Индексы цен в секторах экономики России (в разах к предыдущему году)1

Показатели 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Индекс потреби- тельских цен 9,4 3,2 2,3 1,1 1,8 1,4 1,2 1,2 1,12 1,11 1,09 1,12 1,13
Индекс цен на промышленную продукцию 10,0 3,3 2,7 1,1 1,2 1,7 1,3 1,1 1,13 1,13 1,1 1,25 0,93
Индекс цен на сельскохозяйст- венную продук- цию 8,1 3,0 3,3 1,1 1,1 2,0 1,22 1,18 1,25 1,03 1,1 1,3 1,02
Индекс цен в капитальном строительстве 11,6 5,3 2,5 1,1 1,1 1,5 1,36 1,14 1,1 1,12 1,12 1,17 1,17
Индекс тарифов на грузовые перевозки 18,5 3,6 2,7 1,0 1,2 1,2 1,5 1,36 1,2 1,17 1,16 1,17 1,41

Инфляция оказывает отрицательное влияние на общество в целом, так как она ведет к значительному ухудшению экономи- ческого положения: падают объемы производства; происходит перелив капитала из производства в торговую спекуляцию, в посреднические операции (где можно получить большую при- быль и легче уклониться от налогообложения), обесцениваются финансовые ресурсы государства.

При инфляции возникает социальная напряженность в обществе в связи с тем, что происходит перераспределение на- ционального дохода в ущерб менее обеспеченных слоев общества, снижаются реальные доходы населения, обесцениваются сбере-

Индексы цен в секторах экономики России (в разах к предыдущему году)1 - student2.ru

1 По данным Госкомстата России: Статистический ежегодник. 2000.

С. 559; 2004. С. 34; Россия в цифрах. М.: Росстат, 2009. С. 33, 34.

жения граждан. Она ложится тяжелым бременем на социально незащищенные слои населения.

Происходит занижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Так, в 1960–1970 гг. 1 долл. США приравнивался к 0,90 руб. (округленно), в 1997 г. курс доллара достиг уровня 5,56 руб.; в январе 2000 г. Цент- ральный банк РФ установил новый курс доллара США: 1 долл. США был приравнен к 28,52 руб., в июне 2001 г. — к 29,12 руб., в декабре 2003 г. — к 29,45 руб., в декабре 2005 г. — к 28,78 руб., в декабре 2006 г. — к 26,33 руб. и в декабре 2007 г. — к 24,55 руб. и в декабре 2008 г. — 29,38 руб.

3. Рост неплатежей как государства, так и предприятий (организаций). Кризис неплатежей находит свое выражение в дебиторской и кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность — задолженность по расче- там с дебиторами за товары, работы и услуги; по расчетам с бюджетом, с персоналом по прочим операциям (задолженность работников предприятия по предоставленным им ссудам за счет средств предприятия или банковского кредита), задолженность подотчетных лиц и др.

Дебиторская задолженность предприятий и организаций, по данным Росстата, составляла в 1995 г. 362 млрд деноминиро- ванных рублей, в 2000 г. она возросла до 916 млрд руб., а на конец 2008 г. она составляла 13 783,1 млрд руб. Ее распределение по видам экономической деятельности приведено в табл. 18.12.

Кредиторская задолженность — задолженность по расчетам с кредиторами за товары, работы, услуги, в том числе поставщикам и подрядчикам за полученные материальные ценности, по выданным векселям, задолженность рабочим и служащим по оплате труда, по расчетам с бюджетом и целевыми государственными фондами, по полученным авансам. Частым явлением стала несвоевременная выплата заработной платы рабочим предприятий и работникам бюджетных учреждений (учителям, врачам, работникам культуры, высших и средних образовательных учреждений).

Кредиторская задолженность предприятий и организа- ций, по данным Росстата, составляла в 1995 г. 483 млрд дено-

Таблица 18.12

Распределение кредиторской и дебиторской задолженностей предприятий и организаций по видам экономической деятельности на конец 2008 г. (в %)1

Наименование показателей Всего В том числе
обрабатывающие производства сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство строительство транспорт и связь оптовая и розничная торговля; ремонт автосредств и бытовых изделий операции с недви- жимым имуще- ством, аренда и предо- ставление услуг
Кредиторская задолженность 25,3 2,0 13,3 8,0 22,1 12,0
Дебиторская задолженность 25,4 1,7 8,6 8,7 26,4 11,2

минированных рублей, в 2000 г. она составила 1517 млрд руб., а на 1 января 2009 г. — 13 353 млрд рублей. Ее распределение по видам приведено в табл. 18.12.

