Тема: Методы определения вероятности наступления банкротства
Существует 2 подхода к оценке вероятности наступления банкротства. Первый подход – количественный подход, второй – качественный. В количественном подходе применяются методы расчета вероятности наступления банкротства, которые основываются на использовании аналитических, финансовых коэффициентов. Здесь же применяется метод бальных оценок, для определения кризисов в управлении.
Качественный подход основан на использовании критериев и показателей, которые характеризуют вероятности наступления банкротства в случае непринятия мер финансового оздоровления.
Рассмотрим методы количественного определения вероятности наступления банкротства:
1. Z-счет (метод Альтмана) или индекс кредитоспособности. Американским ученым Альтманом была разработана 5-факторная модель определения вероятности
Z= 1,2х1+1,4х2+3,3х3+0,6х4+х5.
Применяется для оценки крупных акционерных обществ, чьи акции котируются на фондовой бирже. Параметры при каждом «Х» установлены экспертным путем и определяют значимость каждого показателя
Х1 – доля оборотных средств в текущих активах, рассчитывается как отношение текущих активов к общей сумме средств в активе.
Х2 – рентабельности активов, рассчитанная по не распределенной прибыли (числитель нераспред. прибыль, знаменатель – общая сумма активов)
Х3 - рентабельности активов, рассчитанная по не балансовой прибыли
Х4 – коэффициент покрытия, рассчитывается как соотношение суммарной рыночной стоимости акций предприятия к краткосрочным обязательствам
Х5 – отдача всех активов, отношение выручки от реализации к общей сумме активов.
Если значение Z больше 2,99 – предприятие финансово устойчивое
Если Z меньше 1,81 – предприятие является несостоятельным, по сути банкротом
Если Z в промежутке от 1,81 до 1,99, то предприятие в зоне неопределенности, т.е если не будут приняты срочные меры по финансовому оздоровлению, то в ближайший год предприятие будет банкротом. Но следует иметь ввиду, что большинство ОАО имеют не ликвидные акции (не котирующиеся на бирже). Поэтому Альтман разработал 4-х факторную модель, для оценки вероятности банкротства таких фирм
Z1=8,38Х1+ Х2+0,054Х3+0,63Х4
Все значения для Х1,Х2,Х3 остаются прежними, как и в 5-факторной модели
Х4 – соотношение суммарной балансовой стоимости акций предприятия к краткосрочным обязательствам.
Российские ученые тоже разработали свою модель, которая оценивает вероятности банкротства российских предприятий (разработана в Иркутске). Модель Р-счет (российских счет).
Р-счет=8,38К1+ К2+0,054К3+0,63К4
К1 – доля оборотных средств в активах, рассчитывается как отношение текущих активов к сумме активов
К2 – рентабельности собственных средств, рассчитывается как отношение чистой прибыли к величине собственных средств
К3 – отдача всех активов, рассчитывается как отношение выручки от реализации к общей сумме активов
К4 – рентабельности производства, рассчитывается как отношение чистой прибыли к затратам на производство и реализацию продукции.
Если Р меньше 0, то степень вероятности банкротства max=90-100%
Если Р в пределах от 0 до 0,18 – высокая степень банкротства (60-80%)
0,18-0,32 – средняя степень банкротства (30-50%)
0,32-0,42 – низкая степень банкротства (15-20%)
Если Р больше 0,42 – min степень банкротства (до 10%)
3.В качестве механизма предсказания банкротства используется цена предприятия. Цена предприятия определяется капитализацией прибыли. V=P/К
V – стоимость предприятия
Р – ожидаемая прибыль до выплаты налогов и %
К – средневзвешенная стоимость пассивов (т.е стоимость пассивов показывающих % и дивиденты, которые необходимо будет выплачивать за использование заемного и акционерного капитала)
Если снижается цена предприятия, то снижается прибыльности по проводимым экономическим операциям, либо растет общая сумма обязательств конкретного предприятия.
Для того, чтобы значение стоимости предприятия было более точным необходима разработка прогнозов по прибыльности сделок, а так же прогнозов по ставкам, выплачиваемых дивидендов и по кредитным ставкам к которым будут получать кредиты конкретные предприятия.
4. Счет Аргенти (французский экономист). Предполагается, что в процессе скатывания к банкротству предприятие проходит 3 стадии: недостатки, ошибки, окончательные симптомы кризиса.
