Распределение и использование прибыли

Распределение прибыли – это направление ее в бюджет и по целевому назначению в организации.

Объектом распределения – общая прибыль (прибыль до налогообложения).

Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджет в виде налогов. Направления расходования прибыли, остающейся в распоряжении, определяются организацией самостоятельно и регулируются ее уставом и другими документами внутреннего пользования.

Принципы распределения прибыли:

1. прибыль, полученная оргшанизацией, распределяется между государством и организацией;

2. прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов, порядок уплаты которых устанавливается законодательно;

3. прибыль, остающаяся в распоряжении организации, используется по усмотрению субъекта хозяйствования.

Чистая прибыль – это та часть общей прибыли, которая остается в полной собственности организации после уплаты налогов. Собственник вправе самостоятельно контролировать использование нераспределенной прибыли, создавая различные фонды в соответствии с законодательством или уставом субъектов хозяйствования.

С 1 января 2012 г. в соответствии с осуществляемыми мерами по гармонизации национальной системы бухгалтерского учета с Международными стандартами финансовой отчетности изменились подходы к учету расходов на потребление и накопление организаций. Все расходы на потребление относятся к прочим расходам по текущей деятельности и в бухгалтерском учете учитываются по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 8 «Прочие расходы по текущей деятельности»).

Величина плановых расходов на потребление (выплаты работникам в связи с юбилейными датами, выплаты пенсионерам, ранее работавшим в организации, выплаты вознаграждений по итогам года и др.) и накопление (техническое перевооружение, строительство, модернизация и др.) должна определяться в соответствующих сметах расходов, утверждаемых директором унитарного предприятия, председателем правления кооператива, общим собранием акционеров общества либо советом директоров (наблюдательным советом) (если решение таких вопросов отнесено к компетенции совета).

Расходы на цели потребления и накопления с 01.01.2012 г. должны планироваться исключительно исходя из плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности организации на очередной год с учетом следующих особенностей:

1. Для осуществления вложений в долгосрочные активы собственный источник в бухгалтерском учете не определяется. По факту им могут быть как собственные, так и заемные средства;

2. Все расходы на потребление уменьшают финансовый результат организации.

ОБЩАЯ ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Распределение и использование прибыли - student2.ru

ПЛАТЕЖИ В БЮДЖЕТ

 
  Распределение и использование прибыли - student2.ru

ПРИБЫЛЬ, ОСТАЮЩАЯСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Распределение и использование прибыли - student2.ru

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ПЛАТЕЖИ ИЗ ПРИБЫЛИ, ОСТАЮЩЕЙСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ

 
  Распределение и использование прибыли - student2.ru

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

Тема 2.7 Организация финансового планирования на предприятии

1. Сущность, задачи и принципы финансового планирования

2. Содержание финансового планирования

3. Модели процесса финансового планирования

1. Сущность, задачи и принципы финансового планирования

Финансовое планирование является одной из важнейших функций управления организацией.

В общем случае планы – это перечень того, что должно быть сделано, в какой последовательности, за счет каких материальных, трудовых, временных ресурсов для достижения поставленных целей.

Финансовое планирование – это совокупность мероприятий по определению денежных доходов и накоплений, выявлению резервов, привлечению источников финансовых ресурсов и направлению их на покрытие запланированных расходов и затрат по различным сферам деятельности организации.

Назначение финансового планирования – определить потребности организации в финансовых ресурсах в размерах, обеспечивающих финансирование расширенного воспроизводства и выполнения других финансово – кредитных обязательств организации.

Основные задачи финансового планирования:

- определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов, исходя из намеченного объема производства, возможностей реализации с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;

- обоснование предполагаемых расходов, начиная с расчета издержек производства, обязательных платежей, и заканчивая определением направления и размеров расходов за счет прибыли;

- установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов на внутрихозяйственные нужды, техническое перевооружение и расширение производства, материальное поощрение и социальные нужды работников;

- определение результативности каждой крупной хозяйственной и финансовой операции с точки зрения конечных финансовых результатов;

- обоснование равновесия в поступлении денежных средств и их расходовании для обеспечения устойчивого финансового положения организации.

Организация финансового планирования осуществляется в соответствии с определенными принципами:

1. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, т.е. представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов;

2. Принцип координации выражается в том, что нельзя планировать деятельность одного подразделения организации вне связи с другим;

3. Принцип участия означает, что каждый специалист организации участвует в планировании;

4. Принцип непрерывности заключается в том, что планирование должно осуществляться в рамках установленного цикла, которые непрерывно сменяют друг друга (план закупок – план производства – план маркетинга);

5. Принцип гибкости состоит в способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств;

6. Принцип точности предполагает, что планы должны быть конкретизированы.

Кроме общих принципов финансового планирования, существуют специфические, такие как:

1) принцип соотношения сроков получения и использования средств (например, капитальные вложения финансируются за счет долгосрочных источников);

2) принцип платежеспособности;

3) принцип рентабельности капитальных вложений;

4) принцип сбалансированности рисков;

5) принцип приспособленности к потребностям рынка.

