Формы страховых платежей в медицинском страховании
Существуют две формы страховых платежей: страховые взносы и страховые налоги.
Страховые взносы обычно вносятся страхователем непосредственно в страховой фонд (кассу, компанию) в обмен на гарантийный документ — полис. Взнос предполагает право клиента на выбор альтернативных вариантов, пусть даже ограниченный. Например, в Германии пенсионер может выбрать между скромной территориальной кассой и богатой эрзацкассой; однако если он беден, то путь в эрзацкассу для него закрыт, а его право выбора остается чисто декларативным.
Страховые налоги, как и любые другие налоги, являются обязательными сборами, установленными государством. Налоги изымаются при выплатах заработной платы или вносятся по декларации о доходах. Их величина определена законом и часто зависит от заработка. Из налогов формируются целевые фонды, которые, в свою очередь, финансируют страховые или иные программы социальной защиты.
Для конечного результата — создания эффективного финансирования служб охраны здоровья, в сущности, не так уж важен путь поступления страховых платежей через страховую организацию или через бюджетные фонды и программы. Однако с точки зрения контроля за расходованием средств разница есть. Чем ближе источник средств к уровням, защищающим интересы клиента, тем сильнее общественный контроль за их расходованием.
В Германии и Швейцарии обеспечивают обязательное страхование здоровья за счет сбора страховых взносов через страховые компании. Величина и порядок уплаты взносов достаточно жестко регламентируются государством. На добровольное страхование государственное регулирование практически не распространяется. При этом источник финансирования приближен к клиенту.
В Бельгии и Франции для финансирования обязательного страхования здоровья используют страховые налоги, которые на уровне общенациональных фондов значительно обезличиваются.
В России средства на ОМС находятся в государственной собственности, которыми управляют Федеральный и территориальные фонды ОМС. Фонды ОМС — это некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Все работодатели ежемесячно через единый социальный налог направляют 3,4% от фонда оплаты труда в территориальный фонд ОМС, а 0,2% от фонда оплаты труда перечисляют в Федеральный фонд ОМС, который использует их для обеспечения равных условий получения медицинской помощи всеми гражданами России. Федеральный фонд ОМС, обеспечивая единство системы, дотирует территориальные фонды при недостатке у них средств, вызванном объективными причинами.
Величина страховых взносов по добровольному страхованию не регламентирована, хотя и контролируется правительственными организациями, чтобы избежать недобросовестности со стороны страховщиков.
В ряде стран решение правительства по ставкам страховых налогов должно быть подтверждено парламентом. Одновременно обсуждается и величина правительственных субсидий в эту сферу.
В Бельгии предприниматель, заплатив налог за себя и за работника, выдает ему квитанцию. Работник имеет право выбрать страховую организацию, которой он сдает квитанцию. Страховая организация может получить деньги из регионального фонда только по предъявлении пакета собранных квитанций. Такой подход обеспечивает не только строгий учет налогов, но и осуществление свободного выбора страховой организации.
Во Франции для сбора налогов на региональном уровне созданы неправительственные организации, в состав которых входят представители профсоюзов и предпринимателей. Собрав налоги, они направляют их в национальные страховые фонды.
В Голландии сбор страховых платежей производится по производственному принципу в каждом из 25 секторов экономики специальными ассоциациями, включающими представителей предпринимателей и работающих. Собрав социальные налоги, каждая из ассоциаций направляет их в центральные фонды различных социальных программ. Программа страхования здоровья получает свою долю налогов. Ассоциация страховых компаний управляет фондом и программой страхования здоровья, распределяя средства между первичными страховыми организациями. Таким образом, осуществляется принцип целевого финансирования различных социальных программ. Граждане страны знают, сколько они направили средств на каждую из программ, а это исключает всякую возможность их использования на другие цели.
В ряде промышленно развитых стран страхование здоровья составляет от 20 до 50% от общей суммы страховых социальных платежей предпринимателей и от 20 до 33% платежей из заработка трудящихся.
Одной из распространенных форм участия предпринимателей в страховании здоровья работающих является так называемое групповое страхование. За 50 лет существования групповых контрактов страховые компании накопили богатый опыт в установлении цен, в изучении финансовых возможностей своих клиентов — предпринимателей. Единых расценок при групповом страховании нет. Цены меняются ежегодно. Предприниматели стремятся при перезаключении контрактов уменьшить стоимость полиса, исключая из пакетов услуги, оговаривая обязательное участие работника в оплате каждой услуги, ограничивая максимальную сумму полиса. Некоторые предприниматели отказываются от услуг страховых компаний, заключая соглашения с общественными медицинскими организациями.
Последние годы в промышленно развитых странах отмечается устойчивая тенденция к увеличению бюджетов, потребляемых здравоохранением. В Германии, например, государст-венные расходы на здравоохранение превышают 8% от ВВП. Во Франции на социальное страхование тратится около 30% от ВВП. Страхование здоровья рассматривается как часть системы социального страхования и составляет около 9,2%.
В зависимости от разных пропорций участия частного сектора, предпринимателей, местных властей и государства системы здравоохранения разных стран могут быть поделены условно на три группы.
1. Частно-страховое здравоохранение, где государственный сектор оплачивает до 50% расходов на медицинскую помощь за лечение бедных, престарелых и других незащищенных групп населения, а также на общественные противоэпидемические и профилактические нужды. Эта модель применяется в США.
2. Регулируемое законом страхование здоровья, где частные и другие страховые компании действуют в жестких границах, предписанных законами и инструкциями (кроме сферы дополнительного страхования), а доля государственных дотаций в сфере страхования здоровья достаточно велика. Это наиболее распространенная форма, существующая в ряде европейских стран, таких, как ФРГ, Франция и др.
3. Госбюджетное страхование, где страховые взносы собираются в форме обязательного налогообложения, а соответствующие суммы входят в расходную часть бюджета отдельной строкой — «здравоохранение». Распределением этих средств занимаются уже не самостоятельные страховые компании, а государственная администрация. В эту группу входят Великобритания, Швеция.
Все системы имеют свои недостатки и преимущества. Так, децентрализация ведет к росту расходов, но лучше обеспечивает развитие разнообразных форм обслуживания, новых технологий. И, наоборот, государственное регулирование и централизация помогают более экономному расходованию средств, но уменьшают доступность медицинской помощи, замедляют введение новых технологий.