рентабельности собственного капитала
. (7.20)
Данная формула позволяет исследовать влияние на рост или снижение доходности собственного капитала фирмы трех факторов:
- изменений чистой рентабельности продаж (Пчис/В);
- изменений оборачиваемости капитала (В/К);
- изменений структуры капитала фирмы (коэффициента финансовой зависимости) (К/СК).