Наилучшим образом объединЯет все другие дисциплины
изучаемые студентами-экономистами.[1]
Љорпоративные финансы ЯвлЯютсЯ сравнительно молодым, но динамично развивающимсЯ направлением финансовой науки, которое тесно свЯзано с практикой функционированиЯ различных компаний реального сектора экономики в мире. ‡наниЯ данной дисциплины необходимы будущим экономистам, финансистам и аналитикам длЯ успешного управлениЯ финансовыми потоками и ресурсами, а также длЯ построениЯ успешной карьеры.
‘егоднЯ корпоративные финансы изучают не только различные способы финансированиЯ бизнеса, но и весь спектр вопросов, свЯзанных с управлением финансами в рамках корпоративных структур как финансового так и нефинансового профилЯ.
‘огласно общемировой практики корпорацией назваетсЯ акционернаЯ компаниЯ открытого типа. ‚ыбор корпорации в качестве объекта не случаен и обусловлен типичностью данной формы организации бизнеса длЯ рыночной среды, а таке наличием комплекса специфических финансовых проблем.
’еориЯ корпоративных финансов Р самый практичный раздел финансовой науки. Љак правило, большинство ученых в этой области были подготовлены не только теоретически, но и имели большой практический опыт и сами опробовали свои разработки на практике.
Љорпоративные финансы Р это система эффективного управлениЯ процессами финансированиЯ хозЯйственной деЯтельности коммерческой организации, ЯвлЯющаЯсЯ неотъемлемой составной частью общей системы управлениЯ хозЯйствующего субъекта. ”инансы корпораций Р это совокупность финансовых операций, осуществлЯемых предприЯтиЯми по привлечению финансовых ресурсов и их эффективному использованию, включаЯ методы финансированиЯ, осуществлениЯ инвестиционных проектов, управлениЯ ликвидностью, защиты от рисков и пр.
‚ условиЯх рыночной экономики резко возрастает роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов. ЌесмотрЯ на то, что главным критерием функционированиЯ организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности в современных экономических условиЯх ЯвлЯетсЯ прибыль, не менее важным длЯ обеспечениЯ расширенного воспроизводства в народном хозЯйстве становитсЯ укрепление денежного обращениЯ и деЯтельности кредитной системы страны.
ђешать финансовые вопросы как текущего, так и стратегического характера, как на микро-, так и на макроуровне должны профессионалы, имеющие практические навыки обработки и анализа информации о финансовом состоЯнии хозЯйствующего субъекта и его взаимоотношениЯх с акционерами, поставщиками, покупателЯми, финансовыми и налоговыми органами, страховыми компаниЯми, инвесторами и т.д. ‚ условиЯх конкуренции, когда каждаЯ организациЯ стоит перед выбором: работать прибыльно или стать банкротом, деЯтельность экономистов и руководителей требует нетрадиционных решений, направленных на сохранение платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности и управлЯемости организации. ‘оответственно применение адекватных современным условиЯм форм, методов финансированиЯ и управлениЯ денежным оборотом требует тщательного их изучениЯ.
“чебное пособие включает лекционный курс, заданиЯ длЯ практических занЯтий и самостоЯтельной работы, тестовые заданиЯ и вопросы длЯ текущей аттестации.
Џособие может быть полезно длЯ преподавателей экономических дисциплин, руководителей финансовых и экономических служб организаций, слушателЯм курсов повышениЯ квалификации финансовых работников.
’…ЊЂ 1. ЉЋђЏЋђЂ’?‚Ќ›… ”?ЌЂЌ‘› ? ?• Њ…‘’Ћ ‚ ”?ЌЂЌ‘Ћ‚Ћ‰ ‘?‘’…Њ… ђЋ‘‘?‰‘ЉЋ‰ ”…„…ђЂ–??
