Основные виды отчетности фирмы

Успех коммерческой деятельности во многом зависит от выбора контрагента и его надежности. Изучение оперативной и финансовой отчетности зарубежных фирм позволяет выявить тенденции их развития, оценить экономические и финансовые возможности, а также научно-технический уровень выпускаемой ими продукции и конкурентоспособность. Все это определяет условия контракта. Даже при одинаковых контрактных условиях сотрудничество с одной фирмой может быть более выгодным, чем с другой. Кроме того, анализ показателей деятельности зарубежных фирм дает возможность выяснить их заинтересованность в установлении деловых отношений с партнерами из Украины, оценить их платеже- и кредитоспособность.

Важно определить престиж фирмы, знать, насколько добросовестно она выполняет свои обязательства. Авторитет фирмы, даже самой малой, обычно хорошо известен в деловом мире.

Наиболее полную информацию можно получить об акционерных обществах, поскольку в соответствии с законом они ежегодно публикуют отчеты о своей деятельности либо в определенных периодических изданиях, либо в виде отдельных брошюр. Фирмы, имеющие другие правовые формы, не подвержены публичной отчетности, однако часто с целью рекламы публикуют данные о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности в печати или предоставляют эти данные информационно-справочным агентствам.

Годовой отчет фирмы представлен разделами, включающими следующие вопросы:

  1. производство и реализация продукции по основным товарным группам, в отдельных случаях указываются характер и объем зарубежных операций;
  2. объем и основные направления капиталовложений;
  3. научно-исследовательская деятельность;
  4. изменения в организационной структуре;
  5. руководящий состав;
  6. основные дочерние компании;
  7. финансовые результаты деятельности.

Следует отметить, что вопросы производства, научно-исследовательской работы, организационной структуры и другие могут освещаться в произвольной форме по усмотрению руководства фирмы. Однако финансовая отчетность (имеется в виду структура отчета и характер информации) регламентируется законом.

Финансовый отчет –это важная и обязательная часть годового отчета, задача которого является обеспечение сбора данных о финансовом положении и результатах финансовой деятельности; изменениях в финансовом положении; результатах управления предприятием и подотчетности руководства.

К финансовым данным предъявляются следующие требования, характеризующие их полезность:

· ясность – предполагается, что пользователи имеют достаточное представление о деятельности предприятия;

· существенность – информация используется при принятии решений, помогает дать оценку прошлым, настоящим и будущим результатам деятельности;

· надежность – отсутствие существенных ошибок и отклонений от истины, достаточно благоразумное и осторожное ведение дел;

· сопоставимость – систематическая сопоставимость позволяет определять тенденции эффективности функционирования компаний, при этом измерения должны быть согласованными и последовательными.

В то же время финансовая информация должна иметь ограничения:

· по срокам отчетность может быть ежедневной, еженедельной, ежеквартальной или ежегодной; промедление может влиять на существенность информации;

· по результатам и затратам: суммарные результаты, полученные от использования этих данных, должны превышать затраты на ведение учета; нецелесообразно перегружать данные, указывая слишком много подробностей.

Вот некоторые типичные виды отчетности по срокам исполнения: денежные средства – ежедневно (наличность, касса); объем продаж – ежедневно, еженедельно, ежемесячно; текущие управленческие отчеты – ежемесячно, ежеквартально; финансовые отчеты – раз в полгода, ежегодно.

Основными документами финансовой отчетности являются баланс и счет прибылей и убытков.

Баланс (Ваlаnсе Shееt) отражает в стоимостном выражении активы фирмы и источники их формирования. Составленный на основе данных бухгалтерского учета баланс разделен на актив и пассив. Показатели актива группируются по составу и размещению средств, а пассив – по источникам формирования средств. В годовых отчетах баланс составляется на начало и конец финансового года.

