Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии

1. Безналичный и наличный денежный оборот на предприятии. Очередность платежей со счетов предприятия.

Денежный оборот предприятия - совокупность наличных и безналичных расчетов. В нем можно выделить несколько направлений:

ü Расчеты, связанные с процессом производства: покупка сырья, материалов, станков.

ü Расчеты по результатам деятельности предприятия: финансовые обязательства перед бюджетом, фондами, кредитными учреждениями.

ü Внутрихозяйственные расчеты: с персоналом, при создании и использовании различных денежных фондов.

Наличные расчеты используются при обслуживании населения. Между юр лицами только в определенных случаях и в ограниченных суммах = до 100 тысяч рублей.

Безналичные расчеты обслуживают в основном сферу хозяйственных связей предприятия, а также ее взаимоотношения с финансово-кредитной системой.

Преимущества безналичных расчетов:

+ Ускорение расчетов

+ Экономия затрат;

+ Уменьшение потребности в обращение денежных знаков государства

+ Создаются условия для контроля за целевым использование денежных средств, поскольку денежная масса аккумулируется в банкам.

Наличные денежные расчеты имеют следующее преимущество: момент оплаты совпадает с моментом оказания услуги, продажи товара.

Безналичные расчеты – это форма денежного обращения, в которой движение наличных денег заменено банковскими операциями путем отнесения сумм со счета покупателя на счет поставщика.

Очередность списания средств со счетов.

I. Если на счете денежных средств достаточно для удовлетворения всех требований, предъявленных к нему. В этом случае расчетные документы должны оплачиваться в порядке календарной очереди.

II. Если на счете недостаточно денежных средств для удовлетворения предъявленных требований. Установлена определенная очередность списания средств – 6 очередей по мере снижения важности:

1) Требования о возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью. А также требования по взысканию алиментов.

2) Выплата выходных пособий и оплата труда лиц, работающих по трудовому договору. А также выплата вознаграждений по авторскому договору.

3) Выдача денежных средств, связанных с оплатой труда. Платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

4) Платежи в негосударственные внебюджетные фонды (отраслевые, межотраслевые).

5) Списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение денежных требований.

6) Списание по другим платежным документам.

В пределах каждой очереди платежи осуществляются в соответствии с календарной очередностью.

2. Организация безналичных денежных расчетов на предприятии.

Принципы организации безналичных расчетов:

1) Правовой режим осуществления расчетов.

15 ноября 2010 г.

2) Осуществление безналичных расчетов по банковским счетам.

3) Наличие свободы выбора форм безналичных расчетов на предприятии (она закрепляется в договорах).

4) Наличие согласия (акцепта) плательщика на совершение платежа по банковскому счету.

a. Есть случаи бесспорного и безакцептного списания средств со счета плательщика на основании соответствующих исполнительных документов, например, штрафы в бюджет, внебюджетные фонды и т.п.

5) Осуществление платежей со счета плательщика в пределах имеющихся на нем средств.

6) Срочность платежа – установлены сроки платежей.

7) Списание средств со счета плательщика осуществляется только на основании первого экземпляра расчетного документа.

8) Контроль всех участников безналичных расчетов за правильностью совершения расчетов и соблюдением установленного порядка проведения расчетов.

9) Принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий.

Схема осуществления безналичных расчетов:

I. Первый этап. Движение продукции и платежных документов. Поставщик отгружает продукцию, выписывает счет и сдает в банк расчетные документы, которые пересылаются в банк покупателя. Пересылка может осуществляться через РКЦ (чаще всего используется) либо непосредственно сразу банку (если между банками открыты кор счета, как правило, при международных расчетах:

a. SWIFT – society for world wide interbank financial telecommunication

b. IBAN – International bank account number

II. Движение денег.

Критерии выбора обслуживающего банка:

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Величина УК

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Срок работы на финансовом рынке

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Место банка в рейтинге независимых агентств по надежности

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Наличие в списке клиентов крупных компаний

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Знание банком отрасли, особенностей деятельности данного предприятия

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Удобное местоположение отделений банка

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Разнообразие банковских услуг

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Величина процентов за кредит, за оказываемые услуги

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Возможности и условия получения кредита

Счета предприятия в банке:

· Расчетный счет. Открывается организацией или предприятием, которое обладает полной юридической или экономической самостоятельностью.

