Международный валютный фонд (МВФ)
1. Международный валютный фонд - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно - кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызванных дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН. Он практически выступает институциональной основой мировой валютной системы.
МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с I по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которое является его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 года; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года. В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ триады пересматривался:
• в 1969 г. в связи с введением системы специальных прав заимствования (СДР); и в 1976г. в связи с созданием Ямайской валютной системы;
•в ноябре 1992 г. в связи с включением санкций (приостановки права участвовать в голосовании) по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду.
2. Управление в МВФосуществляется согласно Статьям Соглашения. В структуру управления МВФ входят: Совет управляющих, Временный комитет, Комитет развития, Исполнительный совет, Управляющий Фонда, персонал.
Совет управляющих - высший руководящий орган МВФ, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. Совет управляющих обычно собирается на сессии один раз в год, но может собираться и чаше или принимать постановления голосованием по почте.
Временный комитет - исполняет решения Исполнительного совета. Состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга. Временный комитет собирается дважды в год и отчитывается Совету управляющих об управлении и функционировании международной валютной системы, а также вносит предложения об изменении Статей Соглашения.
Комитет развития,так же как и Временный комитет, состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга, дает рекомендации и отчитывается Совету управляющих МВФ.
Исполнительный совет.Большую часть своих полномочий Совет управляющих делегирует Исполнительному совету, который ведает широким кругом вопросов административного и операционного характера, а также занимается вопросами, касающимися политики Фонда в отношении стран-членов.
Управляющий. Избранный Исполнительным советом, Управляющий МВФ возглавляет Исполнительный совет и является главой персонала организации. Он отвечает за повседневную деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть переизбран на последующий срок.
Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ, проявления самых высоких стандартов профессионализма и технической компетентности. Состав персонала отражает интернациональный характер организации, в которой представлены приблизительно 125 наций среди 2300 сотрудников организации.
Деятельность МВФзатрагивает самый широкий круг вопросов межлународных экономических и валютно-кредитных отношений, в частности;
• сбора и обработки статистических данных по вопросам международных платежей:
• инфляции;
• валютных ресурсов;
• величины валютных резервов;
• денежного обращения;
• государственных финансов и др.
Устав МВФ обязывает страны-члены при получении кредитов предоставлять информацию о состоянии экономики страны, золотовалютных резервов и т. п. Страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики. Одной из основных задач МВФ является регулирование валютных курсов и поддержание устойчивости валютных паритетов.
ЦелиМеждународного валютного фонда:
•способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянной организации;
•способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли;
• добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов населения;
• развивать производственные ресурсы всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики;
• содействовать стабильности валют;
• поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;
• оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;
За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне;
• в соответствии с вышеизложенным - сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов.
Для каждого государства-члена устанавливается квота,которая выражена в специальных правах заимствования (СДР). Первоначально квоты были определены для государств-членов, представленных на Валютно-финансовой конференции Объединенных Наций и принявших членство до 31 декабря 1945 года. Квоты прочих государств-членов определяются Советом управляющих. Взнос каждого государства-члена равен его квоте и выплачивается Фонду в полном размере через соответствующее учреждение-депозитарий.
Общие обязательства государств-членов:
• прилагать усилия, чтобы направить свою экономическую и финансовую политику на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен с учетом существующих обстоятельств;
• стремиться содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержку упорядоченных базисных экономических и финансовых условий, а также такой денежно-кредитной системы, которая не ведет к возникновению непредсказуемых сбоев;
• избегать манипулирования обменными курсами или международной валютной системой в целях установления действенной стабилизации платежного баланса или для получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами-членами;
• проводить валютную политику, не противоречащую обязательствам по настоящему разделу.