1.1. ‘ущность, функции и организациЯ финансов корпораций
1.2. Љорпоративные финансы в системе управлениЯ финансами
1.3. ЉорпоративнаЯ отчетность как важнейший инструмент принЯтиЯ управленческих решений
1.1. ‘ущность, функции и организациЯ финансов корпораций
Џереход к рыночной экономике вызвал серьезные изменениЯ всей финансовой системы и в первую очередь ее основного звена - финансов корпораций.
”инансы корпораций - это финансовые или денежные отношениЯ, возникающие в процессе формированиЯ основного и оборотного капитала, фондов денежных средств корпораций и их распределениЯ и использованиЯ.
”инансовые отношениЯ корпораций в зависимости от экономического содержаниЯ можно сгруппировать по следующим направлениЯм:
Ґ возникающие между учредителЯми в момент созданиЯ корпорации по поводу формированиЯ уставного капитала. ‚ свою очередь, уставный капитал ЯвлЯетсЯ первоначальным источником формированиЯ производственных фондов, приобретениЯ нематериальных активов;
Ґ между корпорациЯми и организациЯми, свЯзанные с производством и реализацией продукции, возникновением добавленной стоимости;
Ґ междукорпорациЯми и их подразделениЯми: филиалами, цехами, отделами, бригадами по поводу финансированиЯ расходов, распределениЯ и перераспределениЯ прибыли, оборотных средств;
Ґ между корпорацией и работниками корпорации, при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций корпорации, выплате процентов по облигациЯм и дивидендов по акциЯм, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц;
Ґ между корпорацией и финансовой системой государства при уплате налогов и других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, применении штрафных санкций, получении ассигнований из бюджета;
Ґ между корпорацией и банковской системой в процессе хранениЯ денег в коммерческих банках, получении и погашении ссуд, уплаты процентов за кредит, покупке и продаже валюты, оказаниЯ других банковских услуг;
Ґ между корпорацией и страховыми компаниЯми и организациЯми и др.
Ќаиболее полно сущность финансов проЯвлЯетсЯ в их функциЯх. ”инансы корпораций выполнЯют две основные функции: распределительную и контрольную.
‘ помощью распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегосЯ за счет вкладов учредителей, распределение валового внутреннего продукта в стоимостном выражении, определение основных стоимостных пропорций в процессе распределениЯ доходов и финансовых ресурсов, обеспечиваетсЯ оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, корпораций и организаций и государства в целом.
Ћбъективной основой контрольной функции ЯвлЯетсЯ стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, формирование доходов и денежных фондов корпорации и их использование.
ђеализациЯ контрольной функции осуществлЯетсЯ с помощью финансовых показателей деЯтельности корпораций, их оценки и разработки необходимых мер длЯ повышениЯ эффективности распределительных отношений.
”инансовые ресурсы корпорации - это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне (привлеченные и заемные средства), предназначенные длЯ выполнениЯ финансовых обЯзательств организации, финансированиЯ текущих затрат и затрат, свЯзанных с расширением производства.
‘ледует выделить такое понЯтие, как капитал - часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносЯщих доход по завершении оборота.
”инансовые ресурсы корпорации по своему происхождению разделЯютсЯ на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиЯх (внешние).
‘обственные финансовые ресурсы включают в себЯ прибыль и амортизационные отчислениЯ. ‘ледует помнить, что не всЯ прибыль остаетсЯ в распорЯжении корпорации, часть ее в виде налогов и других налоговых платежей поступает в бюджет.
Џривлеченные, или внешние, источники формированиЯ финансовых ресурсов можно также разделить на собственные, заемные и бюджетные ассигнованиЯ. ќто деление обусловлено формой вложениЯ капитала. …сли внешние инвесторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложениЯ средств ЯвлЯетсЯ образование привлеченных собственных финансовых ресурсов.
”инансовые ресурсы используютсЯ корпорацией в процессе производственной и инвестиционной деЯтельности. Ћни находЯтсЯ в постоЯнном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в банке и в кассе корпорации.
ЉорпорациЯ, заботЯсь о своей финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозЯйстве, распределЯет свои финансовые ресурсы по видам деЯтельности и во времени. “глубление этих процессов приводит к усложнению финансовой работы, использованию в практике специальных финансовых инструментов.
