Гос и корпоративный налог менеджмент
Гос налог менеджмент (ГНМ) – одна из непосредств функц гос-ва и значимый элемент его экономич политики.
Объект ГНМ - потоки ден ср-в в бюджетн сферу, поступающ от хоз субъектов при выполнен ими налог обяз-тв; договорн отнош по предоставл разных видов налог льгот; контрольн действия налог администраций, обусловлен необходим применен санкций при наруш зак-ва о нал и сборах.
Субъект ГНМ - налог администрации всех уровней управл, имеющ отнош к обеспечен налог обяз-тв. В управл налог процессами участв не только гос органы, но и различн негос-ные орг-ии: ассоциации налогоплат-в, консалтинг и аудиторские фирмы, ученые вузов и др.
Корпоративный налоговый менеджмент (КНМ) – неотъемлем часть фин-хоз деят-ти п/п и орг-ий, законное ср-во уменьш налог бремени налогоплат-ка.
Гос и корпор налог мен-нт охватыв три взаимодейств сферы: налог прогнозир (планир); налог регулир; налог контроль.
Гос прогноз положен в основу гос налоговой политики; цель его – формир дох части бюдж, оптимиз двух основных источн поступлений (налогов и займов), а также обеспеч реш поставлен соц-эконом задач.
Корпор планиров осущ-ся в рамках разраб как стратег реш, так и тактич планов (бизнес-план, бюдж); цель его – оптимиз финансов, в т ч путем сниж налогов.
Общая цель налог регулир заключ в том, чтобы уравновесить обществ, корпоративн и частные эконом интересы. Достижение этой цели обеспечив сочетанием различн методов налог регулиров (налог кредит, отсрочка и рассрочка налог платежа, налог вычеты и др.), а также синтезом их со всеми методами гос регулир экономики (ценообразов, тарифы, регулиров ден обращ и др.).
Налог контроль осущ-ся как гос органами, так и аудиторскими фирмами, бух и фин службами п/п. Гос контроль как элемент воздействия на хоз субъекты обязывает их правильно формир налог базу и точно исчислять величину налог обяз-ва. Контроль на п/п и в орг-х призван обеспечить достоверн учета налогооблагаем объектов, уплачен в бюджет налогов, а также качественного сост-ия налог расчетов и отчетов.
58.Общая схема налогового планир
Важный элемент, способств проведению налог планир на п/п, - это орг-ия бух и налог учета: выбранная форма, методол, содерж и спос ведения. Последоват-ть налог планиров:
1.Текущ планиров в первую очередь предусматр формир налог поля. В соотв со статус п/п, на основ его устава и зак-ых актов в обл налогооблож определ спектр основн налогов, котор надлежит уплачив в бюджет и внебюдж фонды. Налогов поле хоз-го субъекта - кажд налог описыв с помощ основн показателей: источн платежа (статья расх); бух проводка; налогооблаг база; ставка нал; сроки уплаты; пропорц перечисл в бюдж разных уровн; реквиз орг-ий, в адрес котор делаются перечисл; льготы или особ услов исчисл нал.
После этого спец-ми п/п анализир все предоставл зак-м льготы по кажд из нал на предмет их использов в практич деят-ти. С учетом результ этого анализа составл детальн план использов льгот по выбр нал.
2.Согласно уставу п/п и на основе гражд зак-ва формир сист договорн отнош. В рамках текущ предприним деят-ти осущ планиров возможн форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа и т.п. Кажд сделка д б оценена с точки зрен возникающ при ней налог последств на момент подгот док-в, т.е. еще до того, как она будет заключ.
Далее выполн следующ действ.
3. Подбир типичные хоз операции, котор предстоит выполн п/п.
4. Разрабат различн ситуации с учетом налог, договорн и хоз наработок.
5. Выбир наилучш варианты, котор оформл в виде блоков бух и (или) налог проводок.
6. Из оптимальн блоков составл журнал типовых хоз операций, котор служит основой ведения фин и налог учета.
7. Оценив получение максим фин результ с учетом налог рисков (возможн штрафн санкций), осущ-ся наиболее рацион с налог точки зрен размещ активов и приб п/п.
8. Определ альтернативн спос учетной полит орг-ции. С помощью учетн полит проще разобраться в сист налогооблож, и созд модель минимиз налогов, приемлемую для конкретн орг-ции.
59.Прикладные вопросы налог менеджмента
С практич точки зрен, управление налогами включ в себя неск направл. Причем основн работы по указан ориентациям м б и д б выполн силами самого п/п, тогда как оптимиз сист налогов требует привлеч квалифицир сторонних спец-в в обл налогооблож.
Основные положения:
1.Налоговое бремя – относит величина, хар-щая долю налогов в выбран результативн показателе. На уровне хоз субъектов оценка налог бремени (нагрузки) предшеств процессу налог планир.Необходим управления налогами в решающ степени зависит от тяжести налог гнета. Если налоги составл более половины всех расх хоз субъекта, то налог планиров приним глобальн хар-р и станов важнейш элемен фин менеджм. В этом случае надзор за налог вопр должен осущ-ся на уровне высш руков-ва. В средн и больш фирмах обязательно наличие группы или отдела налог планир. Кажд проект не должен внедряться без предварит экспертизы спец-в, работающ в обл фин, налог менеджм.
2.Фин менеджер изначально долж понять достаточно сложн хар-р взаимодействия бух учета и налогооблож. Ему необход поним причины, размер и хар-р влияния отклонений в сумме нал на прибыль, исчисл по правилам бух учета и по налог зак-ву. В противном случае возраст налог риски, связ с неверным толкован нормативн актов.
3.Учетная полит явл основн инструментом при разработке схем минимиз налогов. Определен и грамотное примен элем учетн и налог политики – одно из направл эффективн налог планир.
С точки зрения налог менеджм наибольш интерес представл следующие элем учетн полит в целях налогообложения:
-Оценка запасов и расчет фактич себ-ти матер рес-в в произв-ве (по полн себ-ти, ФИФО);
-Начисл амортиз по ОС ( по установл нормам, ускорен амортиз);
-Созд резерв предстоящ расх и платежей;
-Определ выручки от реализ (метод начисл или кассовый) и др.
Больш значе должно придав контролю правильн налог расчетов, в первую очередь, арифметич и счетных ошибок. Основ спос уменьш риска ошибок м б использ СВК налог расчетов. Налог планир в любом хоз субъекте базир на жестком контроле за сроками уплаты налогов. Для контр за сроками уплаты федер, регион и местных нал использ налог календарь, в котор кроме даты уплаты указ основания, по котор взим налог и устанавлив ответть за наруш нал зак-ва.