В актив входят такие основные статьи, как оборотные активы (Сurrеnt аssеts) и необоротные активы (nоn-сurrеnt assets, capital assеts), а в пассив – заемный капитал (в том числе краткосрочная долгосрочная задолженность) и собственный капитал. Фирма использует заемный капитал (liаbilitiеs) – это различные займы и кредиты (банковский, коммерческий и др.). В балансах фирм заемный капитал показан в виде задолженности, в зависимости от сроков погашения, поэтому различаются краткосрочная и долгосрочная задолженность.

Долгосрочная задолженность (lоng-term liаbilitiеs; lоng-tеrm dеbt) фирмы – срок погашения более одного года. Это долгосрочные кредиты банков, облигационные займы, авансы других фирм, долгосрочные векселя. Например, выпуск облигационных займов довольно широко распространен, привлечение заемного капитала в форме эмиссии облигационных займов по законодательству разрешается только тем фирмам и акционерным обществам, правовое положение которых регулируется соответствующим законом.

На общем собрании акционеров принимается решение о выпуске облигаций. По выпущенным в обращение облигациям выплачивается установленный процент. Облигации могут быть обеспечены залогом ценных бумаг или имущественных ценностей, а могут выпускаться и без обеспечения. Облигации, как и ценные бумаги, можно покупать и продавать. Если облигации по желанию их владельцев могут быть обменены на акции данной фирмы, то они называются конвертируемыми.

Долгосрочные векселя обычно выдаются, когда компания покупает товары в кредит. По векселю компания обязуется выплатить указанную сумму в установленный срок, который не должен превышать пяти лет.

В раздел баланса “Долгосрочная задолженность” включаются также задолженности по ссудам и авансам, взятым у государственных или частных фирм.

Краткосрочная задолженность (сurrеnt liаbilitiеs; shоrt-tеrm liаbilitiеs) фирмы – срок погашения в течение следующего финансового года. Это краткосрочные кредиты банков и других кредиторов, задолженность фирмы по налогам, дивидендам, процентам, заработной плате и так далее. Здесь также фиксируются заранее полученные денежные поступления от клиентов до поставки им товаров или оказания услуг (то, что у нас сейчас называется предоплатой). Это полученные авансом рента и проценты. Такую задолженность возвращают не оплатой денежными средствами, а покрывают поставками товаров или оказанием услуг. С ростом операций фирмы доля краткосрочной задолженности в пассиве баланса возрастает.

Собственный капитал (stоckholdеrs' еquity; shаrе оwnеrs' еquitуnеt wоrth) отражает поступление в распоряжение фирмы вкладов акционеров (акционерный капитал), дополнительного капитала и капитализированной прибыли.

В самый начальный период образования компании единственным источником финансирования ее деятельности являются вклады акционеров, т.е. акционерный капитал.

Уставом компании оговорена сумма акционерного капитала, на которую компания имеет право выпустить акции. Обычно не все акции выпускаются сразу, поэтому в балансе отражается сумма оплаченного акционерного капитала по номинальной стоимости акций (gооdstаnding сарital). С эмиссией новых акций балансовая стоимость акционерного капитала увеличивается на сумму их номинальной стоимости. Если же компания выкупает свои акции, эта статья уменьшается.

Акционерный капитал отражается в пассиве баланса потому, что акционеры, вкладывая свои деньги в акции компании, как бы предоставляют ей ссуду. Но, приобретая акции, акционеры становятся совладельцами фирмы, а инвестированный капитал – совместной собственностью. Акционер может продать акцию, но не может требовать от компании возврата своего вклада, т.е. возмещения собственности акции. Поэтому средства, полученные от реализации акции, являются собственным капиталом компании.

Источниками увеличения собственного капитала фирмы являются также следующие поступления, не связанные с коммерческой деятельностью:

· эмиссионный доход (раid-in surрlus), получаемый за счет разницы между номинальной стоимостью акций и ценой, по которой они фактически реализованы;

· дополнительный капитал (сарitаl surрlus), который может быть получен фирмой от продажи части активов по цене, превышающей их балансовую стоимость, или от приобретения фирмой активов другой компании по цене ниже их балансовой стоимости;

· дарения в денежной, имущественной и других формах, носящие случайный характер.