Недостатки | Ошибки | М Симптомы |
Директор автократ 8 баллов | Слишком высокая доля заемного капитала 15 баллов | Ухудшение финансовых показателей 4 балла |
Председетель совета директоров тоже директор 4 балла | Недостаточный объем оборотных средств 15 баллов | Использование творческого бухучета 4 балла |
Пассивность совета директоров 2 балла | Наличие крупного проекта (возможные ошибки и провалы, связанные с ним) 15 баллов | Нефинансовые признаки неблагополучия (ухудшение качества продукции, падение имиджа, падение творческой отдачи, падение доли рынка) 4 балла |
Внутренние противоречия в совете директоров 2 балла | Окончательные симптомы кризиса (судебные иски, арест имущества, увольнения, отставки) 3 балла | |
Слабый финн. Директор 2 балла | ||
Недостаточное кол-во менеджеров среднего и нижнего звена 1 балл | ||
Недостатки системы учета: А) отсутствие бюджетирования 3 балла Б) отсутствие прогноза ден. потоков 3 балла В) отсутствие системы управленческого учета затарат 3 балла | ||
Слабая реакция на изменения (появление нов. продуктов, нов. методов управления) 15 баллов | ||
По первой стадии проходным баллом является 10 баллов, если набирается больше 10, могут последовать серьезные ошибки. | Проходным баллом по этому этапу является 15 баллов, если больше, то это ведет к рискам |
Проходным баллом по трем этапам в целом является 25 баллов.
Если компания набирает от 5 до 25 баллов, то её не грозит кризис. Если фирма набирает 30 и более баллов, то она испытывает серьезные затруднения, которые могут привести к банкротству. Чем больше счет Аргенти, тем короче срок наступления банкротства.
Качественный подход к оценке вероятности наступления банкротства.
Был разработан аудиторами в Великобритании, котрые предложили 2 группы показателей и критериев, по которым можно судить о вероятности наступления банкротсва. Первая группа – критерии и показатели, неблагоприятные значения которых, свидетельствуют о возможных финансовых затруднениях, ведущих к банкротству. К ним относятся:
· повторяющиеся потури в основной научно-произв. деятельности
· превышения заранее определенного критического уровня просроченной кредиторской задолженности
· чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений
· устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности
· хроническая нехватка оборотных средств
· неправильная реинвестиционная политика
· хроническое невыполнение обязательств перед различными инвесторами
· высокий уровень просроченной дебиторской задолженности
· наличие сверхнормативных и залежалых товаров и производственных запасов
· ухудшение отношений с кредитными учреждениями
· вынужденное использование новых источников финансирования на относительно невыгодных условиях
· применение в научно-произв. процессе приборов и оборудования с истекшими сроками эксплуатации
· потери долгосрочных контрактов
· неблагоприятные изменения в портфеле заказов.
Во вторую группу входят критерии и показатели, неблагоприятные значения которых не дают рассматривать текущее состояние организации как критическое. Однако они указывают, что при определенных условиях, если не будут приняты меры, финн. состояние организации может резко ухудшиться. К данным показателям относятся:
потеря ключевых сотрудников аппарата управления
· нарушения в научно-производственном процессе
· недостаточная диверсификация деятельности предприятия
· излишняя ставка на высокую доходность нового проекта
· участие организации в судебных процессах с непредсказуемым исходом
· потеря ключевых контрагентов
· недооценка технического и технологического обновления предприятия
· неэффективные долгосрочные контракты
· не учет различных рисков, связанных с деятельностью самого предприятия и с работой основных подразделений предприятия
Критические значения выделенных показателей и критериев детализируются по отраслям. Обычно числовые значения устанавливаются после того, как накоплена статистика по величине этих показателей и критериев.
Лекция 14 (13.12.2011).
Тема: Лизинговые операции.
Лизинг является средством обновления машин и оборудования, программных продуктов, используемых предприятием для разработки и создания новых продуктов. Лизинг отличается от простой аренды тем, что в такого рода операциях участвуют как минимум 4 стороны, а на практике 5. А именно:
· производитель объекта лизинга
· лизингодатель
· лизингополучатель
· страховая фирма
· коммерческий банк, кредитующий приобретение объекта лизинга
Начинается лизинговая операция с размещения заявки на получение конкретного объекта в лизинг. Заявка может оформляться двумя методами:
1. Заявка подается непосредственно в лизинговую фирму
2. Размещается через коммерческий банк, который обслуживает экон. деятельность предприятия. По сути, размещение заявки через коммерческий банк подтверждает платежеспособность организации, размещающей заявку.
