Глава № 15 Шесть признаков страха
Вы взялись переделывать себя – посмотрите, не осталось ли в Вас страха. Вы думаете, а значит, богатеете. Ибо ничего уже не стоит на Вашем пути.
Прежде чем Вы сможете с пользой применить мою философию, Ваше сознание должно подготовиться к ее восприятию. Подготовительный период невелик и несложен, и начинается он с изучения, анализа и понимания трех врагов, от которых следует избавиться, – это нерешительность, сомнение и страх.
И шестое чувство не сможет помочь Вам, пока эти трое (либо один из них) остаются в сознании. Члены этого несвятого семейства тесно связаны: заметили одного, стало быть, поблизости парочка других.
Страх произрастает из нерешительности. Помните это! Нерешительность кристаллизуется в сомнение, они смешиваются – и получается страх. Иногда этот процесс идет медленно. Именно поэтому вышеуказанное трио столь опасно. Оно зарождается и развивается, когда Вы и не подозреваете о его существовании.
Цель данной главы – сконцентрировать внимание на причинах появления и способах излечения шести основных видов страха. Для того, чтобы одолеть врага, мы должны знать его имя, его привычки и место обитания. Поэтому по ходу чтения рекомендую Вам заняться самоанализом установите, которому же из общераспространенных страхов нашлось место в Вашей душе.
Но пускай Вас не обманут повадки этих неуловимых врагов, ибо иногда они прячутся в подсознании, где их трудно отыскать и соответственно одолеть.
Страх – это только состояние
Итак, существует шесть общераспространенных видов страха, с различными комбинациями которых имел честь познакомиться каждый из нас. Счастлив тот, кто не страдал от всех шести. Я перечислю их в том порядке, в каком, вероятно, по их значимости расположили бы и Вы сами: это страх нищеты, страх критики, страх болезни, страх любовного разочарования, страх старости, страх смерти.
Первые три всегда обнаруживаются на донышке любого беспокойства. Все остальные страхи (кроме перечисленных) либо не столь важны, либо примыкают к ним. Но в любом случае поймите: страх – это только состояние Вашего сознания и, стало быть, может контролироваться и направляться.
Созиданию предшествует воображение: первой рождается мысль. Из этого вытекает нечто более важное: лишь вспыхнув, мысль должна воплотиться. Хотите Вы этого или нет! Таково свойство мысли. Но и чужие мысли, что называется, подхваченные на лету, могут определить финансовую, деловую, профессиональную либо общественную судьбу человека, так же, как и выпестованные им самим.
Сейчас мы закладываем своего рода фундамент к пониманию одной весьма важной в этой жизни вещи – почему некоторые оказываются «счастливчиками», в то время как другие, не менее способные, подготовленные, опытные и интеллектуально развитые, казалось бы, самой судьбой обречены на неудачи. Так почему? Судите сами: каждый человек способен полностью контролировать сознание; значит, в воле каждого – держать ум открытым для «мыслительной атмосферы» и черпать из нее либо плотно отгородиться от совокупного разума.
Впрочем, природа наделила человека абсолютным контролем надо всем, кроме... мысли. Соотнесите этот факт с тем, что любое созидание начинается с импульса мысли – и Вы уже близки к пониманию принципа управления страхом.
И если справедливо рассуждение о мысли, которая всегда желает воплотиться, то как мысли о страхе и нищете могут превратиться в мужество и финансовый успех?
На распутье
Между нищетой и богатством не бывает компромиссов. Дороги, ведущие к ним, диаметрально противоположны. Если Вы хотите богатства, не воспринимайте обстоятельств, ведущих к нищете:
не замечайте их – они для Вас не существуют (кстати, слово «богатство» мы употребляем в самом широком значении, имея в виду не только материальное, финансовое, но и духовное, интеллектуальное богатство). Что же, вспомним опять, что путь к процветанию начинается с желания процветания. В главе «Желание» мы, как могли, объяснили, что Вам следует делать. И как раз в этой главе – о страхе – Вы имеете прекрасную возможность на практике реализовать наши рекомендации.
Приступайте – и сразу станет очевидным, что из нашей философии Вы успели усвоить. Приступайте – Вы можете стать пророком своей судьбы и в точности предсказать, какое будущее Вам уготовано. Ибо если по прочтении этой главы Вы все еще согласны принимать нищету, – что же, Вы ее и получите! Неизбежно.
