Структура товарных ресурсов


Таблица 17.3

для обеспечения розничного товарооборота (в %)1

Показатели 1991 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г. 2008 г.
 
В том числе: отечественного производства
поступившие по импорту

Если “перестройка”, как известно, начиналась с критики того, что дореформенная экономика была невосприимчива к научно-техническому прогрессу и требовалась поэтому ее структурная переориентация, в том числе и сырьевой струк- туры экспорта на наукоемкую, то в настоящее время из страны экспортируются в основном сырьевые ресурсы, в том числе 46% добываемой нефти, 78% производимых минеральных удобрений, 90% алюминия, 30% газа. В табл. 17.4 приведена товарная струк- тура экспорта России за 1995–2008 гг.

Таблица 17.4

Товарная структура экспорта России (в % к итогу)2

Показатели 1995 г. 1997 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2004 г. 2005 г. 2007 г. 2008г.
Экспорт, всего
В том числе: машины, оборудо- вание и транспорт- ные средства 9,9 10,7 8,8 10,5 9,5 7,8 5,6 5,6 4,9
минеральные про- дукты 42,0 48,4 53,8 54,7 55,2 57,7 64,6 64,9 69,6
металлы, драго- ценные камни и изделия из них 26,1 24,0 21,7 18,8 18,6 20,3 16,9 15,9 13,3

Структура товарных ресурсов - student2.ru

1 Российский статистический ежегодник. 2003. С. 489; Россия в циф- рах. 2009. С. 338.

2 Российский статистический ежегодник. 2003. С. 638; Россия в циф- рах. 2009. С. 498.

Окончание табл. 17.4

продукция хими- ческой промыш- ленности, каучук 9,9 8,3 7,2 7,5 7,0 6,6 6,0 5,9 6,5
древесина и цел- люлозно-бумаж- ные изделия 5,6 4,2 4,3 4,4 4,6 3,9 3,4 3,5 2,5
текстиль, тек- стильные изделия и обувь 1,5 1,1 0,8 0,8 0,8 0,8 0,4 0,3 0,2
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,4 0,5 0,3 0,2 0,3 0,3 0,1 0,1 0,1
продовольствен- ные товары и сель- скохозяйственное сырье (кроме текстильного) 3,3 1,9 1,6 1,9 2,6 1,8 1,9 2,6 2,0

В 2004–2008 гг. российский экспорт формировался более чем на 80% за счет энергоносителей и металлургической продукции. Товары с высокой степенью переработки занимали незначитель- ную долю: машины и оборудование — менее 5–8%, продукция химической промышленности — менее 6–7%.

За годы реформ не удалось выработать и закрепить меха- низмы государственного регулирования, обеспечивающие реали- зацию преимуществ современного рыночного хозяйствования. Не использованы такие сильные стороны российской экономики, как высокая квалификация кадров, относительно низкие издержки на рабочую силу, богатые природные ресурсы, развитый науч- но-технический потенциал. Основные параметры, по которым оценивается эффективность экономики (производительность труда, фондоотдача, степень обновления основного капитала и др.), стали несравненно более низкими по отношению к доре- форменному периоду. Практически утерян государственный контроль за общеэкономическими пропорциями, выдерживание которых необходимо для устойчивого экономического роста. По многим конкурентным позициям экономика России ныне усту- пает не только промышленно развитым странам, но и ведущим экспортерам сырьевых товаров.

Сложившаяся в настоящее время модель российской эко- номики характеризуется экспортно-сырьевой ориентацией, чрезмерным преобладанием импорта в условиях быстрого рас- ширения открытости экономики, высокой дифференциацией населения по доходам и потреблению, незначительным размером инвестиций, натурализацией хозяйственных связей, деформи- рованной системой хозяйственных мотиваций.

Неуклонно снижаются инвестиции, в основном в реальный сектор экономики (за 1991–2008 гг. они сократились более чем на 1/3).

Доля оборудования со сроком эксплуатации до 5 лет (то, что определяет технико-технологический уровень выпускаемой про- дукции) сократилась в стране с 29% в 1990 г. до менее 7% в 2008 г. Более 70% всех машин и оборудования эксплуатируется свыше 15 лет. Это более чем вдвое превышает этот показатель эконо- мически развитых стран. Доля российской промышленности на рынках наукоемкой продукции ныне составляет менее 1% (для сравнения: на долю США приходится 36%, Японии — 30%)1.

Общая доля высокотехнологических товаров в экспорте за последние 10 лет уменьшилась вдвое, сократившись с 25% до примерно 12–13%2.

В докладе и. о. Председателя Правительства РФ В. В. Путина 24 ноября 1999 г. на заседании Государственной Думы признава- лось, что в тот период не удалось решить такие серьезные про- блемы, как: повышение уровня инвестиций в реальный сектор экономики; сокращение и искоренение неплатежей и всякого рода суррогатных расчетов; подъем сельского хозяйства; реконс- трукция банковского сектора; прекращение оттока капиталов; увеличение золотовалютного резерва ЦБ РФ; повышение уровня жизни граждан, рост которого должен стать основным источни- ком экономического роста в ближайшие один-два года3.

1 См.: Путин В. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая га- зета. 1999. 30 дек.

2 См.: Независимая газета. 2003. 31 янв.

3 См.: Путин В. Достигнутое пока очень хрупко // Парламентская газета. 1999. 25 нояб.

По сути, кардинальные вопросы экономических реформ ос- тавались и остаются, к сожалению, до сих пор нерешенными.

Либерально-монетаристские подходы, основанные на постоянном ограничении денежной массы (в условиях разгосу- дарствления имеет место необеспеченная эмиссия), привели к “затромбированию” экономики суррогатами денег, примитивным формам бартера, хищническому посредничеству в товарном об- мене, ростовщическим формам кредитования производственного сектора, фактическому разрыву между реальным и финансовым секторами экономики.

По многим аналитическим оценкам, до настоящего времени в стране товарное обращение обеспечивается так называемыми “живыми” деньгами примерно лишь на 30–40%, бартером — на 20–30 и “заменителями” денег — на 20–30% (векселями, облигациями и другими суррогатами). В условиях отсутствия у предприятий по известным причинам оборотных средств и парализованности расчетно-платежного механизма банков- ской системы после августа 1998 г. в стране было на полгода прекращено товарно-денежное обращение. Центральный банк РФ, призванный осуществлять денежную политику, реаль- но ее проводить не мог. Выпускаемые им банковские билеты, находящиеся в обращении, в связи с переливом капитала из государственного сектора в частный постоянно удешевлялись, снизились права и обязательства государства, а коммерческие банки продолжают работать, по сути, в основном с банковскими билетами и валютой. При таком состоянии банковской системы финансовое положение страны укрепить невозможно.

Исполнение федерального бюджета начиная с 1992 г. и до 2000 г. осуществлялось с невиданным в мировой практике превы- шением расходов над доходами (дефицитом), достигавшим 1,7–2 раза в 1993–1994 гг. и 1,2–1,4 раза в 1995–1998 гг. (табл. 17.5).

Указанный в приведенных данных дефицит бюджета покры- вался до 1995 г. в основном прямыми кредитами Центрального банка РФ или выпуском необеспеченных денег, что, естественно, отражалось на соответствующем росте цен, инфляционного до- хода, а в конечном счете приводило к ухудшению материального положения значительной массы населения при одновременном неоправданном обогащении немногих его групп.


Наши рекомендации