ЋрганизациЯ финансов корпорации строитсЯ на определенных принципах:
хозЯйственной самостоЯтельности,
самофинансированиЯ,
материальной ответственности,
заинтересованности в результатах деЯтельности,
формирование финансовых резервов.
Џринцип хозЯйственной самостоЯтельности предполагает, что корпорациЯ самостоЯтельно независимо от организационно-правовой формы хозЯйствованиЯ определЯет свою экономическую деЯтельность, направлениЯ вложений денежных средств в целЯх извлечениЯ прибыли.
Џринцип самофинансированиЯ означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.
Џринцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозЯйственной деЯтельности. ”инансовые методы реализации этого принципа различны длЯ отдельных корпораций, их руководителей и работников предприЯтиЯ.
ЋбъективнаЯ необходимость принципа заинтересованности в результатах деЯтельности определЯетсЯ основной целью предпринимательской деЯтельности - извлечением прибыли. ‡аинтересованность в результатах хозЯйственной деЯтельности в равной степени присуща работникам корпорации, самому предприЯтию и государству в целом.
Џринцип обеспечениЯ финансовых резервов свЯзан с необходимостью формированиЯ финансовых резервов длЯ обеспечениЯ предпринимательской деЯтельности, котораЯ сопрЯжена с риском вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры.
‚месте с тем денежные средства, направлЯемые в финансовый резерв, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости могли легко быть превращены в наличный капитал.
“правление финансами корпорации осуществлЯетсЯ с помощью финансового механизма.
”инансовый механизм корпорации - это система управлениЯ финансами корпорации в целЯх достижениЯ максимальной прибыли.
‘истема управлениЯ финансами включает в себЯ:
- финансовые методы;
- финансовые инструменты;
- правовое обеспечение;
- информационно-методическое обеспечение управлениЯ финансами.
”инансовыми методами ЯвлЯютсЯ финансовое планирование, финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование и финансовый контроль.
Џод финансовым инструментом понимают любой контракт, из которого возникает финансовый актив длЯ одной корпорации и финансовое обЯзательство или инструмент капитального характера (т. е. свЯзанный с участием в капитале) - длЯ другой.
”инансовые инструменты включают в себЯ как первичные инструменты, такие как дебиторскаЯ и кредиторскаЯ задолженность, акции и производные инструменты, такие как финансовые опционы, фьючерсы и форварды, процентные и валютные свопы.
”инансовый актив может быть в виде: денежных средств, контрактного права на получение денежных средств или другого финансового актива от другой корпорации, контрактного права обмена на финансовый инструмент с другой корпорации, инструментом капитального характера другой корпорации.
”инансовое обЯзательство С это любое обЯзательство, которое ЯвлЯетсЯ контрактным: передать денежные средства или иной финансовый актив; обменЯть финансовые инструменты с другой корпорацией на потенциально неблагоприЯтных условиЯх.
Ћперации с финансовыми инструментами всегда сопровождаютсЯ финансовыми рисками.
Ћсновные виды финансовых рисков.
–еновой риск включает в себЯ не только потенциальные убытки, но и потенциальную прибыль. –еновой риск подразделЯют: на валютный риск, процентный риск, рыночный риск
‚алютный риск - риск того, что стоимость финансового инструмента изменитсЯ в результате изменениЯ обменного курса иностранной валюты.
Џроцентный риск - это риск того, что стоимость финансового инструмента изменитсЯ в результате изменениЯ рыночной процентной ставки.
ђыночный риск - это риск того, что стоимость финансового инструмента изменитсЯ в результате изменениЯ рыночных цен независимо от того, какими факторами вызваны эти изменениЯ.
Љредитный риск - это риск того, что один из контрагентов, участвующих в финансовом инструменте, не сможет ликвидировать обЯзательство и вызовет убытки у второй стороны.
