Бюджетное устройство России

Бюд. система – основанная на эк. отношениях и гос. устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность бюджетов федера-ции, субъектов РФ, местных и бюджетов гос. внебюджетных фондов. Бюд. устройство – организация бюд. системы и принципы ее построения. Бюд. система РФ содержит 3 уровня: 1)Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (выполняет основные функции государства). 2)Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (89, включая Москва и С. -Петербург). 3) Местные бюджеты - около 30000: а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов федерального назначения Москва и С. -Петербург; б) бюджеты городских и сельских поселений. Фед. бюджет представляет собой основной фин. план гос-ва; через него осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП, национального дохода между различными отраслями экономики, между регионами и социальными слоями населения. Бюджет субъекта РФ – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций отнесенных к предметоведению субъектов РФ. Местные бюджеты – составляют 3-й уровень бюджетной системы и представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметоведению местного самоуправления. Гос. внебюджетные фонды – фонды ден. средств образуемые вне фед. бюджета и бюджетов субъектов федерации, и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, на пенсионное обеспечение, соц. обеспечение в случае безработицы, соц. страхование, охрану здоровья и мед. помощь.

43.Принципы построения бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:1. Принцип единства бюджетной системыОзначает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системыОзначает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 3. Принцип самостоятельности бюджетовправо законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня;право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств, источники финансирования дефицита. 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондовОзначает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. 5. Принцип сбалансированности бюджетаПринцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. 6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов: все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. 8. Принцип гласностиПринцип гласности означает: 1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; 2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. 9. Принцип достоверности бюджета: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств2. Функции, принципы и формы кредита Кредит – это экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости в товарной или денежной форме. Функции кредита: перераспределительная и функция замещения наличных денег кредитными операциями. Назначение кредита в перераспределительной функции заключается в том, что с его помощью временно свободные средства в денежной или товарной форме, принадлежащие одним экономическим субъектам, передаются во временное пользование других экономических субъектов на условиях возвратности, срочности и, как правило, платности. Назначение кредита в функции замещения наличных денег кредитными операциями заключается в создании на его основе платежных средств, использование которых приводит к экономии издержек обращения. Принципы кредитования: срочность и возвратность, целевой характер, материальная обеспеченность, платность. Срочность и возвратность означают, что кредит, предоставляемый кредитополучателю, должен быть возвращен в срок, определенный кредитным договором. Целевой характер кредита, его назначение определяет, прежде всего, кредитополучатель, однако и банк при выделении кредита исходит из его назначения, из конкретного объекта кредитования, из конкретного проекта. Соблюдение принципа целевого направления кредита обеспечивает его возвратность в установленные сроки, так как эти сроки рассчитаны на выполнение определенных хозяйственных операций. Принцип материальной обеспеченности кредитования означает, что кредитополучатель должен осуществить прокредитованный проект, приобрести те товарно-материальные ценности или осуществить затраты, под которые выдан кредит. Форма кредита характеризует внешнее проявление и организацию кредитных отношений и определяется рядом признаков: объектом кредитной сделки, составом участников, целевым назначением и др. В зависимости от ссуженной стоимости: Товарная, Денежная, Товарно-денежная (смешанная) Участники кредитной сделки, цели кредита- Банковский кредит - Государственный кредит - Ипотечный кредит - Лизинговый кредит - Коммерческий кредит - Потребительский кредит - Факторинговый кредит Назначение кредита- Производительный - Потребительский Способы предоставления- Прямая - Косвенная Сфера функционирования- Национальный кредит - Международный кредит



Наши рекомендации