В том случае, если на балансе лизингодателя отсутствует желаемый объект лизинга, то лизингодатель приобретает объект лизинга у производителя этого объекта, с последующим размещением этого объекта на балансе предприятия. Приобретение объекта лизинга лизингодателем, обычно происходит путем использования кредита, выделяемого коммерческим банком.
Оплата приобретения объекта лизинга может происходить 2-мя методами:
· выделение аванса до 15% стоимости объекта лизинга с последующим окончательным расчетом, по факту поставки объекта лизинга.
· 100% платеж по факту поставки объекта лизинга лизинговой фирме.
· После размещения объекта лизинга на балансе лизингодателя, заключается соглашения. Обязательным условием является приемка объекта лизинга. Сама приемка оформляется актом приемки, который подписывают 3 стороны:
· производителем объекта лизинга
· лизингодателем
· лизингополучателем
Если в ходе приемки обнаруживаются незначительные недостатки, то они устраняются поставшиком объекта лизинга.
Если неполадки обнаружены в ходе использования объекта лизинга, то они устратяются лизингодателем.
Подпись лизингополучателя под актом приемки объекта лизинга означает, что он готов приступить к выплате лизитнговых платежей в те периоды и в том объеме, которые зафиксированы в тексте лизингового договора.
Объем лизинговых платежей зависит от следующих факторов:
1. первоначальная стоимость объекта лизинга.
2. наличие авансового платежа, зафиксированного в лизинговом договоре
3. наличие пункта в лизинговом договоре о том, что объект лизинга будет выкуплен по остаточной стоимости после окончания срока лизингового соглашения.
4. инфляционные ожидания на период действия лизингового соглашения.
Выделяют следующие виды лизинговых операций:
1. оперативный лизинг.Суть этой операции состоит в том, что объект лизинга представляется лизингодателю на срок до 3-5 лет. Зав этот срок обычно объект лизинга не может полностью перенести свою стоимость на оказываемую услугу или производимую продукцию. Поэтому обязанности по ремонту и страхованию объекта лизинга возлагаются на лизингодателя.
Выгоды сторон: лизингодатель заинтересован в том, чтобы объект в течение срока его использования сохранял первоначальные потребительские свойства, что позволяет сдать объект лизинга повторно (другому лизингополучателю). Потребитель лизинга возвращая предмет лизинга фирме пожжет переключиться на приобретение в лизинг более эффективного оборудования.
2. финансовый лизинг. Объект лизинга используется в течение 10-летнего срока. За это время объект лизинга полностью про амортизирует свою стоимость. Поэтому обязанности по ремонту и страхованию объекта лизинга возлагаются на лизингополучателя, т.к. он заинтересован в том, чтобы объект лизинга проработал весь свой срок.
3. возвратный лизинг. Один из методов финансирования, обновления каких-либо видов основных фондов. Суть: продажа редкого, высокоэффективного оборудования лизингодателю, с одновременным оформлением лизингового договора. Выручка, полученная от продажи объекта лизинга, используется лизингополучателем по своему усмотрению, в том числе и для выплаты лизинговых платежей.
4. лизинг недвижимости, т.е. лизин складских помещений на срок до 15 лет. Обязанности по ремонту и страхованию объекта лизинга возлагаются на лизингополучателя.
Лизинговые операции в разных странах составляют обычно около 20% от той суммы капиталовложений, котроая тратиться на обновление основных фондов. В России объем лизинговых операций по отношению к ттт составляет около 9%. Это объясняется тем, что стоимость кредитов, предоставляемых российскими коммерческими банками обычно в 2 раза дороже, чем те кредиты, которые выдаются на лизинговые операции за рубежом.
Коммерческие банки обычно являются учредителями лизинговых фирм, поэтому кредиты, которые предоставляются лизингодателю являются льготными (по сниженной % ставке).
Лизинговые операции классифицируются по международным критериям.
Если производитель объекта лизинга находиться в одной стране, а получатель в другой, то такая операция называется импортный лизинг.