Если Вы желаете богатства, определитесь, в какой форме и сколько Вы его хотите. Дорога Вам известна – я ведь дал карту дорог, которая, при точном следовании, не позволит сбиться с пути. Если Вам не по силам начинать или же Вы остановитесь, не дойдя до цели, – не вините никого, кроме себя. Только Вы ответственны за свои поступки – никакое алиби не спасет от ответственности, потому что есть одна вещь, которая целиком в Вашей власти: это состояние Вашего сознания. Вдумайтесь: состояние Вашего сознания. Его не покупают – его создают.
Откуда приходит страх
Страх нищеты – состояние сознания, и ничего больше! Но он способен уничтожить Ваши шансы на успех в любом начинании.
Этот страх парализует разум, разрушает воображение, убивает самоуверенность, подрывает энтузиазм, охлаждает инициативу, размывает цели, делает невозможным самоконтроль. Он сводит на нет очарование личности, расстраивает четкость мышления, препятствует концентрации усилий. Он лишает настойчивости, превращает силу в бессилие ничегонеделания, уничтожает амбицию, снижает память, притягивает неудачи. Он удушает любовь и насилует лучшие чувства души, помыкает дружбой и привлекает несчастье, ведет к бессоннице, тоске и печали... И все это происходит, несмотря на очевидную истину, что мы живем в мире, перенасыщенном всем, чего только душа пожелает, и между нами и желаемым нет никаких препятствий, кроме одного отсутствия определенной цели.
Из всех страхов страх нищеты, вне всякого сомнения, – самый разрушительный. И его трудней всего преодолеть – почему, собственно, мы с него и начали. Он проистекает из укорененного в нашем сознании страха стать жертвой своих собратьев. Поведение животных мотивируется инстинктами, но их способности к мышлению ограничены, и поэтому они охотятся друг на друга в буквальном смысле слова. Человек, обладающий высшей нервной и психической организацией, способный думать и рассуждать, не поедает себе подобных – он находит большее удовлетворение в «экономическом людоедстве». Человек настолько жаден, что цивилизации пришлось изобрести всевозможные законы для ограждения его от ближних.
Нищета! Ничто не приносит больших страданий и унижений. До конца меня поймет только тот, кто испытал ее.
Неудивительно, что мы боимся нищеты. Опыт, передаваемый из поколения в поколение, убеждает, что порой встречаются люди, которым не следует доверять, когда дело касается денег и благ земных.
Человек так жаждет богатства, что приобретает его всеми доступными средствами – честными, если возможно, и иными, если необходимо или представляется случай.
Итак, как же избавиться от этого монстра? Займитесь самоанализом, и он выявит слабости, о которых Вы не желаете знать. Это совершенно необходимо для всех, не желающих более пребывать посредственностью и жить в нищете. Допрашивая себя с пристрастием, не забывайте, что Вы одновременно судья и коллегия присяжных, прокурор и адвокат, причем адвокат как истца, так и ответчика. И конечно, не упустите из виду, что под судом-то находитесь Вы сами. Задавайте себе конкретные вопросы и требуйте прямых ответов, и, когда следствие завершится, Вы, во всяком случае, будете знать о себе больше. Если же Вы чувствуете, что не сможете стать объективным судьей, попросите выступить в этом качестве кого-либо из хорошо понимающих Вас людей. Но перекрестный допрос самого себя не передоверяйте никому. Вы – в поисках правды. Добудьте ее любой ценой, даже если на какое-то время Вас охватит разочарование!
Спросите кого угодно, чего он боится. В большинстве случаев Вы услышите: «Ничего». Это ошибочный ответ: мало кто осознает себя повязанным, ущемленным и подгоняемым страхом как духовно, так и физически. Чувство страха столь неуловимо и столь глубоко укоренено в сознании,
что человек может пройти по жизни, отягощенный всеми видами страха, так ни разу и не отдав себе в этом отчета. Лишь мужественный анализ поможет выявить наличие всеобщего врага человеческого. Приступайте же к нему, внимательно вглядываясь в свой характер. В помощь Вам я даю некоторые симптомы, которые каждому не мешало бы поискать в самом себе.
Боязнь нищеты: шесть симптомов
1. Безразличие – это отсутствие самолюбия, нежелание бороться с нищетой, непротивленческое отношение к любой подлянке судьбы, интеллектуальная и физическая лень, отсутствие инициативы, воображения, энтузиазма и самоконтроля.