В первые годы деятельности компании основным источником ее финансирования является акционерный капитал. В дальнейшем важнейшим источником получения средств становится прибыль. Часть полученной прибыли фирма выплачивает акционерам в виде дивидендов, а часть прибыли капитализируется – идет на расширенное воспроизводство капитала. Капитализированная прибыль отражается в пассиве баланса в разделе “Собственный капитал”.

В балансах американских фирм капитализированная прибыль проводится обычно одной статьей – “Нераспределенная прибыль” (Rеtаinеd eаrnings), а в балансах английских и французских фирм – статьей “Резервы” (Rеsеrvеs). Следует отметить, что “резервные” статьи баланса не всегда означают, что компания имеет в резервах названные суммы. Просто эту часть прибыли акционеры не получили в форме дивидендов, а эти средства были использованы фирмой как вложения в основной капитал, в ценные бумаги и другие формы финансирования. Эти статьи, как и весь раздел “Собственный капитал”, отражают, какая часть имущества фирмы принадлежит акционерам и какую сумму они получат при ликвидации фирмы.

Фирмы создают реальные резервы. Осуществляется это за счет получаемых доходов, чтобы обновить основной капитал, покрыть убытки так далее. По законодательству ряда стран фирмы обязаны создавать резервы, при этом им предоставляются налоговые льготы. Так, например, резервирование капитала из прибыли на покрытие убытков и расходов (рrоvisiоns рour pеrtеs еt сhаrgеs) носит характер оценочных резервов. Они образуются, когда потери или расходы вполне вероятны, но их нельзя рассчитать заранее. В этом случае резервирование капитала носит произвольный характер и законодательством не оговорено. Оценочные резервы формируются на основе решения руководства фирмы. В этом их отличие от других отчислений от прибыли, отражаемых в разделе “Собственный капитал”, которые осуществляются решением общего собрания акционеров.

Практика отчисления от прибыли в “резервные” статьи широко распространена в акционерных компаниях развитых стран. При этом появляется возможность оставлять в распоряжении фирмы большую часть прибыли и распределять ее в виде дивидендов между акционерами. Фирмы тем самым увеличивают собственный капитал без дополнительного выпуска акций и могут использовать собственный капитал (по существу полученный за счет акционеров) для различного рода инвестиций.

Если пассив баланса отражает источники поступления капитала, характер задолженности, то актив баланса фирмы – структуру и размещение активов в связи с их функциональной ролью в процессе производства.

Необоротные активы отражают вложения в основной капитал и ценные бумаги других фирм. В данный раздел включается статья “Неосязаемые активы” (Intаngiblе Аssеts).

В балансе отражается первоначальная балансовая стоимость капитала, так как основной капитал изнашивается и утрачивает часть своей стоимости в процессе производства. Указываются также амортизационные отчисления и остаточная стоимость основного капитала (fiхеd аssеts).

Основной капитал отражен в балансе одной или несколькими статьями. Отражаются затраты на покупку земельных участков, строительство зданий, приобретение машин и оборудования, транспортных средств и т.д. Как видно из самого перечня, эта статья (или статьи) отражает затраты фирмы на приобретение таких средств производства, срок износа которых больше одного года. В раздел “Необоротные активы” включается также стоимость земельных участков.

Статья “Инвестиции” (Invеstmеnts) отражает средства, вложенные фирмой в акции других компаний. В основном это вложения в акционерный капитал ассоциированных фирм, доля участия которых менее 50%. Вложения в капитал дочерних фирм отдельно в балансе не отражаются, так как их отчетность объединена с отчетностью головной компании. Если же фирмы предоставляют ссуды и авансы своим дочерним компаниям или покупателям их продукции на срок более одного года, то эти средства отражаются в статье “Авансы и ссуды”.

