Методические рекомендации. Создание внебюджетных фондов в РФ законодательно закреплено Законом РСФСР «Об
Создание внебюджетных фондов в РФ законодательно закреплено Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и Законом «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов» от 15 апреля 1993 г. Внебюджетные фонды образуются на основании соответствующих актов высших органов государственной власти.
Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в федеральном бюджете РФ, являются следующие:
• Пенсионный фонд Российской Федерации;
• Фонд социального страхования Российской Федерации;
• Фонд обязательного медицинского страхования;
• Российский фонд технологического развития;
• Фонд инвестирования жилищного строительства.
Первые три фонда относятся к социальным внебюджетным фондам, последние два фонда являются экономическими фондами.
К отличительным особенностям внебюджетных фондов относятся:
• их целевая направленность на финансирование расходов, не предусмотренных в бюджете;
• независимость от бюджета аккумулированных в фондах денежных средств, находящихся в государственной собственности.
Согласно законодательству о внебюджетных фондах в РФ представительные органы власти вправе принимать решение об образовании целевых внебюджетных фондов. Источниками формирования внебюджетных фондов в РФ могут являться: добровольные взносы и пожертвования на соответствующие цели, суммы штрафов за нарушение правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, суммы штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, иные доходы в соответствии с законодательством.
Рассмотрим социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионный фонд РФ – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.
Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца
С 1 января 2002 года пенсионные отношения в РФ регулируются Федеральным законом «О государственном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. Федерального закона от 5 декабря 1997 г.).
В задачи фонда входят: обеспечение сбора страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий; организация государственного банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд на основе современных средств автоматизации; проведение работы по организации индивидуального учета поступающих в фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов; международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
Источниками средств Пенсионного фонда РФ являются:
1) страховые взносы работодателей;
2) страховые взносы граждан;
3) ассигнования из федерального бюджета РФ на выплату
государственных пенсий и пособий военнослужащим и их семьям, а также на
выплату социальных пенсий;
4) средства, взыскиваемые в результате предъявлении регрессивных
требований;
5) добровольные взносы;
6) доходы от капитализации средств фонда;
7) прочие поступления.
Бюджет Пенсионного фонда РФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования.
Пенсионный фонд используется на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет, военнослужащим; выплату пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет, одиноким матерям, лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; а также для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам.
Фонд социального страхования РФ.
Социальное страхование – один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособия и т.д.). Материальную основу социального страхования составляет Фонд социального страхования.
Фонд социального страхования РФ в настоящее время действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.
Положение о Фонде социального страхования РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.
Задачами фонда являются обеспечение гарантированных государством пособий, участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд государственного социального страхования РФ – централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения. Создается страховым методом с обязательным участием средств
предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине.
Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.
Фонд обязательного медицинского страхования образован одновременно с созданием системы медицинского страхования в Российской Федерации согласно Закону РФ «О медицинском страховании граждан РСФСР», вступившим в действие с 1 января 1993 г.
Фонд обязательного медицинского страхования структурно состоит из Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Средства Фонда обязательного медицинского страхования используются
для оплаты медицинской помощи, оказываемой гражданам в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования, на приобретение медицинской техники, санитарного транспорта и медикаментов.
Рассмотрим экономические внебюджетные фонды:
Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР образуются в соответствии с Указом Президента РФ от 27 апреля 1992 г. и постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. Российский фонд технологического развития образует Министерство науки и технической политики РФ; внебюджетные фонды НИОКР министерств, ведомств, объединений создаются указанными субъектами по согласованию с Министерством науки и технической политики РФ. Эти внебюджетные фонды не наделены правами юридических лиц и действуют от имени субъектов, их образовавших. Источниками их образования являются отчисления предприятий всех форм собственности в размере 1,5% от себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг).
Основными направлениями расходования фондов являются:
• финансирование НИОКР по созданию наукоемкой продукции, сырья, материалов;
• финансирование разработок новых и совершенствованию технологий;
• финансирование работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции;
• финансирование работ в области охраны труда и техники безопасности.
Фонды инвестирования жилищного строительства создаются субъектами Федерации и местными органами самоуправления, порядок их создания и функционирования утвержден Правительством РФ. Источниками их образования являются добровольные взносы организаций и физических лиц; целевые кредиты, выдаваемые под гарантии органов власти регионального и местного уровня; а также доходы от операций с ценными бумагами. Средства фондов направляются на финансирование строительства жилых объектов и объектов социально-культурной сферы; строительства и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства; социальной поддержки малоимущим группам граждан для оплаты строительства и содержания жилья.
С 1 января 2001 г. в соответствии со ст. 234 Налогового кодекса российской Федерации введен единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный, фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ).
Единый социальный налог объединил три сбора, которые платили предприятия из фонда заработной платы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. До объединения общая сумма платежей по этим налогам составляла 38,5 % от фонда заработной платы. С принятием Единого социального налога она снизилась до 26 %. Если же среднегодовая зарплата сотрудников более 1000 тыс. руб., эта доля еще уменьшается. Тем не менее проблемы остались с собираемостью этого налога, особенно с малых предприятий.
Необходимость введения единого социального налога (взноса) заключалась прежде всего в массовом характере занижения истинных сумм полученной заработной платы. В результате в бюджет не поступали значительные суммы подоходного налога. Государственные социальные внебюджетные фонды, в первую очередь Пенсионные фонд, недополучали страховые взносы.
Налогоплательщики:
• работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства, физические лица;
• индивидуальные предприниматели (без образования юридического лица), родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.
Объект налогообложения:
Для налогоплательщиков – работодателей: выплаты вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков, за исключением налогоплательщиков – физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они выплачиваются из прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей (без образования юридического лица): доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Вопросы для самоконтроля:
- Источники формирования внебюджетных фондов.
- Методы формирования внебюджетных фондов.
- Виды внебюджетных фондов
Тема 2.5Страхование сущность и функции.
Роль страхования в экономике. Виды страхования. Участники страховых отношений. Формы страхования. Страхование ответственности.