Рекомендации для применения образовательных технологий

Финансы

Методические указания к проведению практических занятий

и задания для самостоятельной работы студентов

Направление подготовки (специальность)

080100 Экономика,

профиль подготовки «Финансы и кредит»,

080200 Менеджмент,

профиль «Финансовый менеджмент»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Уфа 2013

УДК

ББК

Утверждено методической комиссией экономического факультета (протокол № 1 от 29.08.2013 г.)

Составитель: к.э.н., доцент И.И. Фазрахманов

Рецензент: к.э.н., доцент Л.Р.Сибагатуллина

Ответственный за выпуск: зав. кафедрой финансов и кредита,

доцент И.И. Фазрахманов.

г. Уфа ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, кафедра финансов и кредита

Оглавление

Введение
Рекомендации для применения образовательных технологий
Модуль 1. Понятия о финансах и управление ими
1.1 Общая характеристика финансов
1.2 Финансовая политика
1.3 Основы управления финансами
1.4 Финансовое планирование и прогнозирование
1.5 Финансовое регулирование социально-экономических процессов
1.6 Финансовый контроль
Модуль 2. Корпоративные финансы
2.1 Финансы коммерческих предприятий
2.2 Финансы профессиональных участников финансового рынка
2.3 Финансы индивидуальных предпринимателей
2.4 Финансы некоммерческих организаций
Модуль 3. Государственные (муниципальные) финансы
3.1 Место и роль государственных (муниципальных) финансов
3.2 Государственный бюджет и его устройство
3.3 Бюджетный процесс
3.4 Государственные внебюджетные фонды
3.5 Государственный кредит и государственный долг
3.6 Государственные финансовые резервы
Примерная тематика письменной работы
Вопросы для итогового контроля
Тесты
Библиографический список

Введение

Настоящие методические указания к изучению учебной дисциплины «Финансы» подготовлены в соответствии с утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент».

Целью изучения дисциплины «Финансы» является предоставление студентам теоретических знаний в области финансов, сфер и звеньев финансовой системы, организации финансовых отношений государства и субъектов хозяйственной деятельности как основы для последующего изучения дисциплин профиля.

Задачи дисциплины:

- изучение экономической сущности финансов;

- изучение особенностей организации управления финансами;

- формирование представления о сферах и звеньях финансовой системы и роли финансов в развитии общества;

- изучение особенностей финансов экономических субъектов;

- изучение государственных финансов.

Рекомендации для применения образовательных технологий

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Рекомендации для применения образовательных технологий - student2.ru

Рисунок 1. Интерактивная форма проведения занятия

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

- пробуждение у обучающихся интереса;

- эффективное усвоение учебного материала;

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

- формирование у обучающихся мнения и отношения;

- формирование жизненных и профессиональных навыков;

- выход на уровень осознанной компетентности студента.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

- Круглый стол (дискуссия, дебаты)

- Мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака)

- Деловые и ролевые игры

- Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

- Мастер класс и др.

Наши рекомендации