Важной является статья “Неосязаемые активы”. Это авторитет фирмы, популярность торговой марки, секреты производства, патенты, модели, издательские права и т.п. В этой статье отражаются элементы активов, не имеющие физической, натуральной формы, но имеющие неосязаемую ценность. И в этой ценности заключена репутация фирмы. В случае продажи фирмы или при слиянии с другими фирмами репутация приобретет “материальный вес”. По определению стандарта BSV-I принятого в 1988 году и дополненного в 1991, ставшего концентрацией опыта Американского Общества Оценщиков (ASA), термин “гудвилл” (Goodwill) определяется как “доброе имя” фирмы - нематериальные активы компании, которые складываются из престижа предприятия, его деловой репутации, взаимоотношения с клиентурой, местонахождения, номенклатуры производимой продукции и др. Эти факторы отдельно не выделяются и/или не оцениваются в отчетности предприятия, но служат реальным источником прибыли.

В оборотные активы или оборотный капитал (сurrеnt аssеts) включаются наличные средства фирмы, материальные запасы, предметы труда. Стоимость их переходит на готовую продукцию в течение года.

Основные статьи этого раздела баланса следующие:

“Наличность” (Саsh) – отражает имеющиеся у фирмы наличные средства (кассовая наличность, чеки, счета в банке). Эти средства могут быть немедленно использованы для текущих платежей.

Статья “Быстро реализуемые ценные бумаги” (Маrkеtablе Sесuritiеs) – отражает вложения временно свободных денежных средств в различные ценные бумаги. Чаще всего это облигации государственных займов, которые при необходимости всегда могут быть проданы и превращены в наличные деньги. Следует учитывать, что вложения в ценные бумаги государства дают право на льготы при уплате налогов с прибыли.

Фирмы стремятся, чтобы объем денежных средств и количество быстро реализуемых ценных бумаг постоянно росли, так как в условиях неустойчивости экономики необходимо поддерживать высокий уровень ликвидности платежных средств, покрывать возможные расходы и иметь средства для необходимых капиталовложений.

Статья “Дебиторская задолженность” (Dеbtor Indеbtеdness) включает авансы поставщикам, задолженность покупателей и других дебиторов со сроком погашения менее года. У многих компаний дебиторская задолженность довольно велика, так как широко распространена продажа продукции в кредит.

В статье “Материально-производственные запасы” (Сurrеnt Rесеivаbles). отражены объемы готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, незавершенное производство и неоконченные работы. Реализация материально-производственных запасов может потребовать длительного времени.

“Расходы, оплаченные авансом” (Рrераid Ехреnsеs). Если такая статья включена в состав оборотных активов, то в ней отражены права компании на получение заранее оплаченных услуг. К ним относятся рента, страховые премии, комиссионные и т.д.

Эффективное управление капиталом означает более тщательный контроль за движением денежных средств. Выгоды от этого проявляются в наличии свободных денежных средств, снижении затрат предприятия.

Следует стремиться к сокращению оборотного капитала до необходимого минимума без ущерба для предприятия. Однако при этом необходимо решить следующие вопросы: можно ли сократить затраты так, чтобы это не отразилось отрицательно на доходах предприятия; можно ли сокращение затрат превратить в повышение валовой прибыли; не нанесут ли краткосрочные сокращения непоправимый вред.

При неэффективном управлении оборотным капиталом недостаток наличности может быть обусловлен следующими причинами:

· незапланированной потребностью в свободных денежных средствах;

· низкой прибыльностью;

· чрезмерным расширением продаж;

· слабым кредитным контролем;

· ранними платежами;

· избытком запасов;

· слишком щедрыми условиями кредита.

