История хоккея в Баффало. Часть 2: След канадского Бизона
Прежде чем в Баффало пришла Национальная Хоккейная Лига, город уже имел одну из главных франшиз Американской Хоккейной Лиги. В то время пока шесть хоккейных небожителей решали кто более достоин Кубка Стэнли, все остальные клубы США и Канады организовывали свои собственные лиги. Главной среди них стала Интернациональная Хоккейная Лига, которая впоследствии поменяла статус в названии с "международного" на "американский".
Северное расположение Баффало предрекло городу любовь к хоккею. В то время пока богатые американцы в других штатах ездили в "центр" смотреть бейсбол, футбол и бокс, зажиточные баффалойды пересекали границу, чтобы насладиться хоккеем.
В 1928 году в Форт Эри, что в провинции Онтарио, но прямо на границе с Баффало, появляется новый клуб "Баффало Бизонс", с ходу принятый в Канадскую профессиональную хоккейную лигу. Искать игроков для новой команды пришлось не долго. Клуб просто-напросто выкупил весь состав "Гамилтон Тайгерс", заставив тех в свою очередь набирать новых хоккеистов. К слову, с "тиграми" не прощаемся, они в нашем рассказе ещё сыграют свою роль через 12 лет.
"Бизоны" выступали на пятитысячной "Пис Бридж Арене". В своём первом и последнем сезоне в Канпро они провели 42 игры, из которых выиграли 17 и сыграли вничью 7, заняв 5 место среди 8 команд. А уже на следующий сезон, в 1929 году, часть клубов Канадской профессиональной хоккейной лиги решили создать собственную лигу, получившую название Интернациональной.
Помимо Баффало в ИХЛ за всю её историю поиграло ещё с десяток различных клубов из нескольких городов: Кливленда, Детройта, Гамильтона, Лондона, Ниагара Фоллс, Питтсбурга, Рочестера, Сиракьюз, Торонто и Виндзора.
На протяжении семи сезонов, вплоть до 1936 года, "Бизоны Баффало" неизменно оставались в лидерах чемпионата, лишь однажды финишировав в регулярном сезоне пятыми. Дважды они становились чемпионами регулярного сезона (1930–31, 1931–32) и дважды выигрывали плей-офф (1931–32, 1932–33), становясь обладателями одного из самых старейших трофеев США - "F.G. "Teddy" Oke Trophy".
Канадское расположение клуба нисколько не смущало жителей Баффало, благо для того, чтобы посетить матчи "бизонов", достаточно было пересечь Ниагару по мосту.
Здесь стоит сделать отступление и отметить, что в самом начале 30-х Баффало всё же имел команду, которая выступала в родном "Бродвей Аудиториум". "Баффало Американс", которые впоследствии сменили название на "Мэйджорс" отыграли два сезона в Американской Хоккейной Ассоциации, образованной в 1926 году из Центральной Хоккейной Лиги.
Команда была организована в 1930 году Лоренсом Ф. Уэлчем. Он собрал канадских хоккеистов и представил их публике на искусственном льду 7,5 тысячного "Бродвей Аудиториум" как альтернативу "Бизонам", выступающим в Форт Эри.
Уже с самого начала команда обросла ворохом проблем. Отсутствие финансовой поддержки от внезапно отказавшихся от команды спонсоров обернулось проблемами с искусственным льдом. Первую игру в Чикаго пришлось отложить из-за иммиграционных проблем ряда игроков. После начала сезона на выезде, команде пришлось освободить "Аудиториум" для турнира Американского Конгресса Боулинга. В конце концов, свои последние двенадцать домашних матчей команде пришлось отыграть на арене "Бизонов", в том самом Форт Эри. Несмотря на все эти трудности, команда почти пробилась в плей-офф, лишь в заключительном матче сезона упустив шанс на продолжение борьбы.
Второй сезон предрекал "Мажорам" борьбу в подвале таблицы. Но у команды и без того были серьёзные проблемы с выплатой зарплат игрокам и взносов в фонд лиги, виной тому стала Великая депрессия. АХА решила распустить команду 2 февраля 1932 года, ссылаясь на финансовые трудности клуба.