Если производитель объекта лизинга находится в одной стране, лизингодатель там же, а лизингополучатель в другой стране, то это называется экспортный лизинг.
Если все участники лизинговой сделки находятся в разных странах, то такая операция называется транзитный лизинг.
При оформлении лизингового соглашения обязательно стоит предусмотреть следующие моменты: запрет или разрешение на модернизацию объекта лизинга. Если есть разрешение лизингодателя на модернизацию объекта лизинга, то следует оговорить кто, в какие сроки и в каких объемах будет курировать работы, связанные с модернизацией объекта лизинга.
Запрет/разрешение сдачи объекта лизинга в повторный лизинг. Если есть разрешение, то следует оговорить как распределяются лизинговые платежи между лизингодателем и лизингополучателем.
Необходимо предусмотреть оформление объекта лизинга в качестве предмета залога.
Тема: Бюджетирование, как инструмент финансового планирования.
Каждое предприятие в условиях рыночной экономики заботиться о финансовой устойчивости предприятия и об успехах в экономической деятельности фирмы. Поэтому нужно развивать внутрифирменную систему планирования, которая должна охватывать все подразделения компании с активным использованием информационных технологий. Суть бюджетного метода управления состоит в том, что нужно оценивать величину доходов и расходов, которая осуществляется в процессе экономической деятельности. Менеджеры, планируя свои действия, должны оценивать насколько фактические результаты деятельности соответствуют плановым заданиям. На базе бюджетирования определяется экономическая эффективность деятельности предприятия, определяется эффективность деятельности подразделений, планируется фактические поступления и выбытие денежных средств. И руководство получает возможность устанавливать приемлемые соотношения между прибыльностью, платежеспособностью ми эконом. потенциалом предприятия.
Бюджетирование преследует след. цели:
· получить прогноз финн.состояния в будущем
· согласовать плановые финансово-эконом. показатели между собой
· определить систему ответственности за рез-ты финн. деятельности предприятия
· определить систему контроля за результатами финн-хозяйственной деятельности
Планирование и управление финансами предприятия нельзя осуществлять в отрыва от снабжения и сбыта. Необходимо при внутрипроизводственном планировании применять те нормативы, которые бы заставляли коллектив предприятия достигать тех показателей, которые являются обязательными как для каждого подразделения, так и до предприятия в целом. При внедрении методов бюджетного планирования достигается решение следующих задач:
· эффективное оперативное планирование финн-хоз. деятельности,
· оптимизация использования ресурсов,
· снижение себестоимости выпускаемой продукции,
· улучшение планирования путем установления бюджетных норм/стандартов,
· оперативный контроль за хозяйственной деятельностью
· анализ отклонения затрат от плановых показателей.
· улучшение взаимодействия между различными подразделениями.
· контроль и оценка эффективности деятельность руководителей путем сравнения фактических значений тех показателей, которые ими контролируются.
· повышение эффективности деятельности предприятия путем анализа портфеля заказов/продукции.
· выявление потребности заказа ресурсов, оптимизация финансового потока.
· закрепление положительных изменений в организационной структуре предприятия.
· для управления затратами необходимо группировать подразделения на центры финансовой ответственности
Центы финансовой ответственности – это подразделения предприятий, руководители которых несут ответственности за их деятельности на протяжении определенного периода. В зависимости от степени ответственности и полномочий, которыми наделяются руководители подразделений, все центры ответственности можно классифицировать след.образом:
· центр управленческих затрат. Руководитель подразделения отвечает за обеспечение лучшего уровня услуг. По сути речь идет о функциональных службах, где трудно измерить как затраты, так и результаты.
· центр нормативных затрат. Подразделение, в котором руководитель отвечает за достижение нормативного уровня затрат, связанных с выпуском продукции. Нормативы охватывают сферу прямых затрат труда, затрат сырья и материалов, а так же охватывают переменные, косвенные расходы, которые включаются наряду с прямыми затратами в стоимость продукции
· центр доходов. Руководитель данного подразделения отвечает за max дохода, получаемых от реализации производимых товаров и услуг. Как правило, руководители данного отдела не имеют полномочий по доп.расходу средств, связанных с привлечением доп.ресурсов. Они не могут изменять цены реализации по своему усмотрению, даже для max прибыли. Типичный пример: служба сбыта.
· центр прибыли: руководитель этого центра имеет право изменять цены реализации, изменять величину затрат, с целью max прибыли.