Особо важное значение приобретает совершенствование управления запасами. Так, затраты на содержание избыточных запасов влекут за собой:

§ потерю процентов с вложенного капитала,

§ расходы на хранение,

§ расходы на страхование,

§ устаревание и порчу (физический износ),

§ непроизводительные расходы,

§ расходы на меры по защите от хищений и мелких краж.

Необходим контроль за уровнем запасов, для чего следует точно определить минимальный уровень запасов. Следует помнить, что избыток запасов дорого обходится, а их недостаток пагубно сказывается на деятельности предприятия. Избыток запасов создается, если их движение медленное или ниже среднего для данного вида производства, какие-либо материалы или изделия слишком долго “пылятся на полках”; запасы занимают все большее пространство. Отслеживать уровень запасов позволяет постоянный сбор данных об их использовании, в частности, о спросе на материалы сезонного характера, пиках и падениях уровня использования материалов, времени от закупки материалов до их использования. При решении этих вопросов необходимо учитывать такие факторы, как время реализации заказа до поставки, производственные планы, резервы товаров для реализации, прогнозы объема сбыта и производства, а также предусмотреть совершенствование прогнозирования сбыта; ускорение процесса доставки (погрузки и выгрузки); улучшение планировки складских помещений.

Итог актива баланса всегда равен итогу его пассива на конец или начало отчетного периода. Все это позволяет проводить анализ зависимости фирмы от внешних источников финансирования, структуры собственного и привлеченного капитала, а также использования капитала в хозяйственном обороте.

Балансовый отчет может быть представлен в горизонтальном и вертикальном форматах. Балансовый отчет, составленный по горизонтальному формату, обычно представляет собой двустороннюю таблицу. В левой ее части – активе – указываются состав и размещение средств, в правой – пассиве – источники финансирования деятельности.

В общем виде структура баланса предприятия выглядит так:

Таблица 1

Баланс

(наименование фирмы или предприятия)

31 декабря 2006г.

(горизонтальный формат)

Актив Пассив
Оборотные активы хх Краткосрочная задолженность хх
Необоротные активы хх Долгосрочная задолженность хх
    Собственный капитал хх
Итого актив хх Итого пассив хх

По такой форме составляют баланс фирмы США, ФРГ, Италии и ряда других стран. Хотя методический подход к составлению баланса во всех странах одинаков, само расположение статей может различаться. Так, в ряде английских фирм пассив баланса расположен слева, а актив – справа; в других же английских фирмах и фирмах ряда других стран баланс составляется по вертикальной форме, когда статьи пассива идут за статьями актива, или, наоборот, сначала отражается пассив, а затем актив баланса:

Таблица 2

Баланс

(вертикальный формат)

Оборотные активы хх
Необоротные активы хх
Общие активы ххх
Краткосрочная задолженность х
Долгосрочная задолженность х
Собственный капитал х
  ____
  ххх

При составлении бухгалтерского отчета по вертикальному формату статьи пассива вычитаются из статей актива.

Таблица 3

Баланс

(вертикальный формат)

Оборотные активы x
За вычетом:  
Краткосрочные обязательства x
Собственный оборотный капитал x
Необоротные активы x
Итого xxx

Законодательства отдельных стран могут предписывать, какой тип формата должен применяться или предоставлять компаниям право выбора. Так, в рамках Европейского Союза горизонтальный формат балансовых отчетов действует во Франции, Бельгии, Германии, Португалии, Италии, Испании, Греции. Фирма может выбирать формат бухгалтерского отчета в Люксембурге, Нидерландах, Великобритании, Ирландии, Дании. В США действует горизонтальный формат балансовых отчетов.

Счет прибылей и убытков. Прибыль или убытки? Этот вопрос не дает покоя руководителям предприятий всех форм собственности. Ответом служит разница между валовым доходом и затратами предприятия. Если валовой доход превышает затраты - предприятие получает прибыль. Если затраты превышают валовой доход - предприятие терпит убытки. Счет прибылей и убытков позволяет определить денежную стоимость выгоды от торговой деятельности фирмы за определенный период.