2 Содержание финансового планирования

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом этапе на основании бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках, отчетов о движении денежных средств анализируются финансовые показатели за предыдущий период (западные компании для анализа обычно используют внутренний баланс более подробный, а не тот который предназначен для публикации).

На втором этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам.

На третьем этапепроисходит уточнение и конкретизация прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Таким образом, финансовое планирование, в зависимости от содержания, назначения и задач, можно классифицировать на:

- перспективное;

- текущее (годовое);

- оперативное.

Перспективное финансовое планированиезаключается в разработке финансовых планов на длительный период, с учетом долгосрочной выгоды.

Перспективные финансовые планы разрабатываются крупными организациями, объединениями, концернами в основном государственной и акционерной форм собственности.

В условиях инфляции, разрыва устойчивых договорных связей между организациями, постоянного изменения законодательства значимость перспективных финансовых планов утрачена. По мере стабилизации экономики появится объективная необходимость разработки перспективных финансовых планов, так как эти планы по сравнению с текущими планами менее ограничены жесткими размерами ресурсов.

В развитых странах финансовые планы составляются на срок не менее 3-х лет, ежегодно уточняя планируемые показатели.

В настоящее время основной формой управления финансовыми ресурсами организации республики являются годовые (текущие) финансовые планы

Оперативное финансовое планирование – процесс конкретизации финансовых заданий на короткие периоды (месяц, декаду, пять дней и каждый день), а также доведение их до исполнителей. Основным видом оперативного финансового плана является платежный календарь – краткосрочный прогноз поступления и расходования денежных средств. Наиболее распространенным является платежный календарь, составляемый на месяц с подекадной или 15- дневной разбивкой, отражающей основные расходы и поступления.

Составление оперативного финансового плана начинается с определения его расходной части. Расходы: заработная плата, налоги, неналоговые платежи, платежи поставщикам, суммы погашения банковских кредитов и уплата процентов за пользование ими, расходы на инвестиции, социальные нужды, и др. Поступления: выручка от реализации продукции (работ, услуг), доходы от операций по ценным бумагам, ссуды банков, др. Исходные данные для составления: задания по отгрузке продукции (объем, сроки, каналы реализации), графики выдачи заработной платы, сроки и объем уплаты налогов и других платежей и т.д.

Целесообразно в оперативном финансовом плане указывать не только плановые суммы, но и фактические результаты исполнения.

3. Модели процесса финансового планирования

В современной экономической литературе встречаются следующие модели финансового планирования:

1) разработка финансовой части бизнес – плана развития;

2) бюджетирование;

3) составление прогнозных финансовых документов.

При разработке каждой модели применяются различные методы (приемы).

Таблица 2.2 - Модели и методы (приемы) финансового планирования

Методы (приемы), используемые в моделях финансового планирования Модели финансового планирования
Разработка финансовой части бизнес - плана Бюджетирование Составление прогнозных финансовых документов
1.Прогноз объемов реализации (продаж) + + +
2.Баланс денежных расходов и поступлений (баланс денежных потоков) + - -
3.Бюджет наличности - + -
4.Бюджет дополнительных вложений капитала - + -
5.Составление таблицы доходов и затрат (расходов) + - +
6.Определение потребности во внешнем финансировании - - +
7.Регрессионный анализ - - +
8.Определение процента от продаж - - +
9.Прогнозируемый баланс активов и пассивов организации + - +
10.Расчет точки безубыточности + - +

«+» - метод (прием) используется; « - » - метод (прием) не используется.

Рассмотрим методы, используемые в моделях финансового планирования (в разрезе моделей).

Разработка финансовой части бизнес - плана

Данная модель включает:

- подготовку заявок на получение кредита;

- составление проспектов эмиссии ценных бумаг для привлечения дополнительного капитала в денежной форме;

- обоснование получения иностранных инвестиций, сопровождающееся предоставлением инвесторам информации о финансовой привлекательности бизнес – плана.

Из данных таблицы 2.2 видно, что при разработке модели применяются следующие методы: объемов реализации (продаж), баланс денежных расходов и поступлений (баланс денежных потоков), составление таблицы доходов и затрат (расходов), прогнозируемый баланс активов и пассивов организации, расчет точки безубыточности. Рассмотрим эти методы.

1. Метод прогноза объемов реализации (другое название – « метод прогноза продаж»). Прогнозы продаж обычно составляют на 1 год и на 5 лет, и выражаются в денежных и натуральных единицах. Годичные прогнозы продаж разбивают на квартальные и месячные.

2. Метод баланса денежных расходов и поступлений (другое название – «метод баланса денежных потоков»). Баланс составляется в виде таблицы, в которой отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступление и расходование в течение периода и на конец периода. Таблица может быть дополнена сведениями о дебиторской, кредиторской задолженности (с целью аналитического анализа).

3. Метод составления таблицы доходов и расходов. Эта таблица аналогична отчету о прибылях и убытках организации.

4. Метод прогнозируемого баланса активов и пассивов организации дает возможность убедиться в том, что все запланированные активы организации обеспечены источниками. По форме баланс активов и пассивов имеет структуру бухгалтерского баланса. При нехватке пассивов создается эффект «пробки», которую можно выбить, найдя недостающие источники в виде кредитов или дополнительной эмиссии ценных бумаг.

