Особенности корпоративных финансов

Описанные выше характеристики корпорации (как формы предпринимательства) определяют некоторые особенности построения системы управления ее финансами. Она функционирует как подсистема менеджмента в компании, а также в других связанных с финансами сферах.

Управление финансами. В корпорации необходима полная постановка финансового менеджмента. Невозможно создать единый перечень аспектов такого управления, так как каждая компания имеет свое видение необходимости того или другого из них. Примерный список, меняющийся в зависимости от компании, включает следующие этапы управления финансами корпорации:

• определение целей финансирования,
• планирование и прогнозирование,
• регистрация данных,
• контроль и анализ.

Или, по классификации автора:

• разработка финансовой политики и финансовой стратегии компании (целеполагание)
• планирование: долгосрочное (инвестиционное) и краткосрочное финансовое (бюджетирование)
• создание финансово-экономической модели предприятия (включая аспекты автоматизации учета)
• финансовый анализ и другие аналитические процедуры
• управление капиталом (активами и долгом)
• риск-менеджмент (некоторые выделяют его в особую область современного управления компанией)
• налоговое планирование и оптимизация

Желательно соблюдение данного порядка.

Финансовая политика и финансовая стратегия. Этот пункт перечня следует рассмотреть подробно ввиду его важности, а также неустановившейся терминологии. Важность данного аспекта обусловлена большими размерами корпораций (ср. в военном деле стратегии вырабатываются для войсковых объединений определенного размера, и вряд ли можно говорить о стратегии роты).

Содержание понятий «политика», «стратегия» и «тактика» и соподчиненность этих явлений подробно описали Слепов В. А. и Громова Е. И. [5].

Финансовая политика – это общая финансовая идеология предприятия, необходимая для достижения выбранной экономической цели.

Финансовая стратегия – это совокупность методов, с помощью которых реализуется на практике финансовая политика предприятия.

Финансовая тактика – это набор конкретных практических мер, способов и приемов выбранной финансовой стратегии.

Финансовая стратегия, на взгляд автора, не является отдельной категорией в системе управления компанией, а лишь служит для реализации общей экономической, рыночной или управленческой стратегии. Но вместе с тем финансы – это достаточно самостоятельная функциональная область, имеющая свои подразделы, например стратегия финансирования. В целом она служит для реализации рыночной стратегии предприятия. Кредитная политика, ценовая политика, дивидендная политика и т. п. – это частные проявления финансовой политики компании. (Определения «консервативная», «агрессивная» или «нейтральная» могут характеризовать политику в области финансирования и управления денежными средствами.)

Пример 1. Современная корпорация, действующая на одном из интенсивно развивающихся рынков РФ – девелопменте/строительстве, оформилась в виде сложной иерархической структуры с разделением труда, ответственности и компетенций между управляющей компанией и несколькими производственными компаниями. Грамотная политика ведения бизнеса и использование современных технологий управления (в частности, системы менеджмента качества) привели к росту экономических показателей. Руководство не останавливается на достигнутом и планирует постановку системы контроллинга во всем холдинге. Хотя элементы такой системы уже присутствуют и есть служба, осуществляющая данную бизнес-функцию, управляющая группа обратилась к консалтинговой компании. В этом усматривается ряд положительных моментов. Во-первых, руководство старается упрочить свое будущее и производит изменения при хороших обстоятельствах, а не когда дела уже идут плохо, а начинать что-то делать поздно, да и ресурсы крайне ограничены. Во-вторых, обращение к стороннему исполнителю (несмотря на имеющиеся собственные навыки) – проявление профессионального стиля работы. Наличие непредвзятого взгляда со стороны, знания и опыт консультантов, системность изменений (например, внедрение ERP-системы не осуществимо без консультантов) оправдывают затраченные на консалтинг средства. В-третьих, можно сказать, что в данной корпорации применяется управление «на опережение». Контроллинг как инструмент управления современной компанией, широко известный на Западе, в России применяется редко. Поэтому в управлении он является дополнением к чисто финансовому инструменту – бюджетированию. Общая стратегия корпорации в финансовой сфере реализуется подсистемой контроллинга – бюджетированием.

Основа финансовой политики – инвестиции. Академик Е. С. Стоянова в своем учебнике по финансовому менеджменту дает такое определение: «Основа финансовой политики – это инвестиционная политика предприятия» [6]. Это положение, принимающееся всеми, никак не влияет на действия финансовых директоров, казначеев и аудиторов, которые, согласно требованиям к финансовой отчетности, уделяют много внимания сбору информации, регистрации данных и составлению только текущей отчетности. Хотя оценка результатов приобретения компаний, слияния или поглощения, долгосрочных капиталовложений, а также методы управления всем этим давно интересуют топ-менеджеров и собственников крупных и средних корпораций.

Наши рекомендации