Финансы организаций транспорта
Экономические и организационные особенности функционирования транспорта оказывают влияние и на содержание финансов. Так можно выделить следующие специфические особенности:
1) продукция транспорта не имеет вещественной формы, здесь ничего не добавляется к перевозимому товару. На транспорте продается сам производственный процесс, т. е. перевозка, перемещение товаров, продукции, созданных в других отраслях экономики;
2) особенность производственного процесса на транспорте предполагает, что средства производства здесь не имеют в своем составе сырья;
3) единицей измерения транспортной продукции служат тонно-километры, пассажиро-километры, тонны грузооборота и количество отправленных пассажиров;
4) поскольку продукцию здесь нельзя накопить, отложить в запас, то транспорт не может работать без определенного резерва (например, локомотивов и вагонов);
Особенности функционирования экономики, ее отраслей (сезонность, цикличность) предопределяют неравномерность использования транспортных средств в течение года. Поскольку, транспорт используется для осуществления не только внешних перевозок, но и для перевозок внутри предприятия, то внутрипроизводственный транспорт является неотъемлемой частью технологического процесса данного производства. Однако, внутрипроизводственный транспорт не представляет собой самостоятельную отрасль транспортного производства, а является составной частью той отрасли, в которой он функционирует. К тому же транспорт является составной частью стадий производства продукции предприятий. Это крупная многоотраслевая сфера, имеющая в своем составе все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, речного, морского, нефтепроводного, воздушного. При определении той или иной сферы использования видов транспорта необходимо руководствоваться следующими характерными технико-экономическими особенностями.
Железнодорожный транспорт:
• предполагает регулярность перевозок независимо от сезонных особенностей;
• обеспечивает довольно высокую пропускную способность в выбранном направлении;
• относительно короткий (по сравнению с речным и морским транспортом) путь движения при невысокой себестоимости перевозок;
• характеризуется высокой маневренностью в использовании подвижного состава;
• обеспечивает эффективность (особенно при перевозке маршрутами) доставки массовых грузов на протяженные расстояния.
Автомобильный транспорт:
• обеспечивает повышенную (по сравнению с железнодорожным, водным транспортом) скорость, регулярность и маневренность доставки грузов;
• делает возможной безперегрузочную доставку грузов (в т.ч. мелкими партиями) от склада отправителя до склада получателя;
• предполагает повышенную себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта.
Речной транспорт:
• обеспечивает высокую пропускную способность;
• предполагает низкую себестоимость осуществляемых перевозок (особенно леса в плотах, нефти в судах);
• предполагает, зачастую, более длительный путь движения;
• обеспечивает невысокую скорость движения;
• маршрут движения может не совпадать с конечным пунктом доставки груза (поэтому речной транспорт часто используется с другими видами);
• пропускная способность может быть ограниченна природно-климатическими факторами.
Морской транспорт:
• обеспечивает доставку грузов на большие расстояния;
• предполагает относительно низкую себестоимость осуществляемых перевозок.
Воздушный транспорт:
• обеспечивает наиболее быструю доставку (зачастую в труднодоступные места) грузов и пассажиров на большие расстояния.
Вышеотмеченные особенности функционирования транспорта предполагают выбор, на основе технико-экономических расчетов, наиболее эффективного вида доставки пассажиров, груза.
Выручка предприятий включает доходы, полученные от перевозок (пассажиров и грузов), от погрузочно-разгрузочных операций, экспедирования, прочих работ и услуг. Отметим, что доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа и договорных цен. В основу тарифа положены вид транспорта, класс перевозимого груза, расстояние. В зависимости от степени регулирования тарифов их классифицируют на фиксированные (являются обязательными к применению для всехучастников транспортного процесса на территории России, региона, города), регулируемые (их предприятия устанавливают сами, могут вводиться на период стабилизации цен), договорные (устанавливаются по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на перевозки) и свободные (решение об их введение принимают государственные органы, устанавливаются предприятием самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг).
В себестоимости перевозок высокий удельный вес могут занимать затраты на топливо, электрическую энергию, ремонт, амортизация, что обусловлено спецификой отрасли, где основные фонды активно функционируют.
Прибыль предприятия определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами. Особенности функционирования отраслей транспорта предполагают и особенности финансового планирования, так в финансовый план железнодорожного транспорта могут включаться сметы бюджетных учреждений, больниц обслуживающих работников железных дорог, а в плане предприятий водного транспорта могут отражаться ассигнования из бюджета на капитальные вложения, затраты по путевому хозяйству, на содержание судоходных инспекций и охраны. В воздушном транспорте составляется план инвалютных поступлений и платежей.