Формирование единой внешнеэкономической стратегии стран ЕС
Управление осуществляется целым комплексом наднациональных институтов (Европейский совет, Совет министров ЕС и Европейская комиссия), которые имеют собственные интересы, зачастую не всегда совпадающие с интересами самых крупных и влиятельных государств – членов Европейского союза. С одной стороны, основной проблемой для согласованного внешнеэкономического курса ЕС стало осторожное отношение национальных правительств к передаче своих внешнеполитических полномочий наднациональным органам, а с другой – расхождение между странами Евросоюза в подходах к внешней политике, а также по конкретным международным вопросам.
Если Франция и Германия – «основоположники» европейской интеграции – являются наиболее активными сторонниками усиленной координации международной деятельности стран ЕС, то Великобритания, Дания и Нидерланды чаще всего выказывают сдержанное отношение к общей внешней политике Евросоюза. Эти страны, а также нейтральные государства Евросоюза (Ирландия, Австрия, Швеция, Финляндия), настороженно воспринимают проекты относительной «автономии» ЕС в области обороны и безопасности. По их мнению, подобные проекты так же способны нанести ущерб альянсу с США. Расклад мнений внутри ЕС резко осложнился после приема в 2004 г. в состав Европейского союза новых членов, которые в своей политике безопасности стали ориентироваться более на Вашингтон, чем на Париж или Берлин. К тому же в своем военном строительстве страны Центральной и Восточной Европы гораздо больше ориентированы на сотрудничество в рамках НАТО, чем - в рамках ЕС.
В значительной степени внешнеполитический потенциал ЕС ограничивают противоречия между национальными правительствами стран-членов Евросоюза и его наднациональными институтами.
Эти противоречия касаются как внешней деятельности (где они являются отражением различий внешнеполитических позиций отдельных государств), так и вопросов текущего реформирования самого ЕС. Помимо этого, существует проблема бюджетного обеспечения проведения общей внешней политики. [1]
Кризис, вызванный отклонением проекта Конституции на референдумах во Франции и Нидерландах и трудностями по вопросу принятия бюджета, стал проявлением наметившегося раскола ЕС на два лагеря, представители которых по-разному видят будущее альянса:
• Британия, страны Северной Европы, Нидерланды и страны Восточной Европы выступают за то, чтобы Европейский союз стал, прежде всего, экономическим альянсом, объединенным либеральными экономическими принципами.
• Франция, Германия, Бельгия и Люксембург выступают за укрепление политической составляющей ЕС, расширение полномочий наднациональных органов и масштабное централизованное перераспределение средств в виде субсидий для выравнивания экономической ситуации в различных странах.
Британия инициирует отказ от идеи проведения референдумов и приняла решение об его отмене. В то же время Франция и Германия ратуют за продолжение процесса ратификации Конституции ЕС.
Наблюдается раскол среди стран Восточной Европы – главным союзником Британии среди стран Восточной Европы стала Чехия, в то время как Латвия, Эстония и Польша поддерживают Францию и Германию, рассчитывая попасть в группу стран, составляющих ядро Европы.
Как отмечают эксперты, кризис развития Европейского союза связан с тем, что после его расширения на восток глобальные цели развития исчезли, а европейские политики не смогли предложить другие стратегические ориентиры ни в политической, ни в экономической областях.
Углубление кризиса институтов ЕС способно усугубить возникшие противоречия и усилить наметившееся разделение Союза на два лагеря: страны, рассматривающие Европу как экономическое объединение в виде либерального общего рынка, и страны, которые рассматривают Европу как политический проект, созданный на основе базовых общеевропейских ценностей и традиций.
Страны ЕС пытаются воздействовать на международные отношения, отдавая приоритет дипломатическим и косвенным инструментам - в частности, отслеживая факты ущемления прав человека. Лидерство в сфере правозащитной активности позволяет Евросоюзу при необходимости оказывать довольно эффективное давление на те или другие страны мира.
Важным инструментом культурно-интеллектуального воздействия на другие страны и регионы стал удачный интеграционный опыт ЕС. Именно он обусловил популярность интеграционных рецептов для многих неевропейских стран и регионов.
В Африке, Латинской Америке, странах АТР были с разной степенью успеха запущены процессы межгосударственной экономической и отчасти политической интеграции по модели ЕС, а создание Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) было во многом ответом на возраставшую экономическую конкуренцию со стороны европейской интеграционной группировки.
Интеграционный опыт ЕС остается привлекательным для многих государств, испытывающих интерес к интеграционным инициативам. Для Казахстана в частности, некоторые концептуальные идеи интересны для преодоления существующих противоречий и дальнейшего экономического сближения партнеров – прежде всего со странами ЕврАзЭС и Единого экономического пространства.
Европейский союз обладает значительным влиянием во Всемирной торговой организации (ВТО).
Активно используя процедуры разрешения торговых споров в рамках ВТО, он отстаивает свои интересы в отношениях с Соединенными Штатами.
Европейцы оспаривают и соответствие нормам данной организации дискриминационных мер, которые Вашингтон в ряде случаев применяет в международной торговле. Как крупнейший в мире торговый блок, ЕС обладает сразу 27 голосами в ВТО и получает огромные переговорные преимущества.
Обладая мощным организационным потенциалом и будучи самым крупным в мире торговым блоком, ЕС опирается на несиловые инструменты регулирования международных отношений.
Контрольные вопросы (для самопроверки):
1. Какие этапы валютной интеграции предшествовали созданию в Европе Экономического и валютного союза?
2. Перечислите формы взаимодействия отношения России с ЕС
3. Перечислите основные этапы формирования ЕС.
4. Перечислите требования к стране желающей вступить в зону евро.
5. Перечислите страны-члены Европейского Союза.
6. Какая валюта использовалась в Европе до введения евро? Какова была весомость этой валюты в экономике Европы?