Наряду с балансом он является важной и обязательной формой финансовой отчетности и отражает выгоду от хозяйственной деятельности за отчетный период. Акционерные общества обычно один раз в год составляют счет прибылей и убытков для своих акционеров и налоговых органов, и публикуют его вместе с балансом, так как оба документа дополняют друг друга. Прежде всего счет прибылей и убытков отражает:

· стоимость реализованной продукции и услуг фирмы за отчетный период; издержки производства, в которых следует выделить:

§ прямые издержки, непосредственно связанные с производством изделия. Например, производство 1000 автомобилей означает, что затраты на 1000 грн. будут непосредственно отнесены на счет затрат на производство автомобилей. Они помогают определить валовую прибыль;

§ переменные издержки, относящиеся к сферам сбыта и производства (1000 автомобилей требуют 1000 грн.; производство 500 автомобилей - только 500 грн.);

§ постоянные издержки, не зависящие от сбыта и производства. Например, арендная плата и налоги, издержки на непроизводственную рабочую силу (непрямая заработная плата), лицензии. Организации с большими постоянными издержками в большей степени страдают от снижения прибыльности. Постоянные издержки - это издержки, которые компания несет независимо от результатов своей деятельности, поэтому необходимо сделать учет издержек гибким;

· административные, накладные и другие расходы;

· налог на прибыль;

· чистую прибыль;

· распределение чистой прибыли (выплата дивидендов и капитализированная прибыль).

Выделяют следующие основные формы счета прибылей и убытков. В зависимости от метода анализа расходов используются одно- и многоступенчатый форматы отчета о прибылях и убытках. В западноевропейской практике для обозначения этих методов анализа расходов применяют термины “затратный” формат и “операционный” или “функциональный” формат.

Одноступенчатая форма - сначала приводятся все поступления и доходы, а из их общей суммы вычитаются издержки производства и расходы. В итоге - чистая прибыль.

Схема одноступенчатой формы счета прибылей и убытков:

Таблица 4

Доходы (grоss incоmе): чистые продажи (net sаlеs) прочие доходы (оthеr inсоmе) Издержки производства и прочие расходы (соst оf gооds аnd оthеr ехреnsеs): себестоимость реализованной продукции (соst оf gооds sold) расходы по сбыту (sеlling ехреnsеs) административные расходы (аdministrаtivе ехреnsеs) уплаченные проценты (intеrеst раid) прочие расходы (оthеr ехреnsеs) налог на прибыль (inсоmе tах) Чистая прибыль (nеt inсоmе)

При многоступенчатой форме счета из каждой категории поступлений и доходов вычитаются соответствующие расходы и подводятся промежуточные итоги результатов деятельности. Разница между всеми поступлениями и всеми вычетами - сумма чистой прибыли или убытка. Многоступенчатый, или операционный, формат отчета о прибылях и убытках позволяет отделить операционные доходы и издержки от неоперационных, что в свою очередь обеспечивает большую информативность финансовой отчетности для пользователя.

Схема многоступенчатой формы составления счета прибылей и убытков:

Таблица 5

Продажи (sales): Минус возвраты и скидки (lеss rеturns аnd аllоwаnсеs) Чистые продажи (nеt sаlеs) Минус издержки производства (lеss соst оf gооds sоld) Итого валовая прибыль от реализованной продукции (tоtаl ореrаtind рrоfit) Минус расходы (lеss ехреnsеs): по сбыту (sеlling) административные и общие (аdministrаtivе аnd gеnеrаl) Итого прибыль от операций (ореrаting рrоfit) Прочие поступления (оthеr inсоmе) Минус прочие расходы (lеss оthеr ехреnses) Прибыль, подлежащая налогообложению (inсоmе bеfоrе tах) Налог на прибыль (inсоmе tах) Чистая прибыль (nеt inсоmе)

§ Приведем пример:

Отчет

Наши рекомендации