4. Внешняя задолженность государства. В 1985 г. внешняя задолженность составляла 23,8 млрд долл., в 1990 г. она увели- чилась до 59,8 млрд долл., в 1993 г. — до 80 млрд долл. На конец 2000 г. общий внешний долг Российской Федерации достигал значительных размеров — более 150 млрд долл.1

Государственный долг России существенно затрудняет ее выход из затянувшегося экономического кризиса. Только сум-

Индексы цен в секторах экономики России (в разах к предыдущему году)1 - student2.ru

1 На начало 2008 г. в связи с резким увеличением заимствования негосударственным сектором общий внешний долг составлял 465,4 млрд долл. и на 01.01.2009 г. — 484,7 млрд долл.

Индексы цен в секторах экономики России (в разах к предыдущему году)1 - student2.ru

1 Россия в цифрах. 2009. С. 408–409.

ма выплат процентов по внешним кредитам в последнее время ежегодно составляла 15–17 млрд долл.1

5. Снижение валового внутреннего продукта, который харак- теризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для потребления, накопления и экспорта.

Валовой национальный продукт в 2000 г. по сравнению с 1990 г. сократился в России более чем в два раза и в 2006 г. еще был ниже уровня 1990 г. (в 2008 г. — лишь 109% к уровню 1990 г.).

Проявление признаков кризиса финансовой системы нега- тивно сказывается на развитии промышленного и сельскохозяй- ственного производства, жизненном уровне трудящихся.

Основными направлениями преодоления кризисных и иных негативных явлений в финансовой системе являются:

· во-первых, необходимо принять решительные меры по обеспечению роста реального сектора экономики на основе задействования научно-технического и интеллектуального по- тенциала страны;

· во-вторых, добиваться эффективного использования бюд- жетных средств, сокращения непроизводительных расходов, в том числе на содержание административно-управленческого аппарата (министерств, ведомств, Администрации Президента РФ), увеличения доходной части бюджета за счет упорядочения налоговой системы, уменьшения количества налогов и увеличе- ния собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Упорядочение налоговой системы должно быть направлено на создание благоприятных условий для обеспечения капиталов- ложений и, следовательно, оживления производства;

· в-третьих, следует добиться укрепления денежного об- ращения в стране. С этой целью Правительство РФ должно вы- работать реальную антиинфляционную политику. В комплексе

мер следует предусмотреть контроль за ценами и заработной

Индексы цен в секторах экономики России (в разах к предыдущему году)1 - student2.ru

1 По заявлению зам. министра финансов России Д. Панкина в IV квар- тале 2008 г. негосударственному сектору предстоит отдать как минимум 50 млрд долл. на погашение внешних долгов. И в начале 2009 г. предстоит находить еще около 20 млрд долл. (Российская газета. 2008. 6 окт.)

платой путем установления пределов их роста. Определяющее значение в борьбе с инфляцией имеет, конечно, рост выпуска товаров с учетом спроса населения;

· в-четвертых, укрепить финансовую дисциплину, упоря-

дочить расчеты между предприятиями. Необходимо навести порядок в банковской системе.

Необходимо добиться рентабельной работы предприятий промышленности и сельского хозяйства. Рентабельность пред- приятий характеризует эффективность их деятельности, что является необходимым условием рыночных отношений. Пока же убыточные предприятия составляют довольно большой удельный вес. По данным Росстата, удельный вес убыточных предприятий в 1995 г. составил 36%. На начало 2000 г. в стране убыточных предприятий и организаций было 40,8%, в том чис- ле в промышленности — 39,1, сельском хозяйстве — 52,7, на транспорте — 47%. К началу 2009 г. численность убыточных организаций, хотя заметно сократилась, но составила 25,2% от общего количества, в том числе в сельском хозяйстве — 20,9%, в обрабатывающем производстве — 25,8%, в строительстве — 18,7%, на транспорте и связи — 32,6%;

· в-пятых, устранению кризисных явлений в финансовой

системе будет способствовать выплата внешних долгов.