· центр инвестиций. при оценке эффективности деятельности подразделения учитывается % на вложенный капитал.
Все эти центры объединяет то, что на основе анализа деятельности каждого центра, можно разработать адекватную систему материального поощрения за рез-ты их деятельности.
В финансовом планировании применяются следующие виды бюджета, которые можно разбить на 4 основные группы:
1. Основные бюджеты. EX: Бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс.
2. Операционные бюджеты. EX: бюджет продаж, бюджет прямых матер. затрат, бюджет управленческих расходов.
3. Вспомогательные бюджеты. EX: бюджет налогов, план капитальных затрат, кредитный план.
4. Специальные бюджеты. EX: бюджеты распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов, бюджеты отдельных программ.
Лекция 15 (20.12.11)
Все эти бюджеты необходимы для составления основного бюджета: мастер-бюджет. Это совокупность взаимосвязанных между собой 3-х основных бюджетов+набор операционных и вспомогательных бюджетов, необходимых для составления конкретного мастер-бюджета.
Что касается операционных и вспомогательных бюджетов, то они применяются для увязки натуральных показателей планирования со стоимостными показателями. При их помощи устанавливаются пропорции, ограничения и допущения, которые необходимо учитывать при составлении основных бюджетов. Т.е. набор вспомогательных и операционных бюджетов определяется руководством орг-ии исходя из тех целей и задач, которые стоят перед предприятием или организацией.
Типология внутрифирменных бюджетов:
Различают основные бюджеты: бюджет дох. и расх, бюдж. движения денежных средств, расчетный баланс)
Операционные бюджеты:
· бюджет продаж
· бюджет запасов готовой продукции
· производственный бюджет
· бюджет прямых материальных затрат
· бюджет прямых затрат труда
· бюджет прямых/производственных затрат
· бюджет накладных расходов
· бюджет управленческих расходов
· бюджет комм.расходов
Вспомогательные бюджеты:
· план капитальных/стартовых затрат
· кредитный/инвестиционный план (включается в состав бюджета, когда мы осущ. инвестиции в состав предприятия или прибегаем к получению кредита для пополнения средств)
Специальные бюджеты:
· бюджет балансовой прибыли
· бюджет чистой прибыли
· бюджет НИОКР
· бюджет тех.реконструкции производства
· налоговый бюджет
Все эти бюджеты в различных сочетания необходимы для сост. прогнозов о фин. состоянии предприятия, либо для проведения финн. анализа по сравнения плановых и фактических показателей.
Кратко рассмотрим содержание бюджетов:
1. Бюджет доходов и расходов (бюджет прибылей и убытков) на основании которого можно рассчитать как балансовую, так и чистую прибыль. Назначение бюджета: показать соотношение выручки от реализации за анализируемый период со всеми видами тех расходов, которые предполагается применить в основной деятельности.
Здесь можно выделить самые значимые виды/статьи расходов. По сути, на основании этого бюджета можно определить эффективность хоз. деятельности. Т.е. мы определяем насколько будет превышение дох. над расход, или величину убытка. Данный бюджет отражает стоимостные обязательства, а так же те затраты, которые понесет бизнес при организации производства и сбыта продукции. С другой стороны бюджет дох-расх. отражает структуру себестоимости продукции. По нему можно судить о показателях рентабельности, можно определить массу прибыли, возможности в погашении взятых кредитов, можно рассчитать точку безубыточности, определить суммы перечислений в вышестоящие организации.
2. Бюджет движения ден. средств: план движения ден. средств на расчетном счета с учетом той наличности, которая есть у нас в кассе. Т.е. он отражает поступление и расходование ден. средств, в связи с осуществляемой хоз. деятельностью. Он показывает поступление авансов, наличие ден. средств, а так же отражает появление дебиторской задолженности (не поступление ден. средств). Именно бюджет движ. ден средств является главным док-ом.
Если у нас есть бюджет дох. и расх, смета капитальных затрат, но нет дох. и расх., которые связаны между собой, то по сути бюджетирование на предприятии отсутствует. Составляя бюджет движ. ден. средств мы должны увязать поступления и использования ден. средств по периодам на прогнозируемый отрезок во времени.