5. Метод расчета точки безубыточности (другие названия – «издержки- объем – прибыль», «анализ безубыточности», «анализ точки разрыва»). Суть метода состоит в поиске точки нулевой прибыли, или безубыточности, которая означает, что валовой доход от продаж равен издержкам. Для определения плановой величины продаж, соответствующей безубыточному состоянию организации, необходимо знать три величины:

- продажную цену единицы товара;

- объем постоянных издержек (затраты на оборудование, его содержание и эксплуатацию, амортизационные отчисления, административные издержки, затраты на аренду, рекламу, социальное страхование, научные исследования и др.);

- объем переменных издержек (затраты на сырье, материалы, заработную плату, транспортировку, страхование). При уменьшении объема производства и продаж эти издержки уменьшаются и наоборот.

Графически точка безубыточности определяется на пересечении графиков валового дохода и валовых издержек. Используя этот метод организация может изменять долю переменных и постоянных затрат в общем объеме затрат. Другими словами, данный метод позволяет увеличить гибкость финансового планирования и снизить финансовый риск за счет изменения структуры издержек, необходимых для производства и реализации продукции.

Бюджетирование

Эта модель финансового планирования применяется при краткосрочном финансовом планировании (т.е оперативном). Бюджетпредставляет собой смету доходов и расходов организации. Выделяют несколько видов бюджетов:

- материальный бюджет включающий перечень всех видов сырья, материалов, необходимых для реализации конкретного плана и их количественной оценки;

- бюджет закупок, в котором конкретизируются расходы на закупки всех материалов, необходимых для выполнения планов;

- трудовой бюджет, то есть прямые издержки труда запланированных видов деятельности;

- бюджет административных расходов, который включает расходы на выполнение управленческих функций (оклады управляющих, командировки, гонорары, содержание служебных помещений);

- бюджет дополнительных вложений капитала: строительство, приобретение машин и оборудования и др.;

- бюджет наличности – в нем детализируются потоки наличности (входящие – доходы, и исходящие – расходы) за определенный будущий период (год, полгода с разбивкой по месяцам). Основой для составления служат ежедневные отчеты о движении наличности.

Модель финансового планирования с помощью составления прогнозных финансовых документов

Эта модель применяется при долгосрочном финансовом планировании. Целью такого планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках, на основе которых организация разрабатывает оперативные бюджеты. Качество финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского учета и финансового контроля. Финансовые отчеты организации должны включать такие позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, использование активов и инновации.

Для составления прогнозных финансовых документов применяются следующие методы:

- прогноз продаж;

- определение потребности во внешнем финансировании;

- регрессионный анализ;

- расчет процента от продаж;

- анализ безубыточности.

Метод определения потребности во внешнем финансировании применяется для расчета величины внешнего финансирования в случаях, когда величина собственного капитала организации оказывается недостаточной для увеличения объема производства (объема продаж). Другими словами, требуемый рост чистых активов организации не обеспечивается за счет внутренних источников.

Величину необходимого внешнего финансирования можно определить по формуле:

Требуемая величина = Требуемый рост « – » Величина

внешнего финансирования чистых активов внутреннего

финансирования

Требуемый рост = Плановый рост « - » Плановый рост

чистых активов общих активов текущих активов

Величина внутреннего = Чистая прибыль « – » Дивиденды

финансирования

Метод регрессивного анализа. Если для определения потребности в капитале необходим анализ зависимости одной определенной величины от другой или нескольких других величин, то применяется регрессионный анализ. Он связывает продажи с потребностью в капитале и позволяет исследовать эту взаимосвязь в динамике. Метод дает более точные и конкретные прогнозы, чем предыдущий метод. Регрессионный анализ рассматривает потребности в финансировании как функции от объема продаж. В системе координат наносятся точки, обозначающие соотношение между объемом продаж и потребностью в капитале в каждом из предыдущих годов хозяйствования организации. Точки объединяются в одну линию – прямую (линейная регрессия) или кривую (нелинейная регрессия). Полученный график определяет тенденцию соотношения между продажами и необходимыми объемами финансирования в будущем периоде.

При выборе того или иного прогноза продаж можно определить соответствующие ему потребности в капитале. Линейная регрессия строится проще, однако дает менее достоверные результаты.

Метод процента от продаж Суть метода заключается в том, что каждый из элементов прогнозных документов рассчитывается как процентное отношение от установленной величины продаж.

Этот метод позволяет определить каждую статью планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж. С помощью данного метода можно установить конкретное содержание прогнозных документов.

В основе определения процентного отношения лежат процентные соотношения, характерные для текущей деятельности организации или. рассчитанные на основе ретроспективного анализа, как средняя величина за последние несколько лет; ожидаемые изменения процентных соотношений, особенно в тех случаях, когда сложившиеся процентные соотношения не удовлетворяют руководство организации, и оно хотело бы изменить их для улучшения финансовых показателей.

Наши рекомендации