ђиск ликвидности, или риск финансированиЯ - это риск того, что корпорациЯ может встретитьсЯ с трудностЯми при мобилизации средств длЯ погашениЯ своих обЯзательств по финансовому инструменту. Ћн может возникнуть из неспособности быстро продать финансовый актив по стоимости, близкой к его справедливой стоимости.
Ћперации с финансовыми инструментами осуществлЯютсЯ на основе рыночной или справедливой стоимости.
ђыночнаЯ стоимость - это сумма, которую можно получить от продажи, или необходимо заплатить при приобретении финансового инструмента на активном рынке.
‘праведливаЯ стоимость - это сумма, на которую может быть обменен актив или за которую может быть погашено обЯзательство при заключении добровольной сделки между независимыми сторонами при сопоставимых условиЯх.
“правление финансами корпорации включает в себЯ сбор информации и ее анализ, осуществление финансового планированиЯ и прогнозированиЯ, качество которых непосредственно влиЯет на результативность управлениЯ денежными потоками; финансовую устойчивость корпорации, а, следовательно, его конкурентоспособность; формирование финансовых ресурсов.
1.2. Љорпоративные финансы в системе управлениЯ финансами
Љорпоративные финансы Р это совокупность экономических отношений, по формированию и эффективному использованию финансовых ресурсов длЯ достижениЯ поставленной цели корпорации (организации).
ЋсновнаЯ цель корпоративного управлениЯ Р это получение наибольшей выгоды от функционированиЯ корпорации в интересах его собственников.
„лЯ достижениЯ этой цели менеджерам по финансам необходимо решать следующие задачи:
Ґ добиватьсЯ прироста рентабельности собственного капитала, т. е. увеличивать прибыль на каждую денежную единицу вложенных учредителЯми средств;
Ґ постоЯнно поддерживать текущую платежеспособность (ликвидность) корпорации, т. е. своевременно выполнЯть текущие обЯзательства за счет оборотных средств;
Ґ поддерживать платежеспособность корпорациив долгосрочном периоде, т. е. выполнЯть обЯзательства перед инвесторами и кредиторами, которые имеют долгосрочные вложениЯ в корпорацию;
Ґ обеспечивать финансовыми ресурсами процессы расширенного воспроизводства.
Љ основным функциЯм корпоративного управлениЯ относЯтсЯ:
Ґ расчет финансовых показателей на планируемый период, составление перспективных и текущих финансовых планов (по прибыли, кредитного, капитальных вложений и финансовых инвестиций, баланса доходов и расходов, баланса денежных поступлений и расходов);
Ґ финансовый анализ и оценка текущего и перспективного финансового состоЯниЯ корпорации, возможных темпов ее развитиЯ исходЯ из обеспеченности финансовыми ресурсами, а также прогнозирование вероЯтности банкротства;
Ґ управление оборотными средствами и обеспечение ликвидности корпорации (управление запасами, денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью);
Ґ управление инвестиционным портфелем (капитальными вложениЯми и финансовыми инвестициЯми);
Ґ управление структурой капитала и контроль за платежеспособностью (обеспечение рациональной структуры капитала, контроль за пропорциЯми между собственным и заемным капиталом, за выполнением обЯзательств перед инвесторами и кредиторами, имеющими долгосрочные вложениЯ, разработка предложений о видах долговых обЯзательств, которые можно дополнительно выпускать длЯ лучшего обеспечениЯ потребности в капитале и достижениЯ стабильности платежеспособности);
Ґ управление финансовыми рисками (идентификациЯ рисков, выбор стратегии и тактики управлениЯ риском, организациЯ конкретных процедур по управлению риском);
Ґ организациЯ расчетов с бюджетной системой (по налогам и сборам), акционерами (выплата дивидендов), кредиторами (вы-плата процентов, погашение займов), контрагентами, а также выпуска ценных бумаг;
Ґ обеспечение взаимоотношений с учреждениЯми рыночной инфраструктуры, заключение договоров с банками, биржами, страховыми компаниЯми, инвестиционными фондами, компаниЯми и т. д.;
Ґ подготовка отчета перед акционерами и персоналом о результатах финансовой деЯтельности.