Если мы рассчитываем соотношение дох. и расх, то мы определяем конечное сальдо, которое должно быть положительным. Поэтому бюджет движения денежных средств должен иметь помесячную разбивку, а лучше подекатную разбивку, чтобы лучше управлять ден.потоками. В этом бюджете отражается движение живых денег, что важно для реализуемости намеченных планов.
3. Расчетный баланс: прогноз соотношения всего того, чем располагает бизнес на конкретный момент времени. Т.е. активы и пассивы, которые показывают ту структуру, которая сложилась в организации, с учетом того, что данная структура будет меняться в прогнозном периоде. Без расчетного баланса невозможно подучить исходную информацию для финансового анализа, нельзя определить инвестиционную привлекательности, рассчитать те или иные коэффициенты. Без финн. анализа мы не можем принимать управленческие решения, касающиеся распределения права и ответственности между структурными подразделениями.
Все основные бюджеты связаны между собой, но имеют и различия.
Бюджет движения ден. средств предназначен для отражения фактического движения средств без учета эффективности использования денег. Бюджет доходов и расходов необходим для нормирования и распределения затрат, выяснения фин. .эффективности проводимого бизнеса.
Все основные бюджеты оставляются на один и тот же бюдж. период, имеют поквартальную или помесячную разбивку внутри самого бюдж. периода.
Операционные бюджеты:
1. Бюджет продаж. Он показывает помесячные или поквартальные объемы продаж по видам продукции в материальных и стоимостных показателях на весь бюджетный (прогнозный) период. Прогноз – это необходимый предварительный этап работы. Прогноз объема продаж превращается в бюджет продаж только если имеются данные о том, что прогнозные объем продаж можно достигнуть за прогнозный период. Обычно учитывают: показатели продаж за предыдущий период, макроэкономические показатели в стране, т.е. все те факторы, которые могут существенно повлиять на объемы продаж. Т.е. данные этого бюджета влияют на все формируемые в дальнейшем бюджеты.
Бюджет продаж должен учитывать спрос, платежеспособность потребителей, сезонные факторы. Бюджет продаж – ожидаемый ден.поток, который в дальнейшем включается в доходную часть бюджета потока денежных средств.
2. Производственный бюджет. Этот бюджет так же разбивается на кварталы или помесячно, составляется по всем видам выпускаемой продукции, то уже учитывает запасы готовой продукции на начало и конец прогнозного периода.
3. Бюджет запасов готовой продукции. Содержит информацию о тех запасах, которые содержатся на складе с учетом той продукции, которая содержится на складе и отражается с учетом натуральных и стоимостных показателей.
4. Бюджет прямых материальных затрат: содержит инфо о затратах на сырье и материалы, на покупные изделия и комплектующие в расчете на единицу готовой продукции (как по видам продукции, так и по организации в целом). Данные даются в натуральных и стоимостных показателяхю Включает инфо о запасах сырья и материалов на начало бюджет. периода
5.. Бюджет прямых затрат труда: инфо о плате основного производственного персонала в расчете на единицу готовой продукции по каждому виду продукции или организации в целом. Бюджет подготоваливается исходя их бюджета производства, данных о производительности труда, ставок оплаты труда основного произ. персонала.
6. Бюджет общепроизводственных/общецеховых расходов: расходы на з/п АУПа, инженерного персонала, вспомогательного персонала, которые заняты в данном бизнесе, включает арендные платежи, коммунальные расходы, затраты на ремонт, затараты, связанные с функционирование бизнеса.
7. Бюджет управленческих расходов: инфо о расходах на з/п АУПа, если организация является предприятием малого бизнеса.
8. Бюджет коммерческих расходов: отражает расходы на рекламу, затраты в виде комиссионных, выплачиваемых посредникам, сбытовые расходы, расходы по реализации продукции.
9. Бюджет накладных расходов: инфо о прочих расходах (включает статью прочие затраты), необходим для более точного определения с/с ед. продукции.
10. Прочие бюджеты: вспомогательные и спец. бюджеты.
а) план капитальных/стартовых затрат или кредитный план. Назначение: в более тщательном планировании обновления активов, а так же для учета тех условий, в которых работает бизнес в целях минимизации затрат. План капит. затрат показывает распределение кредитов по бюджетным периодам и обычно связан с финансированием выполнения какого-либо бизнес-плана. Специальные вспомогательные бюджеты необходимы для составления основных бюджетов, либо для обработки итоговой информации по основным бюджетам.