Режим функционирования иностранных инвестиций в России

Международная правовая практика предусматривает для иностранных инвестиций применение либо режима наибольшего благоприятствования, либо национального режима. В России действует национальный режим. Это означает, что привлечение иностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участием регулируется национальным законодательством, причем последнее не содержит различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов.

Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется в соответствии с федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «об иностранных инвестициях в РФ» и другими нормативно-правовыми актами

В законодательстве российской федерации предусмотрены количественные ограничения для иностранных инвестиций, затрагивающих деятельность стратегически важных отраслей российской экономики: это работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы, работы с ядерными установками, радиационными источниками и радиоактивными материалами, разработка и производство вооружений, космическая деятельность, добыча полезных ископаемых и др. Сделки купли-продажи, дарения, мены голосующих акций или долей в уставных капиталах, совершаемые иностранными государствами или организациями в отношении предприятий этих видов деятельности подлежат предварительному согласованию с правительством РФ, если в результате этих сделок приобретается более 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции в уставных капиталах стратегически важных предприятий. В отношении деятельности по разведке и добыче полезных ископаемых это требование ужесточено до 5% в целях предотвращения обладания иностранными инвесторами контрольными или блокирующими пакетами акций.

Закон об иностранных инвестициях гарантирует иностранным инвесторам, осуществляющим приоритетные инновационные проекты (т.е. проекты с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. либо с минимальным вкладом иностранных инвесторов в уставный капитал не менее 100 млн. руб. или 25%) стабильность законодательства, в т.ч. налогового, в течение всего срока окупаемости проекта (не более 7 лет с начала финансирования проекта за счет иностранных инвестиций.

Закон об иностранных инвестициях не распространяется на вложение иностранного капитала в кредитные и страховые организации, а также в некоммерческие организации. Получается, что инвестор, вложивший средства в один проект, оказывается более защищен от неблагоприятного изменения налогового климата, чем инвестор, диверсифицировавший вложения и создавший несколько различных проектов. Кроме того, закон не страхует инвесторов от изменения ставок таможенных пошлин, направленных на защиту экономических интересов России, а также ставок акцизов и НДС, поскольку именно таможенные пошлины, акцизы и НДС являются основными источниками доходов федерального бюджета. Эти косвенные налоги и составляют основную налоговую нагрузку на изготовителя, поэтому фактически инвестор застрахован только от неблагоприятного изменения менее значимых (второстепенных) налогов.

В целях привлечения в реальный сектор экономики прямых иностранных инвестиций в 1995 г. был утвержден федеральный закон № 225-ФЗ «о соглашениях о разделе продукции». Согласно ему, инвестор освобождается от части российских налогов, отдавая при этом государству определенную долю добытого и (или) переработанного сырья либо его денежный эквивалент.

На стимулирование прямых иностранных инвестиций направлены федеральный закон от 29.10.1999 №164-ФЗ «О лизинге». Лизингодатель получает такие преимущества, как расширение круга постоянных партнеров, благоприятный налоговый режим. лизингополучатель приобретает возможность сократить объемы собственных капитальных затрат, уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Другая мера привлечения иностранных инвестиций – создание особых экономических зон.

Несмотря на все принятые меры, в России пока не сложились достаточно благоприятные условия для иностранных инвестиций. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики в России. Российское законодательство в отношении иностранных инвестиций направлено, главным образом, на прямые капитальные вложения и слабо затрагивает вопросы допуска иностранного капитала на биржу, размещения акций и иных ценных бумаг за рубежом. Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, обставлены такими условиями, что ставит их в зависимость от действий чиновников. Часто иностранным компаниям приходится работать с предприятиями, не имеющими нормального финансового обслуживания, квалифицированных менеджеров, современных маркетинговых структур.

Для существенного количественного и качественного роста иностранных инвестиций необходимо стабилизировать и упростить нормативно-правовую базу, создание работоспособной структуры фондового рынка, стабилизация банковской системы и др.

14. МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

1. Самофинансирование предусматривает осуществление инвести­рования за счет собственных средств. Разрешенные в настоящее вре­мя к применению методы начисления и использования амортизации в сочетании с изменениями законодательства в части использования прибыли для развития производства превращают самофинансирова­ние в заметный источник финансирования инвестиционных проектов по обновлению и техническому перевооружению действующего про­изводства. Для придачи самофинансированию такого значения в эко­номике развития следовало бы изменить периодичность переоценки основных фондов, включив решение данного вопроса в компетенцию предприятий. Следует иметь в виду, что в условиях высоких темпов инфляции при сложившейся системе переоценки основных фондов происходит обесценение этого источника,

2. Акционирование – выпуск и реализация организацией акций на сумму, равную стоимости инвестиционного проекта. Применяется для финансирования крупных реальных инвестиционных проектов при отраслевой или региональной диверсификации инвестиционной деятельности.

3. Государственное финансирование включает: кредитование на возвратной и безвозвратной основе, финансирование в рамах федеральных инвестиционных программ и государственные внешние заимствования.

На возвратной основе средства федерального бюджета выделяются Минфину России , который направляет средства заемщикам на основе договоров с ними через коммерческие банки.

На безвозвратной основе финансирование осуществляется в соответствие с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки строительства приоритетных объектов производственного назначения при максимальном привлечении собственных, заемных и др. средств.

4. Смешанное инвестирование – финансирование и кредитование за счет средств федерального бюджета, собственных средств организаций, предприятий и других юридических лиц с соблюдением пропорций расходования бюджетных ассигнований и собственных средств в течение всего периода строительства объектов.

5. Государственные внешние заимствования РФ – государство выступает или заемщиком финансовых средств, или гарантом погашения таких кредитов другими заемщиками. Объемы и приоритеты заимствования в МБРР, отраслевая структура и типы займов устанавливаются программой заимствований РФ в МБРР, составляемой на трехлетний период.

6. Проектное финансирование – финансирование инвестиционных проектов, при котором проект является способом обслуживания долговых обязательств. Финансирующие субъекты оценивают объект инвестиционной деятельности с точки зрения того, принесет ли он необходимый уровень дохода, который позволит погасить предоставленную ссуду

7. Заемное финансирование. Кредитование осуществляют не только кредитные организации, но и страховые компании в пределах части страховых резервов, негосударственные пенсионные фонды и инвестиционные фонды.

Для обоснования целесообразности применения каждого метода в конкретных экономических условиях, сложившихся на микро- и мак­роуровне, необходим специфический методический инструментарий. Для самофинансирования это методы расчета амортизации, в том числе методы ускоренной амортизации, методические предпосылки сокращения инфляционного обесценения амортизации; для кредит­ного финансирования — методы оценки (обоснования) верхнего пре­дела цены кредита, методы построения кредитных линий и схем воз­врата долга и процентов; для смешанного финансирования — методы оптимизации источников финансирования.

Самым распространенным в условиях становления и развития фон­дового и финансового рынков становится смешанный метод финан­сирования.

15. ЛИЗИНГ, ВИДЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА

ЛИЗИНГ (англ. leasing — аренда) — долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Лизинг осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией (лизингодателем), приобретающей оборудование за свой счет и сдающей его в аренду на несколько лет, и фирмой-арендатором (лизингополучателем), которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. После истечения срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора (заключает новый договор), либо выкупает имущество по остаточной стоимости.

Наши рекомендации