Вопрос 3. Функции и сущность денег, факторинг
Деньги возникли стихийно в процессе развития товарного обращения, когда возникли излишки товаров. Вначале объем произведенных товаров был сравнительно мал и обмен товарами носил случайный характер и осуществлялся в натуральной форме. Постепенно объем производства возрастал и начали появляться излишки товаров. Обмен стал носить постоянный, массовый характер. Возникла необходимость в специальном средстве обращения, с помощью которого можно было быстро и с минимальными издержками обменять один товар на другой. Таких средством обращения стали деньги.
Главное свойство денег — абсолютная ликвидность.
Ликвидность — это мера того, насколько быстро можно обменять какой-либо актив на наличные деньги.
Денежная система не может существовать без денег. Она охватывает все денежные отношения, которые складываются в том или ином обществе.
Деньги - это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.
В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:
- обменивается на любой другой товар;
- измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).
Сущность денег раскрывается в пяти функциях:
- Меры стоимости
- Средства обращения
- Средства платежа
- Средства сбережения и накопления
- Мировые деньги
Мера стоимости формируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами (т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение.
Денежное измерение стоимости — цена. Она зависит от нескольких условий:
- условия производства;
- условия обмена.
Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки (Т — Д) до ее завершения (Д — Т). В период преобладания торговли деньги в основном действовали как средство обращения; после возникновения кредита и развития экономики на первый план выходит функция средства платежа, которая включает в себя функцию средства обращения и трансформируется в функцию средства расчетов. Этому способствует использование пластиковых карточек и других электронных инструментов расчетов, позволяющих расплачиваться путем перечисления с банковского счета, а также осуществления оптовых и розничных покупок.
Средства платежа - время платежа не совпадает со временем оплаты, товары продают в кредит, с отсрочкой платежа (Т — О и О — Д).
Средства накопления — денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.
Мировые деньги используются в международных расчетах.
В современной развитой экономике действуют три функции денег — мера стоимости, средства накопления и средства расчетов, а средство обращения остается в очень небольших размерах.
Факторинг (англ. factoring от англ. factor — посредник, торговый агент) — это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.
В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор). Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 60−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги.
Существует большое количество разновидностей факторинговых услуг, отличающихся друг от друга прежде всего степенью риска, который принимает на себя факторинговая компания.
Факторинг с регрессом (англ. recourse factoring) — вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. Однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме, клиент переуступивший долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства.
Факторинг без регресса (англ. non recourse factoring) — вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме факторинговая компания потерпит убытки (правда, в рамках выплаченного финансирования клиенту.
Факторинг бывает открытым (с уведомлением дебитора об уступке) и закрытым (без уведомления). Также он бывает реальным (денежное требование существует на момент подписания договора) и консенсуальным (денежное требование возникнет в будущем).
При участии одного фактора в сделке факторинг называется прямым, при наличии двух факторов — взаимным.
При классификации видов факторинга стоит обратить внимание на инвойс-дискаунтинг, хотя он и имеет ряд существенных отличий, несмотря на то, что в нем присутствуют черты регрессного закрытого факторинга.
Факторинг называется внутренним (domestic factoring), если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране.
Факторинг называется внешним (чаще используется название международный факторинг)(international factoring), если поставщик и его клиент являются резидентами разных государств.
Вопрос 4. Планирование и регулирование денежного обращения.
Необходимость планирования и регулирования денежного обращения определяется следующим: государство должно стремиться к установлению пропорционального соотношения между объемом реализованных товаров, суммой предстоящих платежей и количеством денежных знаков, необходимых для обращения товаров и совершения платежей.
Решение этой задачи требует планирования и регулирования денежного обращения в стране.
Задачи планирования и регулирования денежного обращения:
1. Определение количественных изменений денежной массы (размера выпуска или изъятия денег из обращения) в масштабах всей страны.
2. Определение количественных изменений в денежном обращении отдельных регионов страны.
3. Расчет величины и структуры денежных доходов и расходов населения.
Объекты планирования и регулирования денежного обращения:
1. Величина и структура денежных доходов и расходов населения.
2. Покупательный фонд населения.
3. Сбережения населения.
4. Объем и структура налично-денежного оборота.
5. Масса денег в обращении.
6. Территориально-количественные изменения в денежном обращении.
Планирование и регулирование денежного обращения в нашей стране осуществляются с помощью двух планов денежного обращения: • баланса денежных доходов и расходов населения; • кассовых планов. Основные методы планирования и регулирования денежного обращения: • балансовый; • нормативный; • экономико-математический; • статистический и пр.