По определенным критериям
Тема 1. Зарубежная фирма (ЗФ)
Содержание
1. Понятие ЗФ, ее цели и виды деятельности.
2. Классификация зарубежных фирм, действующих на международном рынке, по определенным критериям:
· виду хозяйственной деятельности и характеру операции;
· характеру собственности;
· принадлежности капитала.
3. Правовое положение и правовые формы деятельности зарубежных фирм.
- Понятие ЗФ, ее цели и виды деятельности
В рыночной экономике фирма является основным звеном. Фирма – это юридическое лицо, которое имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный баланс, счета в гривнах и СКВ в банке, печать с собственным названием, товарный знак (марку) в виде термина, рисунка или их комбинации. Фирменный знак (марка) служит для идентификации товаров и услуг продавца и их отличий от продукции, услуг конкурентов на международном и национальном рынках.
Обеспечение эффективного хозяйствования предполагает определение целей создания и функционирования фирмы. Генеральную ее цель в мировой теории и практике называют миссией. В большинстве случаев миссия современной фирмы – это производство продукции с целью удовлетворения потребностей покупателей и получение, благодаря этому, максимально возможной прибыли. А это возможно на основе:
· введения инноваций;
· эффективного использования ресурсов;
· материального стимулирования работников, социальной их защиты;
· соблюдения всех принципов коммерческого расчета:
а) самоуправления;
б) самоокупаемости;
в) самофинансирования;
г) материальной ответственности и заинтересованности.
На основе общей миссии формируются общефирменные цели, которые должны быть:
· конкретными и измеряемыми;
· ориентированными во времени, то есть иметь конкретный горизонт прогнозирования: год, 5, 7, 10 лет – для передовых в техническом отношении фирм;
· досягаемыми и служить повышению эффективности деятельности;
· взаимно поддерживающими, то есть действия, решения, которые необходимы для достижения одной цели, не должны мешать реализации других;
· четко сформулированными для каждого вида деятельности;
· значащей частью стратегического планирования, и о них должен знать весь персонал;
· подкреплены действенной системой стимулирования.
Каждое предприятие имеет исторически сформированное конкретное название – завод, фабрика, шахта, ателье, объединение и т.д. В странах с развитой рыночной экономикой эти производственные единицы называют фирмами. В отдельных странах распространены более конкретные наименования фирм: в Англии – компания, США – корпорация, в странах континентальной Европы – товарищество.
Классификация фирм, действующих на международном рынке,
по определенным критериям
Любая внешнеторговая операция украинского предприятия (совместное предпринимательство, купля или продажа товаров и услуг и т. д.) начинается с выбора иностранного партнера - контрагента.
Правильный выбор контрагентов и, в конечном счете, эффективность внешнеэкономических связей во многом зависят от фирменной структуры конкретной отрасли, роли ведущих фирм на международном и национальном товарных рынках, организационных и правовых форм деятельности зарубежных фирм, методов их сбытовой деятельности, финансовых и производственных возможностей и ряда других факторов.
Изучение зарубежных фирм – это составная часть конъюнктурно-экономической работы в целом.
Удачный выбор контрагента поможет избежать неприятных недоразумений и финансовых потерь.
В странах с рыночной экономикой разработана четкая система классификации фирм, исходя из ряда критериев:
· По виду хозяйственной деятельности и характеру операций фирмы делятся на: промышленные; сельскохозяйственные и агропромышленные; торговые; строительные; транспортные; страховые; инжиниринговые; лизинговые и др.
Промышленные компании составляют одну из самых многочисленных групп. К их числу относятся фирмы, в которых 50% оборота и более составляет продукция их собственных предприятий. Так, в США, Японии и ФРГ таких компаний более 2 млн. Ведущее положение среди них принадлежит автомобильным, авиакосмическим, машиностроительным, электротехническим, электронным и приборостроительным фирмам.
Значительное место в промышленности многих стран, как высокоразвитых, так и развивающихся, принадлежит нефтегазовым, горнодобывающим, химическим, лесозаготовительным, деревообрабатывающим, целлюлозно-бумажным, мебельным фирмам. К ним следует отнести цементные, стекольные и другие фирмы − продуценты стройматериалов; пищевкусовые, в том числе пищевые, рыболовно-перерабатывающие, табачные и фирмы, производящие алкогольные и безалкогольные напитки, а также текстильные, швейные, трикотажные, галантерейные, обувные и другие фирмы легкой промышленности, кинематографические и полиграфическо-издательские.