Ќаиболее сильное влиЯние на эффективность корпоративного управлениЯ оказывает структура собственности компании (внешние или внутренние собственники, соотношение владельцев собственного и заемного капитала, степень распыленности капитала, наличие собственников - наемных работников, институцональных кредитных организации), финансоваЯ инфраструктура (степень развитости фондового рынка и его открытость) и правоваЯ система (защищенность инвесторов, степень развитости контрактов, законодательства о банк- ротстве, слиЯниЯх, судебных процедур).
”акторы, влиЯющие на эффективность управлениЯ финансами:
Р общественно-политическаЯ ситуациЯ в стране;
Р правоваЯ система (степень развитости контрактов, защищенность интересов собственников, менеджеров, работников, кредиторов, поставщиков, покупателеи);
Р структура собственности компании;
Р денежно-кредитнаЯ и валютнаЯ политика государства, в том числе налоговаЯ система;
Р организациЯ расчетов между контрагентами (денежные, бартерные);
Р степень вовлеченности в мировую экономику (участие в мировых товарных, фондовых рынках);
Р степень развитиЯ внутреннего финансового рынка и финансовойминфраструктуры (практика учета, отчетности, аудита).
1.3. ЉорпоративнаЯ отчетность как важнейший инструмент принЯтиЯ управленческих решений
Ћтчетность представлЯет собой систему взаимосвЯзанных показателей, характеризующих результаты работы организации за отчетный период, составленных на основе данных бухгалтерского учета. Џоэтому в бухгалтерском учете составление отчетности ЯвлЯетсЯ завершающим этапом учетного процесса и играет большую роль в управлении организацией. ‘огласно законодательству, бухгалтерскаЯ отчетность Р это единаЯ система данных об имущественном и финансовом положении организации, составленнаЯ на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
ЃухгалтерскаЯ (финансоваЯ) отчетность составлЯетсЯ в соответствии с требованиЯми следующих законодательных и иных нормативно-правовых актов:
1. ”едеральный закон ЗЋ бухгалтерском учетеИ Ь 402-”‡ Р регулирует основные положениЯ организации и ведениЯ бухгалтерского учета в ђоссийской ”едерации с 01.01.2013 года.
2. Џоложение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в ђоссийской ”едерации, утвержденное приказом Њинистерства финансов ђ” от 29.07.98г. Ь 34.
3. Џоложение по бухгалтерскому учету ЗЃухгалтерскаЯ отчетность организацииИ (ЏЃ“ 4/99), утвержденное приказом Њинистерства финансов ђ” от 06.07.99г. Ь 43н.
4. Џриказ Њинистерства финансов ђ” ЗЋ формах бухгалтерской отчетности организацииИ Ь 66н от 02.07. 2010 г.
‚хождение многих организаций в рыночную экономику обусловило проблему представлениЯ полной финансовой информации о деЯтельности организации и имущественном положении на определенную дату. ‘реди групп внешних пользователей такой информации (инвесторы, кредиторы, поставщики и другие коммерческие контрагенты, клиенты, правительство и правительственные учреждениЯ, общественность) ее предоставление особенно важно длЯ инвесторов и будущих акционеров организации.
‡начение бухгалтерской отчетности определЯетсЯ требованиЯми, предъЯвлЯемыми к ней. ЃухгалтерскаЯ отчетность должна соответствовать следующим требованиЯм: достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверЯемости, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур оформлениЯ и публичности.
ѓодоваЯ бухгалтерскаЯ отчетность включает:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах;
- приложениЯ к указанным документам ( отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании полученных средств).
ЃухгалтерскаЯ отчетность ЯвлЯетсЯ открытой длЯ пользователей - учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. ЋрганизациЯ должна обеспечить возможность длЯ пользователей ознакомитьсЯ с бухгалтерской отчетностью. ЋрганизациЯ обЯзана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности каждому учредителю (участнику) в сроки, установленные законодательством ђоссийской ”едерации. ЋрганизациЯ обЯзана представить бухгалтерскую отчетность по одному экземплЯру (бесплатно) органу государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные законодательством ђоссийской ”едерации, в сроки, установленные законодательством ђоссийской ”едерации. ‚ случаЯх, предусмотренных законодательством ђоссийской ”едерации, организациЯ публикует бухгалтерскую отчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключениЯ.
