Методы повыш-я эфф-ти финас.-хоз. деят-ти предпр-я
Осн-ми путями повыш-я эфф-ти фин.- хоз.деят-ти являются:
1. Повышение производит-ти труда;
2. Снижение с/с пр-ции;
Производит-ть труда опр-ся кол-вом пр-ции, произведенной в единицу раб.времени, или затратами труда на ед-цу произвед.пр-ции. Показателями произ-ти труда явл-ся показатели выработки и трудоемкости продукции. Сущ-ет 3 метода определения выработки - натуральный, стоимостной и нормированного раб.времени. Факторами изменения произв-ти труда, являются причины, обусловливающие ее изменение. Эти факторы классиф-ся по след.группам: - изменение технич.ур-ня произв-ва; - совершенствование управления, орг-ции произ-ва и труда; - измен-е объема и стр-ра произ-ва; - прочие факторы.
С/с – ден.выраж-е затрат на произ-во и реал-цию пр-ции. Все затраты предпр-я, которые входят в с/с пр-ции делятся на производственные и внепроизводственные. К производственным затратам относят: аморт.отчисления, сырье, материалы, топливо, различные виды энергии, з/п рабочих и служащих. К внепроизводственным относятся затраты связанные с реал-цией пр-ции. Если учитывать произв.затраты и затраты на реал-ю пр-ции, то такая с/с наз-ся коммерч. или полной.
Также эфф-сть фин.-хоз.деят-ти зависит напрямую от след.факторов: - уровня издержек обращения; - уровня исп-ния торгового оборуд-я и состояния основных фондов; - наличия и движения трудовых ресурсов.
Издержки обращения представляют собой выражение текущих затрат, связанных с процессом обращения товаров. Анализ издержек обращения предполагает: - изуч-е динамики издержек в целом по предпр-ю и по статьям в соотв-ии с динамикой товарооборота; - изучение стр-х сдвигов в составе издержек и отдельных статей; - выявление суммы относительной экономии или перерасхода издержек; - колич.оценку влияния факторов на сумму и уровень издержек. Для решения аналитич.задач применяется система стат.показателей, основными из которых явл-ся сумма издержек, уровень издержек и структура издержек по статьям расходов. Наиб.значимым оценочным пок-лем служит уровень издержек, он характеризует издержкоемкость реализации товаров. Уровень издержек можно считать обобщающим пок-лем оценки эфф-ти исп-ния рес-сов: осн.фондов, обор.ср-в, труда, оптим.знач-е этого пок-ля соответствует наиб.рациональному сочетанию используемых ресурсов.
65. Управление собственным капиталом.Финансовая деятельность предприятия характеризуется размещением и использованием хозяйственных средств и источников их формирования - собственного и заемного капитала.
Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов.
В целях обеспечения эффективности управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.
Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития.
Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам:
- Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.
- Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах.
Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов
- Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.
- Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как основными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.
- Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.
- Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.
Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде. Его уровень должен соответствовать поставленной цели.
66. Управление заемнымным капиталом.Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия. Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:
- Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.
- Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования.
- Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:
а) предельным эффектом финансового левериджа.;
б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия.
С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.
- Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.
- Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.
Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.
- Определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.
- Определение состава основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.
- Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся:
а) срок предоставления кредита;
б) ставка процента за кредит;
в) условия выплаты суммы процента;
г) условия выплаты основной суммы долга;
д) прочие условия, связанные с получением кредита.
- Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.
- Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.
На предприятиях, привлекающих большой объем заемных средств в форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общая политика привлечения заемных средств может быть детализирована затем в разрезе указанных форм кредита.
67. Производственный и финансовый леверидж. В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли, характеризуется с помощью показателя «леверидж», это некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей.
В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа: финансовый, производственный (операционный), производственно-финансовый.
Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты процентов и налогов. Сложившийся в компании уровень финансового левериджа - это характеристика потенциальной возможности влиять на чистую прибыль коммерческой организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.
Производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Он показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.
Производственно-финансовый леверидж оценивает совокупное влияние производственного и финансового левериджа
Леверидж (от англ. leverage - действие рычага):
· Соотношение вложений капитала в ценные бумаги с фиксированным доходом (облигации, привилегированные акции) и вложений в ценные бумаги с нефиксированным доходом (обыкновенные акции).
· Производственный (операционный) леверидж. Соотношение постоянных и переменных расходов компании и влияние этого отношения на прибыль до вычета процентов и налогов (операционную прибыль). Если доля постоянных расходов велика, то компания имеет высокий уровень производственного левериджа. И даже небольшое изменение объемов производства может привести к существенному изменению операционной прибыли. Эффект производственного рычага = маржинальный доход / прибыль
· Финансовый леверидж. Соотношение заемного капитала и собственного капитала компании. И влияние этого отношения на чистую прибыль. Чем выше доля заемного капитала, тем меньше чистая прибыль, за счет увеличения расходов на выплату процентов. Компания с высокой долей заемного капитала называется финансово зависимой компанией. Компания финансирующая свою деятельность за счет только собственного капитала называется финансово независимой компанией.