2. Нерешительность – привычка позволять другим думать за себя, а самому занимать выжидательную позицию.
3. Сомнение – обычно появляется в форме объяснений и извинений, призванных покрыть и оправдать свои неудачи; иногда сочетается с завистью к чужим успехам или с их критикой.
4. Беспокойство – стремление искать ошибки у других, жить не по средствам; пренебрежительное отношение к своей внешности, насупленный, хмурый вид; невоздержанность в употреблении алкоголя, иногда – наркомания; нервозность, неуверенность в себе.
5. Сверхосторожность – тенденция видеть только оборотную сторону медали; мысли и разговоры о возможных неудачах вместо концентрации сознания на средствах достижения успеха; значение всех дорог к поражению при одновременном нежелании искать способы, как его избежать; ожидание «своего часа», становящееся постепенно мировоззрением; воспоминания о неудачниках, забвение победителей; суждения в стиле – «ах, все пустое! все – дырка от бублика»; пессимизм, ведущий к несварению желудка, плохому выводу шлаков из организма, интоксикации, нарушениям дыхания и общей предрасположенности к болезням.
6. Промедление – привычка откладывать на завтра то, что должно было быть сделано год назад; трата всех сил на оправдание безделья – вместо работы, конечно. Промедление, примыкая к сверхосторожности, сомнению и беспокойству, означает также уход, где это возможно, от ответственности; предпочтение компромисса жестокой борьбе; согласие с жизненными трудностями вместо их преодоления (ведь потом их можно назвать препятствием, мешающим движению вперед!); торговля с жизнью за каждый грош, в то время как у нее надо требовать и процветания, и богатства, и изобилия, и счастья, и довольства; тщательное планирование действий на случай неудачи вместо сжигания всех мостов, всех путей к отступлению; слабость и зачастую полное отсутствие самоуверенности, определенности целей, самоконтроля, инициативы, энтузиазма, самолюбия, способности разумно рассуждать; общение с теми, кто смирился с бедностью, вместо стремления к дружбе с богатыми, желающими стать еще богаче.
«Именно деньги»
Кто-то скажет: «Почему Вы написали книгу о деньгах? Разве богатство измеряется только в долларах?» Многие убеждены, что существуют другие формы богатства, более предпочтительные для души. Да, богатство – не только доллары, но и на белом свете живут миллионы людей, которые ответят Вам так: «Дайте мне столько денег, сколько я хочу, а уж остальным и сам себя обеспечу».
Основная побудительная причина создания этой книги – страх нищеты, парализовавший миллионы мужчин и женщин. Послушайте, что делает этот страх. Рассказывает Уэстбрук Пенглер:
«Деньги – всего лишь связки раковин, металлические кружочки или полоски бумаги. Но существуют богатства сердца и души, которые не купишь за деньги; находящиеся в подавленном состоянии зачастую не могут думать об этом и вообще сохранять присутствие духа. Вот человек выброшен на улицу; он – внизу, он – вне; и то, что происходит в его душе, совершенно отчетливо проявляется в посадке плеч, в том, как он носит шляпу, идет или смотрит. Он не может уйти от чувства собственной неполноценности, находясь среди людей, имеющих постоянную работу, даже если он знает, что неизмеримо Выше их по интеллекту, по характеру и по способностям.
В свою очередь эти люди (даже друзья) испытывают некоторое чувство превосходства и, пусть бессознательно, относятся к нему как к раненому. Какое-то время он имеет возможность одалживать деньги, но их, разумеется, недостаточно для поддержания прежнего уровня жизни, и, в конце концов, никому не одалживают вечно. Причем он одалживает «на жизнь», что лишь усугубляет депрессию, а у самих этих денег нет оживляющей силы денег заработанных. Конечно же, я говорю не о бездельниках и смирившихся неудачниках, а о мужчинах с нормальным самолюбием и самоуважением.
Полагаю, что женщины, оказавшиеся в подобной ситуации, ведут себя иначе. Замечу попутно, что, рассуждая о людях, ставших лишними, мы почему-то не имеем в виду женщин. Да, редко можно увидеть женщину, стоящую в очереди за миской супа, а тем более нищенствующую. Вы не выделите их, как мужчин, в толпе по каким-либо очевидным признакам. Опять-таки речь не идет об уличных бродяжках что женского, что мужского пола; их, вероятно, одинаковое число. Речь идет о сравнительно молодых, достойных, интеллигентных женщинах. Их должно быть много, но они не выставляют напоказ крах своей жизни. Может быть, они предпочитают самоубийство.