ЏубликациЯ бухгалтерской отчетности производитсЯ не позднее 1 июнЯ года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством ђоссийской ”едерации. „атой представлениЯ бухгалтерской отчетности длЯ организации считаетсЯ день ее почтового отправлениЯ или день фактической передачи ее по принадлежности. …сли дата представлениЯ бухгалтерской отчетности приходитсЯ на нерабочий (выходной) день, то сроком представлениЯ бухгалтерской отчетности считаетсЯ первый следующий за ним рабочий день.
ЋрганизациЯ должна составлЯть промежуточную бухгалтерскую отчетность за месЯц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством ђоссийской ”едерации.
ЏромежуточнаЯ бухгалтерскаЯ отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством ђоссийской ”едерации или учредителЯми (участниками) организации. ЋрганизациЯ должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством ђоссийской ”едерации. Џредставление и публикациЯ промежуточной бухгалтерской отчетности производЯтсЯ в случаЯх и порЯдке, предусмотренных законодательством ђоссийской ”едерации или учредительными документами организации.
ЃухгалтерскаЯ отчетность организаций (за исключением бюджетных) состоит из следующих форм:
Ѓухгалтерский баланс Р включает пЯть разделов:
1 Р ‚необоротные активы;
2 Р Ћборотные активы;
3 Р ЗЉапиталы и резервы;
4 Р „олгосрочные обЯзательства;
5 Р Љраткосрочные обЯзательства.
Љаждый раздел включает рЯд подразделов и конкретных статей.
Ћтчет о финансовых результатах Р имеет большое значение, так как включает все необходимые показатели финансовых результатов деЯтельности организации в целом и суммы, их составлЯющие.
Ћтчет об изменениЯх капитала Р характеризует размер и структуру капитала и резервов организации, а также содержит справочные данные о чистых активах организации и полученных суммах финансированиЯ.
Ћтчет о движении денежных средств Р содержит сведениЯ о потоках денежных средств (поступлениЯ, направлениЯ денежных средств) с учетом их остатков на начало и конец отчетного периода.
?ные приложениЯ к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылЯх и убытках (ЏоЯснениЯ) Р оформлЯютсЯ в табличной и (или) текстовой форме. ‚ них приводитсЯ наиболее существеннаЯ информациЯ, содержащаЯсЯ в формах годовой отчетности, краткаЯ характеристика деЯтельности организации, основные показатели деЯтельности и факторы, повлиЯвшие на финансовые результаты организации, а также решениЯ по итогам рассмотрениЯ годовой отчетности и распределениЯ прибыли, остающейсЯ в распорЯжении организации, то есть финансоваЯ информациЯ, полезнаЯ длЯ получениЯ более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении предприЯтиЯ. ‚ поЯснительной записке к бухгалтерской отчетности организациЯ объЯвлЯет также изменениЯ в своей учетной политике на предстоЯщий год.
Џод консолидированной финансовой отчетностью в соответствии с федеральным законом Ь 208-”‡ от 27.07. 2010 ЗЋ консолидированной финансовой отчетностиИ понимаетсЯ систематизированнаЯ информациЯ, отражающаЯ финансовое положение, финансовые результаты деЯтельности и изменениЯ финансового положениЯ организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определЯемой в соответствии с Њеждународными стандартами финансовой отчетности.
„анный ”едеральный закон распространЯетсЯ:
1) на кредитные организации;
2) на страховые организации;
3) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
ЏорЯдок представлениЯ и публикации кредитными организациЯми иного вида финансовой отчетности, составленной в соответствии с Њ‘”Ћ, а также порЯдок использованиЯ такой отчетности и консолидированной финансовой отчетности в целЯх банковского надзора определЯютсЯ –ентральным банком ђоссийской ”едерации.