В 1936 году Интернациональная лига и Канадская профессиональная лига решили вновь объединиться и создать Интернациональную Американскую Хоккейную Лигу (отсчёт нынешней АХЛ начинается именно с этого момента). 8 команд были поделены на 2 дивизиона: в восточном играли "Филадельфия Рамблерс", "Спрингфилд Индианс", "Провиденс Редс" и "Нью Хэвен Иглз", а в западном "Сиракьюз Старз", "Кливленд Фелконс", "Питтсбург Хорнетс" и "Баффало Бизонс".
Именно в этот год на лидеров ИХЛ "Бизонов Баффало" свалилась целая череда неприятностей. 17 марта арена "Бизонов" серьёзно пострадала после снежной бури, когда пластиковая крыша не выдержала тринадцатидюймового слоя мокрого снега и обрушилась прямо на площадку. Остаток сезона 1935-1936 команда отыграла на выезде. Новый сезон, уже в ИАХЛ, команда начала играя на арене, расположенной в Ниагара Фоллс (пров. Онтарио). Однако практически тут же стало ясно, что вынужденный переезд негативно сказался на финансах клуба. Команда потеряла болельщика, а вместе с этим и доход от продажи билетов. О возможной прибыли и сносной зарплате для игроков разговор уже не шёл, поэтому 6 декабря 1936 года, проведя всего 11 (3-8-0) матчей в чемпионате, "Бизоны Баффало" снялись с соревнований.
В следующие четыре года город Баффало не был представлен ни одной командой в профессиональных хоккейных лигах Северной Америки. Но в эти годы здесь произошло знаковое событие для всей спортивной истории города.
Великая депрессия, несомненно повлиявшая и на развитие спортивных клубов в стране, ослабила свою хватку лишь к концу 30-х. И именно в этот момент, словно по мановению волшебной палочки, город Баффало получил сразу два приятных подарка.
30 ноября 1939 года здесь началось строительство "Мемориал Аудиториум" - главного событийного центра города, ставшего таковым на долгие десятилетия, вплоть до 1996 года. Works Progress Administration потратила 2,7 миллиона долларов на строительство и меньше чем через год, 14 октября 1940 года, новый тринадцатитысячный Аудиториум, посвящённый солдатам Первой мировой войны, открыл свои двери. Аудиториум стал иконой Баффало, вплоть до 1996 года здесь проводились все самые главные события спортивной, культурной и политической жизни города: хоккейные матчи "Бизонов" и "Клинков", боксёрские поединки, здесь гастролировали мировые знаменитости, проводились выставки и политические дебаты. "Ауд" стал характерной особенностью архитектуры Баффало. Тем обиднее было для баффалойдов прощаться с ним в 2009 году, когда после долгих и жарких дебатов всё же было принято решение о сносе легендарного здания.
Но тогда, в 1940-ом, новенькая арена ждала свою родную команду, которой предстояло защищать честь города в хоккейных баталиях. Вопрос о том, какая команда должна здесь играть не возникал, но кто будет играть за возрождённых "Бизонов"?
И здесь на сцену вновь выходят те самые "Гамилтон Тайгерс", которых руководство "бизонов" знатно пощипало в 1928 году. "Тигры" спустя два года после тех событий переехали в Сиракьюз, назвались "Звёздами" и десять лет играли в Интернациональной Американской Хоккейной Лиге. За это время они дважды становились победителями дивизиона, а в 1937 году (сезон, когда "бизоны" досрочно завершили чемпионат) стали победителями лиги и взяли "Калдер Кап". Но в 1940 году команду покупает Луис Джейкобс (отец Джереми Джейкобса, владельца нынешних "Бостон Брюинз"), перевозит её в Баффало и называет "Бизоны".