Одна из важных задач — добиться прекращения оседания в зарубежных банках части выручки от экспорта отечествен- ного сырья и продукции, выработанной в России, которая, по сообщениям зарубежной печати, составляет от 15 до 20 млрд долл. ежегодно.

В целом, безусловно, преодоление кризисных явлений в финансовой системе может быть достигнуто на основе роста промышленного и сельскохозяйственного производства. Для решения этой глобальной проблемы необходима, как справед- ливо указывают ученые Академии наук России, корректировка курса экономического развития страны, разработка плана вос- становления народного хозяйства и дальнейшего развития на инновационно-инвестиционной основе.

Подробнее данная проблема изложена в гл. 17 п. 17.1.

Контрольные вопросы

1. Какова сущность интеграционных процессов и структура мирового хозяйства?

2. Каковы формы международных экономических отноше- ний между субъектами мирового хозяйства?

3. В чем заключается роль финансов в развитии междуна- родной торговли?

4. Какие страны СНГ имеют наибольший удельный вес во внешнеторговом обороте с Россией?

5. Каковы основные формы вывоза капитала за рубеж?

6. В чем заключается сущность международных валютных отношений?

7. Какая валюта называется свободно конвертируемой ва- лютой?

8. Кто устанавливает курс валют в стране?

9. Какова динамика курса доллара и рубля?

10. Какая денежная единица в Европейском сообществе стран?

11. Какие наиболее крупные кредитно-финансовые органи- зации функционируют в современном мире?

12. В чем заключается роль Международного валютного фонда?

13. В чем заключается роль Международного банка реконс- трукции и развития?

14. Что понимается под платежным балансом?

15. В чем заключается проблема неплатежей России и ка- ковы пути ее решения?

16. Какие признаки кризиса проявлялись в финансовой системе Российской Федерации в условиях реформирования экономики?

17. Назовите основные пути преодоления кризисных явле- ний в финансовой системе России.

18. Что нужно сделать для решения проблемы внешней задолженности России?

I'JiaBIIhlli pe,n;aKTop -A. E. U.11./1,apuouoea

Xy,n;o:>KID1K -B. A. Aumunoe

BepcTR:a -A.A. To.11./1,U

KoppeKTop -B. III. Mep3JU£1wea, A. <P . IIu.nyuoea

OTBeTCTBeHHhI:tt 3a BhmycK - A. <P. IIu.nyuoea

Y1le6uoe u3aauue

HemnToiii AHaToJIJ1j;j: CeMeHOBHq,

Boc1woo:iiimuws HKoB Mmrn:ttJIOBHq cl>JrnaHChI

CaHMTaptto- rrn:,n;eMMOJIOrJ1qecKoe 3a1unoqeHJ1e

N<! 77.99.60.953.,U.007399.06.09 OT 26.06.2009 r.

IIo.n;rrncatto B rreqaTh 14.09.2011. <PopMaT 60x84 1/16. IleqaTh o¢ceTHa.H. B)'Mara ra3eTHa.H. Ileq. JI. 32,5.

TMpam 1000 Ka.

113,n;aTeJibcKo-ToproBa.H Kopnopa11MH «.UamKoB M K0 »

129347, MocKBa, HpocJiaBcKoe rnocce, .n;. 142, K. 732.

,UJIH IIJ1CeM: 129347, MocKBa, n/o M-347 .

TeJI./¢aKc: 8(499) 182-01-58, 182-11-79, 183-93-01.

E-mail: sales@dashkov .ru -OT,n;eJI rrpo.n;am; [email protected] -o¢Mc; http://www.dashkov.ru

OrrreqaTaHO B COOTBeTCTBJ1J1 c Kal:!eCTBOM rrpe.n;ocTaBJieHHbIX ,n;HaII03J1TJ1BOB B cl>f YII «1IpoH3Bo,n;cTBeHHo-H3,n;aTeJibCKHJ>l: KOM6HHaT B11H11TJ1»,

140006, r. JII06epIV>I MocKoBcKol>l: o6JI., 0KTH6pbCKHJ>l: np-T, 403. TeJI.: 554-21-86

Наши рекомендации