Сущность и функции государственных финансов
Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.
Сущностьгосударственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по по-24
воду распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.
В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (схема 1).
Схема 1
Государственные и муниципальные финансы
Финансы
федеральных
органов власти
Финансы органов власти субъектов РФ
Финансы органов местного самоуправления
Федеральный бюджет
Ф
Внебюджетные фонды государства
Ф
Государственный кредит
Ф
Финансы казенных
и государственных
унитарных
предприятий
Бюджеты субъектов РФ
Ф
Внебюджетные фонды субъектов РФ
Ф
Кредит субъектов РФ
Ф
Финансы
государственных
унитарных предприятий
субъекта РФ
Муниципальные бюджеты
ф
Внебюджетные фонды местных органов власти
Ф
Муниципальный кредит
Ф
Финансы
муниципальных
унитарных предприятий
Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.
В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней — федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности
бюджетов существуетсистема перераспределениясредств между бюджетами разных уровней.
Государственные и муниципальные финансы играют важнуюэкономическую, социальную, политическую роль ивыполняют несколько функций.
Прежде всегоэто функция перераспределения. Благодаряэтой функции происходит концентрация денежных средствв руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляетсячерез систему централизованных фондов. Ее результатомявляется:
1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью(например, из промышленности в сельскоехозяйство);
1) содержание за счетбюджета учреждений непроизводственной сферы;
3 ) перераспределение доходов м е ж д у различными социальными i руппами населения;
4) перераспределение доходов между различными территори-альными образованиями.
Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.
Б ю д ж е т н ы й фондобразуется за с ч е тналогов, займов, доходов отгосударственной собственности.Через налоги государствоможет либо сдерживать экономическую активность и частноепотребление, либо, наоборот, стимулировать их. Тоже касается государственных займов,производительное использование к о т о р ы х м о ж е т стимулироватьрост национальною дохода, а непроизводительноеотвлекать и без того дефицитныересурсы на выплатупроцентов но долгам. Формирование государственной собственности способствуетразвитию инфраструктуры и сферыобщественных услуг, необходимых для нормального функционирования национальногохозяйства и обеспечения доступности общественныхблаг для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферыобщественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводитк снижению их уровня жизни.
Использованиебюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участни-26
ков воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге — служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле.
В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:
1) контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
3) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях эко-
номики.Благодаря этому бюджет может «сигнализировать»о том. как поступают враспоряжение государства финансовыересурсы отразных субъектов хозяйствования, соответствует лиразмер централизуемыхресурсов государства объему его потребностей.
Широкоепонимание контрольной функции государственных и муниципальныхфинансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленнымицелями и установленными критериями. Таким образом, речь идето реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.