История хоккея в Баффало. Часть 3: Эдди Шор, Жак Плант и три Кубка Колдера
Луис M. Джейкобс и президент "Бизонов" в 30-х Эдгар Дэнехи задались целью создать в Баффало чемпионскую команду. Первым делом они поставили Луи Гиффелса на должность генерального менеджера "Бизонов" и "Аудиториума", а Сесила "Коротышку" Томпсона на должность главного тренера новой команды. Томпсон стал известен благодаря своей 12-летней карьере, проведённой в НХЛ в составе "Бостона" и "Детройта". Он завоевал четыре "Везины" и стал настоящей звездой вратарского цеха главной хоккейной лиги Северной Америки.
Когда в 1940 году Томпсон возглавил команду средненьких игроков, франшиза только-только начала своё возрождение. Однако "Бизоны" сразу же доказали, что не намерены быть записными аутсайдерами. Они крепко обосновались в середине турнирной таблицы, за два сезона одержав 34 победы, проиграв 52 матча и 16 сведя к ничьей. "Баффало" ещё не был достаточно хорош для того, чтобы выйти в плей-офф, но Томпсон заложил необходимый фундамент для дальнейших успехов.
Однако затем весь профессиональный спорт в стране оказался в смятении. Виной тому стала Вторая мировая война. Многие спортсмены и тренеры, менеджеры и директоры клубов вступили в ряды вооруженных сил. Генеральный менеджер "Бизонов" Луи Гиффелс присоединился к Корпусу морской пехоты в качестве капитана. В это же время в Спрингфилде (штат Массачусетс) правительство реквизировало для военных нужд "Истерн Стэйт Колизиум", оставив чемпионов Восточного дивизиона "Спрингфилд Индианс" фактически без домашней арены. И здесь снова подсуетились предприимчивые владельцы "Баффало". В считанные недели "индейцы" объединились с "бизонами", дав команде не только хороших игроков и увеличив финансовую составляющую, но и поставив на тренерский мостик легенду хоккея Эдди Шора.
Шор четырежды становился обладателем "Харт Трофи". Легенда "Бостон Брюинз", он был известен своим физически мощным стилем игры и хорошими атакующими навыками. В истории НХЛ Эдди Шор часто рассматривается как лучший защитник после Бобби Ора.
Под руководством Шора "Бизоны" заметно преобразились и достигли своего первого знаменательного успеха в АХЛ. В сезоне 1942-1943 лидерами команды стали правый крайний форвард Билл Саммерхил, набравший за 56 матчей 68 (41+27) очков, и его партнёр по звену Ллойд Клейн, отметившийся 58 (22+42) очками. Вратарь Гордон Белл значительно улучшил показатели команды в лиге по пропускаемым шайбам, достигнув отметки 2,55 за игру.
В своей первой серии плей-офф "Бизоны" встречались с победителем регулярки "Херши Беарс". "Медведи" доминировали весь чемпионат, забросив 240 голов и набрав в итоге 78 очков, "Бизоны" остались на втором месте с 63 очками. Болельщики "Баффало" хорошо знают, что показатели регулярки далеко не всегда имеют вес в плей-офф. В первом матче серии "Буйвол" порвал "Херши" - 10:0, а Мори Римстад оформил первый хет-трик в истории команды, Белл записал на свой счёт 10-й "сухарь" в сезоне. В итоге серия закончилась победой "Баффало" - 4:2 и "бизоны" вышли в финал, где их соперником стали прошлогодние чемпионы из Индианаполиса. "Кэпиталс" уничтожали соперников в каждом матче, в среднем забрасывая по 3,77 шайбы за игру, но этого оказалось недостаточно, чтобы остановить машину Шора. "Баффало" устроил "капиталистам" свип в серии - 3:0 и впервые стал обладателем Кубка Колдера.
На следующий сезон "бизонам" удалось повторить свой успех, но уже под руководством легенды "Нью-Йорк Американс" Арта Чепмена. В регулярке "Баффало" остался третьим, следом за "Херши" и "Кливленд Баронс", но в плей-офф "Бизоны" не оставили шансов "Индианаполису" - 4:1, и тому же "Кливленду" - 4:0, став обладателем Кубка Колдера второй раз подряд. Эдди Шор перед финальной серии сказал: "Кливленд не сможет выиграть ни одной игры у нас". Он оказался прав. "Баффало" последовательно уничтожал "баронов" - 4:2; 12:2; 8:1 и 6:4. Второй матч стал худшим в истории "баронов", к слову, выигравших девять Кубков Колдера.