Ћсобенности порЯдка представлениЯ и публикации организациЯми, выполнЯющими государственный оборонный заказ, консолидированной финансовой отчетности устанавливаютсЯ Џравительством ђоссийской ”едерации.
ЉонсолидированнаЯ финансоваЯ отчетность составлЯетсЯ в соответствии с Њ‘”Ћ. ЉонсолидированнаЯ финансоваЯ отчетность организации составлЯетсЯ нарЯду с бухгалтерской отчетностью этой организации, составлЯемой в соответствии с ”едеральным законом от 21 ноЯбрЯ 1996 года N 129-”‡ "Ћ бухгалтерском учете".
‚опросы длЯ самоконтролЯ
1. „айте определение корпоративным финансам
2. Ќазовите цель, задачи и функции корпоративных финансов
3. „айте характеристику основным теориЯм корпоративных финансов
4. Ќазовите основные виды корпоративной отчетности
’…ЊЂ 2. ЏђЂ‚Ћ‚›… Ђ‘Џ…Љ’› ”“ЌЉ–?ЋЌ?ђЋ‚ЂЌ?џ ЋђѓЂЌ?‡Ђ–?? ‚ ђ›ЌЋ—ЌЋ‰ ‘ђ…„…
2.1. ђоль и значение организационно-правовой формы предпринимательской деЯтельности
2.2. Љорпорации и их роль в экономике
2.3. ‡начение, виды и роль аудита в развитии компаний
2.1. ђоль и значение организационно-правовой формы предпринимательской деЯтельности
‹юбаЯ предпринимательскаЯ деЯтельность осуществлЯетсЯ в рамках определенной организационно-правовой формы. …е выбор зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателЯ, но в основном определЯетсЯ объективными условиЯми:
- сферой деЯтельности,
- наличием денежных средств,
- достоинствами тех или иных форм предприЯтий,
- состоЯнием рынка.
”орма предпринимательства - это система норм, определЯющаЯ внутренние отношениЯ между партнерами по предприЯтию, с одной стороны, и отношениЯ этого предприЯтиЯ с другими предприЯтиЯми и государственными органами-с другой. ‘уществует следующие основные формы предпринимательства:
- индивидуальные,
- коллективные,
- корпоративные.
“казанные формы, в свою очередь, классифицируетсЯ на:
- малые,
- средние
- крупно-масштабные.
?ндивидуальные формы без образованиЯ юридического лица в виде предприЯтиЯ относЯтсЯ к инициативному индивидуальному предпринимательству. Љапитал предпринимателЯ не выделЯетсЯ из его личного имущества. ђиск распространЯетсЯ на все его состоЯние.
ћридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деЯтельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределЯющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
ћридические лица, ЯвлЯющиесЯ коммерческими организациЯми, могут создаватьсЯ в следующих организационно-правовых формах:
- хозЯйственных товариществ и обществ;
- крестьЯнских (фермерских) хозЯйств;
- хозЯйственных партнерств;
- производственных кооперативов;
- государственных и муниципальных унитарных предприЯтий.
ћридические лица, ЯвлЯющиесЯ некоммерческими организациЯми, могут создаватьсЯ в организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов, к которым относЯтсЯ в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхованиЯ, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозЯйственные потребительские кооперативы;
2) общественных организаций, к которым относЯтсЯ в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движениЯ, органы общественной самодеЯтельности, территориальные общественные самоуправлениЯ;
3) ассоциаций (союзов), к которым относЯтсЯ в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединениЯ работодателей, объединениЯ профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
4) товариществ собственников недвижимости, к которым относЯтсЯ в том числе товарищества собственников жильЯ;
5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в ђоссийской ”едерации;
6) общин коренных малочисленных народов ђоссийской ”едерации;
7) фондов, к которым относЯтсЯ в том числе общественные и благотворительные фонды;
8) учреждений, к которым относЯтсЯ государственные учреждениЯ (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждениЯ и частные (в том числе общественные) учреждениЯ;
9) автономных некоммерческих организаций;
10) религиозных организаций;
11) публично-правовых компаний.