· Текущие счета. Открываются организацией или учреждениям, которые не имеют статус юридического лица и не занимаются предпринимательской деятельностью. Виды проводимых операций по данному счету ограничены.

· Расчетный субсчет. Ограниченный перечень операций. Открывается на имя владельца расчетного счета, но территориально в месте, где расположен филиал или другое подразделение предприятия (чаще всего, для торговых предприятий).

· Валютный счет. 2 режима валютного счета:

o Транзитный. На него поступают денежные средства в соответствующей валюте (валютная выручка, например, от экспорта, кредиты, инвестиции, безвозмездная помощь).

o Текущий. Средства с транзитного счета поступают на текущий. Средства этого счета могут использоваться предприятием для оплаты контрактов, выплаты командировочных и т.п.

· Счет капитальных вложений – для накопления и резервирования средств.

3. Основные формы безналичных денежных расчетов.

Регулируется ГК и положением ЦБ «о безналичных расчетах».

Формы безналичных расчетов:

1) Расчеты платежными поручениями

2) Расчеты по аккредитиву

3) Расчеты по инкассо

4) Расчеты чеками.

Расчетный документ представляет собой оформленные в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного платежа следующие документы:

1. Распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и перечисление их на счет получателя средств.

2. Распоряжение получателя средств на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет получателя средств.

Виды расчетных документов:

Ø Платежное поручение

Ø Аккредитивы

Ø Чеки

Ø Платежные требования

Ø Инкассовые поручения.

Самой распространенной формой являются расчеты платежными поручениями. Платежное поручение – это письменное поручение предприятий, организаций обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя средств. Срок действия платежного поручения – 10 дней (не считая дня выписки). Оно принимается от плательщика к исполнению только при наличии средств на его счете. Если денежных средств на счете нет, или не хватает, то платежное поручение поступает в картотеку №2 банка («расчетные документы, не оплаченные в срок»).

Расчеты платежными поручениями осуществляются по:

v Товарным операциям

o Предварительная оплата товаров, работ, услуг

o Оплата выполненных работ, полученных товаров, оказанных услуг.

o Погашение кредиторской задолженности

o Арендная плата

v Нетоварным операциям

o Перечисление в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды

o Погашение банковских кредитов

o Взносы в УК

o Приобретение ценных бумаг

o Получение чеков

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Все нетоварные платежи осуществляются только с помощью платежных поручений.

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Банк поставщика 2(3) Банк покупателя

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru 3 (4) 1(2)

Поставщик 4 (1) Покупатель

1 (2) – выписка и передача в банк платежного поручения
2 (3) – списание денег со счета плательщика и перечисление их в банк поставщика
3 (4) – зачисление денег на счет поставщика и сообщение об этом поставщику
4 (1) – отгрузка поставщиком продукции
1, 2, 3, 4 – схема предоплаты товаров, работ, услуг;
(1), (2), (3), (4) – схема оплаты полученных товаров, работ, услуг.

Разновидности платежных поручений:

- Если получатель средств не имеет счета в банке, используются гарантированные платежные поручения (переводы через отделения связи)

- Плановые платежи применяются при равномерных и постоянных поставках. Такие платежи осуществляются не по каждой сделке, а путем перевода на основе плана. Аналогичные платежи в международных расчетах называются банковскими переводами.

Расчеты по аккредитивам. Аккредитив – поручение банка покупателя банку поставщика производить оплату товарно-транспортных документов поставщика за отгруженный товар (или оплатить переводной вексель). Аккредитив открывается банком покупателя на основе заявления покупателя с указанием в этом заявлении договора между поставщиком и покупателем. Банк покупателя, открывающий аккредитив является банком-эмитентом

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Банк поставщика – исполняющий банк 2 6 Банк покупателя – банк-эмитент

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru 3 5 1 7

Поставщик 4 Покупатель

1 – заявление покупателя о выставлении аккредитива
2 – списание денег со счета покупателя и открытие счета «аккредитив» в банке поставщика
3 – сообщение поставщику об открытии аккредитива в его банке
4 – отгрузка продукции поставщиком
5 – сдача в банк документов и счетов на отгруженную продкуцию и их оплата с аккредитива
6 – пересылка документов в банк покупателя
7 – передача банку первого экземпляра документов

Один аккредитив служит для оплаты только с одним поставщиком. Наличные деньги с аккредитива не выдаются. Платежи происходят по месту нахождения поставщика. Покупатель может отправить уполномоченного представителя по месту нахождения поставщика для контроля.

