Предмет и метод финансового права
Предметом финансового праваявляются общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, то есть в процессе мобилизации (собирания) денежных средств в централизованные фонды государства и их распределения (использования) из этих фондов в соответствии с задачами и функциями государства.
Финансовые отношения возникают и развиваются в сфере государственных финансов. Они направлены на планомерное образование необходимых государству фондов денежных средств. Обязательным участником финансовых отношений является государство в лице специальных органов (Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и др.), наделенных властными полномочиями по отношению к другим участникам - организациям и гражданам.
Метод финансовогоправа - это совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется регулирование общественныхотношений, составляющих предмет чанной отрасли нрава.
Методом правового регулировании финансового нраваявляется метод властных предписаний. Он характеризуется следующими особенностями.
1. Властные предписания исходя! от уполномоченных государственных органов или органов местною управления и самоуправления.
2. Субъект, которому адресуется предписание, обязан выполнить его, поскольку оно является односторонне властным.
3. Метод властных предписаний характеризуется императивностью, которая означает, что субъекты финансового права не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, изменять или определять их содержание, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях, установленных нормативными правовыми актами.
4. Характерной чертой финансово-правового метода является юридическое неравенство субъектов финансового права. Властные предписания основываются на отношениях подчинения. Одна сторона обладаем юридически властными полномочиями в отношении другой стороны, а последняя - нет.
Финансовое право Республики Беларусь является отраслью права в системе права Республики Беларусь, относится к публичному праву и представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, направленной на мобилизацию денежных средств в нейтрализованные фонды государства и их распределение в соответствии с основными задачи-ми и функциями государства.
2. Взаимодействие финансового права с другими отраслями в системе права Республики Беларусь.
Финансовое право тесно соприкасается с конституционным правом.
Конституционное право является ведущей отраслью и системе права. Это значит, что его положения выступают основополагающими для всех отраслей права, в том числе и финансового права. Так, нормы конституционною нрава устанавливают обязанность Правительства разрабатывать и представлять Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении (ст. 107 Конституции). Согласно ст. 97 и 9S Конституции Национальное собрание утверждает бюджет Республики Беларусь и отчет о его исполнении; устанавливает республиканские налоги и сборы. На основе этих конституционных положений в финансовом законодательстве подробно pеглaментируется порядок прохождения бюджета Республики Беларусь в Правительстве и Парламенте. Норма ст. 56 Конституции устанавливает обязанность граждан участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, которая является базовой для конкретизации прав и обязанностей налогоплательщиков в нормах финансового права.
Четко прослеживается связь финансового права с административным правом. Эта связь проявляется прежде всего в соприкосновении предмета правового регулирования. Предметом административного права являются управленческие отношения, складывающиеся в процессе государственного управления. Административное право - это управленческое право, представляющее собой совокупность норм о государственном управлении. Предметом финансовой права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, которые в большинстве случаев также реализуются в ходе государственного управления, то есть деятельности органов исполнительной власти. Гак, Правительство разрабатывает республиканский бюджет и исполняет его, Министерство финансов составляет проект республиканскою бюджета, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет взимают налоги и сборы, а также осуществляют финансовый контроль.
В финансовом праве, как и в административном праве, используется метод властных предписаний, при котором один из субъектов (например, налоговый орган) наделен властными функциями по отношению к другому (к гражданину, обязанному уплатить налог в бюджет). У финансового и гражданского права весьма часто совпадает предмет регулирования, которым являются имущественные (денежные) отношения. Однако гражданское право не регулирует отношения по образованию и использованию необходимых государству фондов денежных средств. Для отграничения этих отраслей права следует использовать второй критерий - метод правового регулирования. В гражданском праве субъекты выступают в качестве юридически равных строи, а в финансовом праве субъекты находятся в отношении «власть» и «подчинение».
Следует отметить, что в финансовом праве присутствуют общественные отношения, которые носят комплексный характер и регулируются одновременно как нормами финансового, так и нормами гражданскою права. К ним, в частности, относятся кредитные, расчетные, страховые и некоторые другие отношения.