Вопрос 3. Действующие формы безналичных расчетов банков
Безналичные расчеты за товары и услуги осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в движении расчетных документов. Расчет представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Под документооборотом понимается система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств. В него входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк и т. п.
До недавнего времени основной формой безналичных расчетов являлась акцептная форма, совершаемая на основе платежных требований поставщиков. Преобладающая роль акцептной формы объяснялась тем, что она в большей степени, чем другие формы расчетов, соответствовала принципам организации безналичных расчетов, действовавшим в условиях административно-командной системы управления.
В настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям хозяйственным органам предлагается использовать такие формы, которые предполагают исключить в расчетах диктат производителя и сделать инициатором совершения платежа самих плательщиков.
В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:
- платежные поручения; - платежные требования-поручения; - чеки; - аккредитивы; - векселя.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).
Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже.
Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой при участии РКЦ.
За несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, а также несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу счета, последний имеет право потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5% от суммы, несвоевременно или неправильно списанной за каждый день задержки.
Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и, следовательно, должны содержать следующие данные:
- наименование расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
- наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;
- наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств;
- назначение платежа (в чеке не указывается);
- сумма платежа (цифрами и прописью).
Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа.
Расчетные документы (кроме чеков) выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению в течение операционного дня банка (операционный день устанавливается до 13 часов). Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.
№ 18. 4. Финансовое планирование: сущность, виды и методы
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в заданном периоде.
Значение финансового планирования для предприятия состоит в том, что оно воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов; служит инструментом получения внешнего финансирования.
Финансовое планирование на предприятии включает в себя три подсистемы: перспективное, текущее и оперативное. Каждой из них присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и периоды, на которые эти планы составляются. Так, перспективное планирование ориентировано на 3 - 5 лет. Текущее финансовое планирование охватывает период в один год. Оперативное финансовое планирование охватывает следующие периоды: декада, месяц, квартал.
Классификация видов финансового планирования
Классификационный признак | Виды финансового планирования |
По уровню планирования | стратегическое, тактическое, оперативное |
По уровню структурной иерархии объекта планирования | общефирменное планирование, планирование деятельности бизнес-единиц, подразделений, |
По особенностям разработки финансовых планов | Скользящее планирование Периодическое планирование |
Предмет планирования | Целевое планирование Планирование действий Планирование ресурсов |
По горизонту планирования | долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное |
По степени детализации плановых решений | агрегированное и детализированное |
По степени централизации плановых функций | централизованное, децентрализованное и круговое планирование |
По обязательности выполнения плановых заданий | директивное, индикативное планирование и смешанное планирование |
По особенностям постановки целей | реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное |
Каждый вид планирования имеет свои специфические характеристики: цели, содержание, методы, инструменты, особенности организации.
Методы финансового планирования
Метод экспертных оценок предполагает использование опыта высококвалифицированных специалистов - экспертов для определения параметров состояния объекта планирования.
Балансовый метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей.
Программно-целевой метод получит в условиях рынка развитие как один из методов финансового прогнозирования на базе научно-технических программ, осуществляемых на разных уровнях - общенациональном, отраслевом, первичном. Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой метод, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения: установление приоритетов;
повышение эффективности расхождения средств;
прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.