Инструменты денежного рынка
Основная статья: Инструменты денежного рынка
Инструментами денежного рынка являются[2]:
1. Различные краткосрочные ценные бумаги:
o Облигации
o Казначейские (правительственные) векселя
o Агентские векселя (Агентства, спонсируемые правительством такие как гос.ипотечное учреждение и т. п.)
o Муниципальные векселя (Городские, сельские, поселковые)
o Коммерческие векселя (юридических лиц)
o Банковские векселя
o Акцептированный банковский чек
o Коммерческие бумаги (ноты)
o Депозитные сертификаты (юр.лиц)
o Сберегательные сертификаты (физ.лиц)
2. Краткосрочные кредиты
o Межбанковские кредиты
o Коммерческие кредиты
3. Сделки РЕПО — продажа ценных бумаг с условием обратного выкупа
Особенностью инструментов денежного рынка является низкий финансовый риск.
55. Характеристика собственных финансовых ресурсов организаций. Источники собственных финансовых ресурсов предприятий различных форм собственности. Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации (высвобождения из оборота) или иммобилизации (дополнительной загрузки в оборот). Формируются финансовые ресурсы за счет собственных и привлеченных денежных средств. К собственным источникам финансовых ресурсов относятся:1) уставный капитал;2) амортизация;3) прибыль;4) резервный фонд;5) ремонтный фонд; 6) страховые резервы и прочие источники. Источниками формирования финансовых ресурсов является совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия. Принципиально все источники финансовых ресурсов предприятия можно представить в виде следующей последовательности: • собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы, • заемные финансовые средства, • привлеченные финансовые средства. Собственные и привлеченные источники финансирования образуют собственный капитал предприятия. Суммы, привлеченные по этим источникам извне, как правило, не подлежат возврату. Инвесторы участвуют в доходах от реализации инвестиций на правах долевой собственности. Заемные источники финансирования образуют заемный капитал предприятия. 4.1. Собственный капитал. Прежде всего предприятие ориентируется на использование внутренних источников финансирования. Собственные внутренние средства включают: • уставный капитал, • добавочный капитал, • нераспределенную прибыль. Увеличить (уменьшить) уставный капитал можно за счет выпуска в обращение дополнительных акций (или изъятия из обращения какого-то их количества), а также путем увеличения (уменьшения) номинала старых акций. К добавочному капиталу относятся: • результаты переоценки основных фондов; • эмиссионный доход акционерного общества; • безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели; • ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений; • средства на пополнение оборотных фондов. Нераспределенная прибыль эта прибыль, полученная в определенном периоде и не направленная в процессе ее распределения на потребление собственниками и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде. |
Привлеченные средства предприятий – средства, предоставленные на постоянной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода, и которые могут не возвращаться владельцам. К ним относят: средства, получаемые от размещения акций акционерного общества; паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц в уставной фонд предприятия; средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, государственные средства, предоставляемые на целевое инвестирование в виде дотаций, грантов и долевого участия; средства иностранных инвесторов в форме участия в уставном капитале совместных предприятий и прямых вложений международных организаций, государств, физических и юридических лиц.
57. Характеристика этапов бюджетного процесса РФ
Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.
Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:
Этапы бюджетного процесса
Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение
Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.
Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.
Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:
глава государства;
органы законодательной власти;
органы исполнительной власти;
органы денежно-кредитного регулирования;
органы государственного и местного финансового контроля;
государственные внебюджетные фонды;
главные распорядители бюджетных средств.
Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.
Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.
Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.
В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.
Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.
Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета
Исполнение бюджета распадается на два этапа: сбор доходов и осуществление расходов.