Билет. Понятие инвестиционного проекта
Инвестиционный проект – это обоснование экономической целесообразности объёма и сроков осуществления капитальных вложений, включая проектную документацию, разработанную в соответствии с законодательством и утверждённую в установленном порядке.
Классификация инвестиционных проектов:
1) По масштабу инвестиций:
-мелкие -средние -крупные -мегапроекты
2) по поставленным целям
-снижение издержек -уменьшение риска
-получение дохода от расширения производства
-выход на новые рынки -диверсификация деятельности
-на социальный эффект -экономический эффект
3) по степени взаимосвязи
-независимые -взаимосвязанные -альтернативные
4) по степени риска
-рисковые -безрисковые
5) по срокам реализации
-краткосрочные(до 3 лет) -среднесрочные(3-5 лет) -долгосрочные(>5 лет)
Жизненный цикл проекта включает 3 стадии:
1 стадия: начальная(прединвестиционная стадия):
1 этап: прединвестиционные иследования должны дать полную характеристику инвестиционного проекта. данный этап включает следующие мероприятия:
1 мероприятие: -формирование инвестиционного замысла(идей) или поиск инвестиционных концепций предусматривает:
А) выбор и предварительное обоснование идей
Б) инновационный, экологический анализ технического решения, организация производства которая предусмотрена намеченным проектом(ресурсы, услуги, техника)
В) предварительные согласования инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми органами.
Г) предварительный отбор предпр-я, способного реализовать проект.
2 этап: предпроектные или подготовительные исследования инвестиционных возможностей включают:
-предварительное изучение спроса на продукцию или услуги
-оценку уровня текущих и прогнозных цен на продукцию(условий)
-подготовку предложений по составу участников проекта
-оценку предполагаемого объёма инвестиций и предварительную оценку их коммерческой эффективности
-подготовку контрактной документаций на проектно-изыскательской работы
-подготовку инвестиционного предложения для потенциального инвестора.
3 этап: технико-экономическое основание проекта или оценка по технико-экономической и финансовой приемлемости проекта, предусматривает:
А) проведение маркетингового исследования(анализ спроса и предложения, цены, основных конкурентов и тд)
Б)подготовка программы выпуска продукции
В) подготовка пояснительной записки по основанию инвестиционных возможностей
Г) разработка технических решений(анализ состояния технологий, состав оборудования, загрузка действующих производственных мощностей, предложения по модернизации производства)
Д) описание организации строительства
Е) подготовку сметно-финансовой документации, включая оценку издержек расчётного капитального вложения, расчётных годовых поступлений от деятельности предприятия.
ж) оценку рисков связанных с осуществлением проекта
4 этап: подготовка оценочного заключения и принятие решений об инвестировании. После завершения разработки технико-экономического обоснования проекта, его участники дают собственную оценку предполагаемых инвестиций в соответствии с целями и возможными рисками, затратами и доходами. Стоимость прединвестиционных исследований в общей сумме капитальных затрат составляют от 0,7% для крупных проектов, до 5% при небольших объёмов инвестиций.
2 стадия: инвестиционная(строительная) включат:
1) Проведение торгов и заключение контрактов
2) Организацию закупок и поставок
3) Строительно-монтажные работы
4) Завершение строительной фазы проекта
3 стадия: эксплуатационная стадия включает:
-эксплуатацию -ремонт -развитие производства -закрытие проекта
13 билет бизнес план инвестиционного проекта
Под бизнес-планом понимается документ, содержащий в структурированном виде всю информацию о проекте, необходимую для его реализации. Это основной документ, где описаны аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализируются проекты, с которыми может столкнуться фирма и определены способы их решения.
Он помогает предпринимателям и финансистам лучше изучить ёмкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты по изготовлению продукции(услуг) и соизмерить их с возможными ценами реализации, чтобы определить потенциальную прибыльность от задуманного проекта(дела). Правильно составленный бизнес-план отвечает на вопросы: стоит ли вкладывать деньги в данный проект и окупятся ли все затраты.
В процессе разработки бизнес-плана сначала формируют доходную часть проекта(цены, рынок, продажи), а затем расходную - затраты на приобретение оборудования(инвестиционные затраты, затраты на материалы,з/пл и тд.-текущие затраты) после этого переходят к расчётам эффективности проекта с учётом фактора инфляции и риска. Е включает инфляцию и риск.
Примерная структура бизнес-плана
1) Титульный лист
2) Меморандум о конфиденциальности
3) Краткая информация о проекте
4) Раскрывается суть и эффективность проекта. Основные источники его финансирования
5) текущее состояние,, организационная структура, учредители, персонал и достижение предприятия, место его на рынке, клиенты и партнёры.
6) Область применения данной продукции, её технические характеристики, конкурентноспособность и тд.
7) Маркетинг и сбыт продукции – рассматривает требование, потребителей продукции, стратегии продвижения на рынок и ценовую политику, а также возможных конкурентов
8) Производственный план – анализируются возможности осуществления производства по проекту, т.е. наличие площадей, технологий, необходимых ресурсов, включая кадровое обеспечение.
9) Организационный план- даёт представление о команде управления проектом и ведущих специалистов, о возможных партнёров о реализации проектов
10) Финансовый план - содержит нормативы для проведения финансово-экономических расчётов, приводят калькуляцию себестоимости продукции, определяют источники финансирования и схему выплат по кредитам.
11) Раскрывает направленность и значимость проектов: включает показатели эффективности реализации проектов
12) Описывает предпринимательские риски и форс-мажорные обстоятельства. Приводятся гарантии по возврату средств инвесторов.
13) Приложение в бизнес-план. Включают документы, подтверждающие или дополняющие информацию, содержащую в бизнес-плане(копии документов, оригиналы предъявляются по дополнительному требованию инвесторов)
Главной задачей, стоящей перед разрабодчиками бизнес-плана проекта является привлечение внешних инвесторов.