В ряде стран с высокоразвитой рыночной экономикой (США, ФРГ, Франции, Бельгии, Нидерландах, Швеции, Дании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии) и в некоторых развивающихся странах (Аргентине, Бразилии, Мексике) весомое место занимают сельскохозяйственные и агропромышленные компании, осуществляющие переработку и сбыт основных видов продукции фермерских хозяйств. По численности эта группа уступает промышленным фирмам. К тому же роль агропромышленных фирм фактически играют крупнейшие пищевкусовые олигополии.
Наибольшее число фирм в высокоразвитых и развивающихся странах действует в области внутренней и внешней торговли. Торговые фирмы занимаются операциями купли-продажи и могут входить в систему сбыта промышленных фирм либо быть независимыми торговыми посредниками. Это различные оптовые и розничные торговые, торгово-посреднические, экспортные, импортные, экспортно-импортные фирмы, а также закупочно-сбытовые и сбытовые дочерние компании промышленных и других неторговых фирм. Например, в США насчитывается 3,5 млн. таких фирм, в Японии − 3 млн., в ФРГ − 550 тыс. Специализированные экспортные, импортные и экспортно-импортные фирмы производят операции по экспорту и/или импорту товаров как за свой счет путем их купли или перепродажи (дилерские, дистрибьюторские, стокхолдерские1 фирмы), так и в порядке комиссионных и других посреднических поручений на сделки. В последнем случае фирмы осуществляют сделки от своего имени, но за счет комитентов или консигнантов (комиссионные и консигнационные фирмы). Большую роль на рынках играют посредники, действующие от имени и за счет принципалов (агентских фирм), и брокерские (или маклерские) фирмы, которые по поручению продавцов и покупателей сводят их друг с другом и способствуют заключению между ними сделок, хотя сами в этих сделках не участвуют. Так, в ФРГ свыше 60 тыс. посреднических фирм. Объединенные торговые и внешнеторговые компании осуществляют все виды торговых операций на внутреннем и внешнем рынках, выполняя вспомогательные и смежные с торговлей функции: транспортно-складские, транспортно-экспедиторские, кредитные, расфасовочные, упаковочные и т. д. К торговым компаниям можно отнести и торгово-посылочные, специализирующиеся на посылочных операциях. Аналогичные (уже дочерние) компании создают промышленные и банковские фирмы.
Большую группу фирм, как в развитых, так и в развивающихся странах, составляют строительные, инженерно-строительные и инженерно-консультационные фирмы и компании. Они выступают в качестве подрядных фирм по проектированию и сооружению жилых, административных зданий, промышленных предприятий, железных и шоссейных дорог и т. д. В ведущих странах (США, Японии, ФРГ) таких фирм насчитываются сотни тысяч.
Рост числа транспортных фирм (автотранспортных, авиационных, железнодорожных, трубопроводных, судоходных, транспортно-экспедиционных, транспортно-складских) вызван развитием в последние годы современных видов транспорта.
В экономике развитых и развивающихся стран большую роль играют телекоммуникационные фирмы (телефонные и другие специализированные фирмы в области связи).
В экономике всех развитых и большинства развивающихся стран важную роль играют банковские, страховые, финансово-инвестиционные компании, сберегательные кассы, а также фирмы, производящие операции с ценными бумагами и недвижимым имуществом.
Лизинговые, хайринговые и рентинговые фирмы специализируются на сдаче в аренду машин, различных видов оборудования, товаров длительного пользования.
В зарубежных странах действуют научно-исследовательские и инновационные (венчурные или рисковые) фирмы; осуществляющие гостиничные, коммунальные, бытовые, информационные, консультационные услуги; а также фирмы по организации досуга, питания, отдыха, спорта, туризма.
· По характеру собственности фирмы делятся на: государственные, государственно-частные и частные.
· По принадлежности капитала фирмы делятся на: национальные, смешанные и международные.