Под руководством Чепмена и Шора команда провела ещё один достаточно успешный сезон 44-45 годов, выиграла восточную конференцию, но в первом раунде плей-офф уступила будущим чемпионам из Кливленда.
Когда война закончилась и профессиональный спорт вернулся к нормальной жизни, Эдди Шор оставил "Баффало" ради "Форт Уорд Рейнджерс", выступавших в Хоккейной лиге Соединённых Штатов. Там он мог больше участвовать в принятии важных решений для франшизы. Чепмен был назначен Генеральным Менеджер клуба, а бывший защитник "бизонов" Фрэнк Бейслер взял бразды правления на тренерском мостике.
Уже в первый год своего правления Бейслер привёл команду к третьему Кубку Колдера за четыре года. В финале поверженными вновь оказались "Бароны" - 4:3. Через год, в сезоне 46-47 "Кливленд" взял убедительный реванш, в финале разобравшись с "бизонами" в четырёх матчах.
Пропустив плей-офф в сезоне 48-49, "Бизоны" на следующий год выиграли "Восток" и оставались в лидерах лиги на протяжении 50-х годов, но не смогли повторить свой успех военных лет. В 1955 и 1959 годах "Баффало" выходил в финал Кубка Колдера, но каждый раз останавливался в шаге от чемпионства, проигрывая "Питтсбургу" и "Херши" соответственно.
Вместе с тем, как профессиональный хоккей стал превращаться в профессиональный бизнес, многие минорные клубы Северной Америки начали взаимодействовать с франшизами НХЛ. Такое партнёрство имело как плюсы, так и минусы. Фарм-клубы получали классных перспективных игроков в свой состав, но они рисковали остаться без своих звёзд в середине сезона или в плей-офф.
"Бизоны" за свою историю были фармом четырёх команд НХЛ: "Монреаля", "Чикаго" и "Рейнджерс". Но партнёрство с "Канадиенс" и "Блэк Хоукс" запомнилось болельщикам "Баффало" больше всего. В сезонах 52-53 и 53-54 им посчастливилось увидеть на льду "Мемориал Аудиториум" двух будущих звёзд Зала Славы - Пьера Пилота и Жака Планта. Ведомые двумя лидерами, "бизоны" в 1954 году выиграли регулярку, забросив больше всех в лиге шайб (283) и пропустив меньше всех (217). Однако в тот год в плей-офф сильнее вновь оказались "Бароны".
Пилот считался местным парнем, он вырос в Форт Эри и играл за юниорскую команду Сэйнт Катарины. В "Баффало" он провёл четыре сезона, а затем отправился покорять НХЛ, в которой провёл 14 сезонов. 13 лет он отыграл за "Чикаго", в составе которых стал обладателем Кубка Стэнли и трёх "Норрис Трофи", а также являлся капитаном команды. Пилот был введен в Зал хоккейной славы в 1975 году.
"Эпоха Планта" в Баффало была короче, он отыграл только 88 игр за команду. Однако именно его замечательная игра помогла "Бизонам" остаться на уровне конкурентоспособного коллектива после чемпионских 40-х годов. Генеральный менеджер "Бизонов" Фред Хант уже тогда сравнивал Планта с легендарным Терри Савчуком. Плант совершил революцию во вратарском ремесле, первым регулярно выступая в маске, а кроме того он первым начал играть выходя из ворот. Плант был слишком хорош, чтобы оставаться в фарм-клубе, в сезоне 54-55 гг. "Канадиенс" дали голкиперу полноценное место в составе. С "Монреалем" Плант выиграл пять Кубков Стэнли, стал обладателем "Харт Трофи" и семь раз обладателем "Везина Трофи". В 1978 году Плант присоединился к Пилоту в Зале Славы.