Ќекоммерческие организации могут осуществлЯть приносЯщую доход деЯтельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целЯм.
ЌекоммерческаЯ организациЯ, уставом которой предусмотрено осуществление приносЯщей доход деЯтельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное длЯ осуществлениЯ указанной деЯтельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного длЯ обществ с ограниченной ответственностью.
?зменениЯ, внесенные в ѓражданский кодекс ђ” ”едеральным законом от 05.05.2014 Ь 99-”‡, отменЯют организационно-правовые формы открытых и закрытых акционерных обществ. ‚место привычных ‡ЂЋ и ЋЂЋ акционерные общества разделЯтсЯ на публичные и непубличные.
Џубличным ЯвлЯетсЯ акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в акции, публично размещаютсЯ (путем открытой подписки) или публично обращаютсЯ на условиЯх, установленных законами о ценных бумагах. Џравила о публичных обществах применЯютсЯ также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество ЯвлЯетсЯ публичным (п. 1 ст. 97 ѓЉ ђ” в редакции от 01.09.2014).
‡аконодатель установил следующие основные признаки публичных ЂЋ:
- свободнаЯ продажа акций;
- указание в наименовании на признак публичности.
Џубличные ЂЋ обЯзаны представлЯть длЯ внесениЯ в …ѓђћ‹ сведениЯ о том, что такие общества ЯвлЯютсЯ публичными (п. 1 ст. 97 ѓЉ ђ” в редакции от 01.09.2014). ”ункции реестродержателЯ и счетной комиссии публичного ЂЋ может осуществлЯть только независимаЯ организациЯ, имеющаЯ соответствующую лицензию (п. 4 ст. 97 ѓЉ ђ” в редакции от 01.09.2014). ‘остав коллегиального органа управлениЯ в публичном ЂЋ не может составлЯть менее пЯти членов.
Ђкционерное общество, которое не отвечает перечисленным признакам, признаетсЯ непубличным. ЋбЯзательное указание на то, что общество ЯвлЯетсЯ непубличным, ѓЉ ђ” не предусмотрено.
’аким образом, в соответствии с изменениЯми, внесенными в законодательство, все общества делЯтсЯ на публичные и унитарные.
ЏубличнымЯвлЯетсЯ акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаютсЯ (путем открытой подписки) или публично обращаютсЯ на условиЯх, установленных законами о ценных бумагах. Џравила о публичных обществах применЯютсЯ также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество ЯвлЯетсЯ публичным.
Ћбщество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает данным признакам, признаютсЯ непубличными.
Џо решению участников (учредителей) непубличного общества, принЯтому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положениЯ:
1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управлениЯ общества или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собраниЯ участников хозЯйственного общества, за исключением вопросов:
-внесениЯ изменений в устав хозЯйственного общества, утверждениЯ устава в новой редакции;
-реорганизации или ликвидации хозЯйственного общества;
-определениЯ количественного состава коллегиального органа управлениЯ общества и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собраниЯ участников хозЯйственного общества), избраниЯ их членов и досрочного прекращениЯ их полномочий;
-определениЯ количества, номинальной стоимости, категории (типа) объЯвленных акций и прав, предоставлЯемых этими акциЯми;
-увеличениЯ уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долЯм его участников или за счет принЯтиЯ третьего лица в состав участников такого общества;
-утверждениЯ не ЯвлЯющихсЯ учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов - хозЯйственного общества;
2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управлениЯ общества полностью или в части либо об отказе от созданиЯ коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществлЯютсЯ указанным коллегиальным органом управлениЯ;
3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;
4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаЯх, предусмотренных уставом общества;
5) о порЯдке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порЯдка созыва, подготовки и проведениЯ общих собраний участников хозЯйственного общества, принЯтиЯ ими решений, при условии, что такие изменениЯ не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;
6) о требованиЯх, отличных от