Аккредитивы могут быть покрытые (или депонированные), непокрытые (гарантированные) отзывные и безотзывные.

22 ноября 2010 г.

Покрытые аккредитивы – такие аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставляет ему кредит по распоряжению банка-поставщика на открытый счет «аккредитив» на весь срок действия аккредитива. Средства депонируются в банке поставщика.

Непокрытый аккредитив применяется при наличии корреспондентских отношений между банками. В этом случае деньги, списанные со счета покупателя, не перечисляются в банк поставщика, а бронируются в банке покупателя. Оплата по аккредитиву осуществляется за счет средств корреспондентского счета банка покупателя, который находится в банке поставщика. Здесь имеет место предоставление кредита (овердрафта) покупателю.

Отзывный аккредитив может быть изменен или даже отменен банком покупателя без предварительного согласия с поставщиком. Если не указано, то аккредитив – отзывный.

Безотзывный не может быть изменен или отменен без согласования с поставщиком и его банком.

Аккредитив может быть закрыт в банке поставщика в следующих случаях:

· По истечению срока его действия.

· По заявлению поставщика об отказе от дальнейшего использования аккредитива.

· По требованию покупателя об отзыве (частичном или полном) аккредитива, если это предусмотрено договором.

При закрытии аккредитива банк поставщика сообщает банку-эмитенту, а последний сообщает плательщику, или покупателю. Неиспользованные при этом средства аккредитива подлежат немедленному возврату.

Во внешней торговле используются следующие виды аккредитивов:

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru документарный (развился в середине 19 века)

o переводной, или трансферальный. Он предоставляет поставщику (бенефициару) право давать указания банку, производящему платеж, передавать аккредитив одному или нескольким другим лицам (вторым бенефециарам).

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Револьверный, или возобновляемый. По мере использования автоматически его сумма пополняется до первоначальной величины на весь срок действия.

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Аккредитив с «красной оговоркой». Красными чернилами записывается аванс, который исполняющий банк может выдать поставщику, но под ответственность банка-эмитента. Это аванс может быть выдан для финансирования производства какого-либо товара, выполнения работ и т.п.

Преимущества аккредитивов:

+ Для поставщика:

o Появляется уверенность, что товар будет отпущен после выставления суммы аккредитива.

o Поставщик может использовать средства только после отгрузки товара – способствует соблюдению условий договора со стороны поставщика.

Недостатки:

- Для покупателя:

o Средства заранее выводятся из оборота и замораживаются в банке покупателя.

- Для продавца

o Не может использовать деньги до отгрузки товара.

Расчеты по инкассо.

Инкассо – порядок расчетов, при котором банк принимает на себя поручения поставщика о получении для него платежа. Инициатором является поставщик.

Термин инкассовые операции используется для обозначения различных действий банков, направленных на получение от должника платежа и/или акцепта.

Используются платежные требования или инкассовые поручения. Платежные требования используются либо по распоряжению плательщика, с акцептом, либо в безакцептном порядке. Инкассовые поручения – в бесспорном порядке.

Без акцепта плательщика расчеты осуществляются в следующих случаях:

1. В случаях, установленных законодательством

2. В случаях, предусмотренных договором при условии предоставления банком плательщика права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Инкассовые поручения применяют:

1. Когда бесспорный порядок взыскания установлен законодательством, если взыскание денежных средств осуществляется контролирующими органами.

2. Для взыскания по исполнительным документам

3. В случаях, предусмотренных договором, при условии предоставления банком плательщика права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Виды инкассо: чистое и документарное.

Чистое предполагает получение банком средств по платежным документам без сопровождения товарными, или коммерческими документами.

Документарное – более распространенное. Клиент получает средства на основании платежных документов, сопровождающихся товарными.

Недостаток: значительный разрыв во времени между отгрузкой товара и получением за него денег.

