Предмет и метод финансового права

Предметом финансового праваявляются общест­венные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, то есть в процессе мобилиза­ции (собирания) денежных средств в централизованные фонды государства и их распределения (использования) из этих фондов в соответствии с задачами и функциями государства.

Финансовые отношения возникают и развиваются в сфере государственных финансов. Они направлены на пла­номерное образование необходимых государству фондов денежных средств. Обязательным участником финансовых отношений является государство в лице специальных орга­нов (Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и др.), наделенных властными полномочиями по отношению к другим участникам - организациям и гражда­нам.

Метод финансовогоправа - это совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется регулиро­вание общественныхотношений, составляющих предмет чанной отрасли нрава.

Методом правового регулировании финансового нраваявляется метод властных предписаний. Он характе­ризуется следующими особенностями.

1. Властные предписания исходя! от уполномоченных государственных органов или органов местною управления и самоуправления.

2. Субъект, которому адресуется предписание, обязан выполнить его, поскольку оно является односторонне вла­стным.

3. Метод властных предписаний характеризуется импе­ративностью, которая означает, что субъекты финансового права не могут по своему усмотрению приобретать финан­совые права и обязанности, изменять или определять их содержание, распоряжаться ими. Они выполняют свои обя­занности в случаях, установленных нормативными право­выми актами.

4. Характерной чертой финансово-правового метода яв­ляется юридическое неравенство субъектов финансового права. Властные предписания основываются на отношениях подчинения. Одна сторона обладаем юридически властными полномочиями в отношении другой стороны, а последняя - нет.

Финансовое право Республики Беларусь является от­раслью права в системе права Республики Беларусь, относится к публичному праву и представляет собой сис­тему правовых норм, регулирующих общественные от­ношения, возникающие в процессе финансовой деятель­ности государства, направленной на мобилизацию де­нежных средств в нейтрализованные фонды государства и их распределение в соответствии с основными задачи-ми и функциями государства.

2. Взаимодей­ствие финансового права с другими отраслями в систе­ме права Республики Беларусь.

Финансовое право тесно соприкасается с конституцион­ным правом.

Конституционное право является ведущей отраслью и системе права. Это значит, что его положения выступают основополагающими для всех отраслей права, в том числе и финансового права. Так, нормы конституционною нрава устанавливают обязанность Правительства разрабатывать и представлять Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении (ст. 107 Конституции). Согласно ст. 97 и 9S Конституции На­циональное собрание утверждает бюджет Республики Бела­русь и отчет о его исполнении; устанавливает республикан­ские налоги и сборы. На основе этих конституционных по­ложений в финансовом законодательстве подробно pеглaментируется порядок прохождения бюджета Республики Беларусь в Правительстве и Парламенте. Норма ст. 56 Кон­ституции устанавливает обязанность граждан участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, кото­рая является базовой для конкретизации прав и обязанно­стей налогоплательщиков в нормах финансового права.

Четко прослеживается связь финансового права с адми­нистративным правом. Эта связь проявляется прежде всего в соприкосновении предмета правового регулирования. Предметом административного права являются управлен­ческие отношения, складывающиеся в процессе государст­венного управления. Административное право - это управ­ленческое право, представляющее собой совокупность норм о государственном управлении. Предметом финансовой права являются отношения, возникающие в процессе фи­нансовой деятельности государства, которые в большинстве случаев также реализуются в ходе государственного управления, то есть деятельности органов исполнительной вла­сти. Гак, Правительство разрабатывает республиканский бюджет и исполняет его, Министерство финансов составля­ет проект республиканскою бюджета, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет взимают налоги и сборы, а также осуществляют финансо­вый контроль.

В финансовом праве, как и в административном праве, используется метод властных предписаний, при котором один из субъектов (например, налоговый орган) наделен властными функциями по отношению к другому (к гражда­нину, обязанному уплатить налог в бюджет). У финансового и гражданского права весьма часто сов­падает предмет регулирования, которым являются имуще­ственные (денежные) отношения. Однако гражданское пра­во не регулирует отношения по образованию и использова­нию необходимых государству фондов денежных средств. Для отграничения этих отраслей права следует использо­вать второй критерий - метод правового регулирования. В гражданском праве субъекты выступают в качестве юридически равных строи, а в финансовом праве субъекты нахо­дятся в отношении «власть» и «подчинение».

Следует отметить, что в финансовом праве присутству­ют общественные отношения, которые носят комплексный характер и регулируются одновременно как нормами фи­нансового, так и нормами гражданскою права. К ним, в ча­стности, относятся кредитные, расчетные, страховые и не­которые другие отношения.

Наши рекомендации