Государственные внебюджетные фонды

Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В российской практике государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В число государственных социальных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств.

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Средства социальных внебюджетных фондов в настоящее время формируются за счет сумм единого социального налога (взноса), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Единый социальный налог (ЕСН)введен в действие с 1.01.2001 г. (в соотв. Со ст. 241 ч.2 Налог.кодекса РФ).

ЕСН начисляется по соответствующим ставкам в различные внебюджетные фонды в зависимости от величины выплаченных доходов и от вида налогоплательщика. Установлены три шкалы ставок ЕСН, построенных по принципу регрессивного исчисления и уплаты налога: чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем ниже ставка и соответственно сумма налога.

Таблица 3

Шкала ставки ЕСН

Налоговая база на каждого работника нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет Фонд социального страхования Российской Федерации Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
До 280000руб. 20,0%   2,9%   1,1%   2,0%   26,0 %  
От 280 001 до 600 000 руб. 56 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280000руб. 8120 руб. + 1,0 % с суммы, превышающей 280000руб. 3080 руб. + 0,6 % с суммы, превышающей 280000руб. 5600 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280000руб. 72 800руб. + 10,0% с суммы, превышающей 280000руб
Свыше 600 000 руб. 81 280 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 11 320 руб. 5000 руб. 7200 руб. 104800руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.


Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассматриваются в органах законодательной власти вместе с пакетом документов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год.

В соответствии с Бюджетным кодексом, федеральные законы, утверждающие бюджеты внебюджетных фондов должны утверждаться Федеральным Собранием одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете.

Первые целевые внебюджетные фонды (в основном социальные) начали создаваться в РФ в начале девяностых. Формирование системы целевых внебюджетных социальных фондов было обусловлено необходимостью «разгрузить» государственный бюджет от значительной доли плохо финансируемых на тот момент социальных расходов.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и не полежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов РФ.

Характеристика государственных внебюджетных фондов

Пенсионный фонд РФ

Основная задача данного фонда – аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда на цели обязательного пенсионного законодательства.

Пенсионный фонд вместе со своими территориальными органами составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” №167-ФЗ от 15.12.2001 бюджет Пенсионного фонда формируется за счет:

- страховых взносов;

- средств федерального бюджета;

- сумм пеней и иных финансовых санкций;

- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

- иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Налоговые доходы бюджета Пенсионного фонда РФ на 2007 год в основном формировались за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии и страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии.

Основную часть безвозмездных перечислений в доходах бюджета Пенсионного фонда на 2007 год составляли средства единого социального налога, поступающие из федерального бюджета.

Большая часть расходов бюджета Пенсионного фонда РФ приходится на выплаты по обязательному пенсионному страхованию. Часть средств Пенсионный фонд расходует на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в которое входит выплата пенсий военнослужащим, выплата второй пенсии участникам ВОВ и др. платежи. Кроме того, из бюджета Пенсионного фонда выплачиваются пенсии и пособия за счет средств, передаваемых фонду Министерством труда и социального развития. К числу таких пенсий и пособий относят, например, пенсии, назначенные безработным досрочно. Еще одним направлением расходования средств Пенсионного фонда являются расходы на дополнительное пенсионное обеспечение, из которых выплачивают дополнительные пенсии летчикам судов гражданской авиации и работникам ядерного оружейного комплекса.

Наши рекомендации