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Банк поставщика – банк-эмитент 3 5 Банк покупателя – исполняющий

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru 2 4

Поставщик 2 1 Покупатель

1. – отгрузка товара

2. Передача товарно-транспортных документов покупателю и платежного требования в банк на инкассо

3. Передача одного экземпляра расчетных документов в банк покупателя

4. Поручение покупателя банку на оплату полученной продукции (положительный акцепт).

5. Перечисление денег на счет поставщика.

Акцепты могут быть:

v Положительный или отрицательный

v Предварительный или последующий

Положительный акцепт предполагает письменное согласие на оплату. Отрицательный акцепт – согласием считается отсутствие отказа.

Предварительный – сначала согласие, потом платеж. Последующий – оплата сразу, но сохраняется право отказа от оплаты.

Как правило, при применении платежных требований используется предварительный отрицательный акцепт.

Отказ от акцепта может быть полный либо частичный. Обязательно происходит проверка мотивации акцепта. Ответственность за необоснованный отказ несет плательщик.

Вексель. Если к платежу предъявляется вексель, то банк поставщика принимает вексель на инкассо, потом пересылает его по месту платежа и об этом извещается плательщик.

Расчеты чеками.

Чек – документ, который содержит ничем не обусловленное распоряжение владельца чека банку-эмитенту, который ведет его счет, уплатить покупателю указанную в чеке сумму средств.

Чекодатель – физ или юр лицо, которое осуществляет платеж с помощью чека и подписывает его.

Чекодержатель - физ или юр лицо, которое является получателем средств по чеку.

Банк-эмитент – банк, который выдает чековую книжку, либо расчетный чек юр или физ лицу.

Как правило, расчеты чеками предполагают высокую степень доверия между контрагентами.

В РФ распространены:

v Денежный чек.

o При его использовании и чекодателем, и чекодержателем является одно лицо.

o Им нельзя расплатиться за товары и услуги

o Используется для получения денег в банке (в том числе на выплату зарплаты и на хоз нужды).

o Срок действия ограничен – 10 дней.

v Расчетный чек.

o Покрытый. Оплачивается за счет средств, депонированных чекодателем на отдельном банковском счете.

o Непокрытый. Оплата идет с расчетного счета. При отсутствии или недостатке средств чек оплачивается за счет банковского кредита.

v Чеки из лимитированный чековых книжек.

o Довольно надежный способ платежа.

o Лимит равен предварительно депонированным средствам.

Чек не является платежным средством, выдача чека не является совершением платежа.

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Расчеты чеками (лимитированная чековая книжка).

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Банк поставщика 6 7 Банк покупателя – исполняющий

Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru Тема 6. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru 5 1 2

Поставщик 3 4 Покупатель

1.Поручение банку на депонирование средств и получение лимитированной чековой книжки.

2.Выдача чековой книжки

3.Отгрузка товаров, выполнение работ, услуг

4.Передача чека

5.Передача реестра чеков для оплаты в банк

6.Передача чека на оплату (требование на оплату).

7.Перечисление средств на счет поставщика.

Платеж по чеку может быть гарантирован полностью или частично посредством аваля. Аваль – поручительство за оплату чека. Оно может даваться любым лицом, кроме плательщика. Поручитель – авалист.

Преимущества расчетов чеками:

+ Относительная быстрота осуществления расчетов →ускорение оборотов → сокращение дебиторской задолженности.

Недостаток:

- Недостаточная гарантия платежа при недостатке средств у плательщика

- Возможность подделки.

Вексель.

Вексель не форма расчетов, а средство платежа.

Вексель – строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводной вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму.

Вексель может быть ордерный (на предъявителя) или именной.

Индоссамент – специальная надпись, по которой происходит передача прав по векселю. Для передачи ордерного векселя индоссамент не обязателен.

Индоссамент может быть бланковым (без указания лица, которому передан вексель) или именным (с указанием лица, которому должно быть произведено исполнение).

На вексельную сумму могут начисляться проценты (по векселю, который подлежит оплате по предъявлении или в определенное время от предъявления).

29 ноября 2010 г.

Пластиковые карточки в мире появились в 1949 году. А развитие получили в 1958 году.

Наши рекомендации