Человек, оказавшийся не у дел, имеет достаточно времени для размышлений. У него есть время поехать «к черту на рога» за обнаружившейся вакансией, чтобы узнать, что она занята, или о том, что надо продавать какую-нибудь дрянь, которую если купят, то из жалости, и ему придется жить на комиссионные. Отказавшись от столь «заманчивой» перспективы, он вдруг видит, что оказался на улице и ему можно идти «куда угодно», что, впрочем, совершенно равнозначно «некуда идти». И он идет, идет, идет. Он глазеет на витрины, на недоступную ему роскошь и чувствует себя человеком второго сорта; он уступает место у витрин тем, кто смотрит на них с активным интересом. Затем он забредает в метро или библиотеку, чтобы дать отдых ногам и немного согреться. Но это не поиск работы – хотя он опять идет. Он этого не знает, но бесцельность поиска, даже если она еще не запечатлелась в его внешности, сама по себе чревата отказом. Его одежда, оставшаяся с хороших времен, еще неплохо сидит, но не может скрыть упадка духа.
Он видит тысячи людей, занятых своей работой, и завидует им в глубине души – всем этим киоскерам, клеркам, аптекарям, кондукторам. Те – независимы, в них бездна самоуверенности и достоинства, а он не может убедить себя, что тоже хороший человек, хотя постоянно спорит с собой и всегда приходит к благоприятному для себя выводу.»
Именно деньги, точнее, их отсутствие, так изменили этого человека. Будь у него немного денег – он опять стал бы самим собой.
Боитесь ли Вы критики?
Никто не сможет сказать определенно, откуда у человека взялся этот страх, но одно очевидно он в нас присутствует и очень развит. Возможно, за страх критики ответственна та часть природы человека, которая побуждает его не только отобрать у ближнего пищу и имущество, но при этом и оправдать свои действия критикой характера ограбленного. Не секрет, что воры ругают тех, кого обчищают, а политики, добиваясь победы на выборах, не столько демонстрируют миру собственные достоинства и квалификацию, сколько очерняют оппонентов.
Посмотрите, как быстро оседлали страх критики основные производители одежды! Каждый сезон меняется множество деталей в том, что мы носим. Но кто заказывает моду? Естественно, не покупатель, а производитель одежды. Зачем так часто меняются стили? Ответ очевиден: чтобы больше продать. Или автомобили. Каждый сезон выпускаются новые, модные, марки. И мало кто рискнет сесть за руль устаревшего автомобиля.
То, что мы сейчас описали, конечно же, мелочи. Давайте исследуем поведение человека под воздействием страха критики в более существенных обстоятельствах. Ну возьмите, например, любого человека, достигшего интеллектуальной зрелости (обычно это соответствует 35 – 40летнему возрасту), и если Вы умеете читать его тайные мысли, то обнаружите совершенно определенное неверие в большинство историй, услышанных им в детстве от священника. Но почему же человек, даже в наш просвещенный век, обычно избегает открыто говорить о своем неверии? Да потому, что он боится критики! Потому что немало мужчин и женщин в свое время сожгли на костре за то, что они посмели усомниться ну хотя бы в существовании привидений. Что ж, неудивительно, что мы унаследовали сознание, предрасположенное к страху. В конце концов, не так уж далеко отстоит от нас время, когда за критикой следовали суровые наказания. А в некоторых странах это практика и сегодняшнего дня.
Страх критики подрывает инициативу, разрушает силу воображения, ограничивает индивидуальность, лишает человека уверенности в себе и вообще вредит ему во множестве других случаев. Да... Часто незаживающей раной становится родительская критика. Мать одного из дружков моего детства пестовала его (буквально!), то есть воспитывала пестом, била почти ежедневно, каждый раз завершая сие священнодействие следующим заявлением: «Ой, как по тебе тюрьма-то плачет, ты и до двадцати без нее не дотянешь». И он таки попал в исправительную колонию... в 17 лет.
Критика – это вид сервиса, которого у нас более чем достаточно. Сколько же каждый из нас получил этих бесплатных подарочков! А родственники (собственно, ближайшие)! Я убежден, что родитель, вырастивший своей критикой не столько ребенка, сколько комплекс неполноценности в человеческой оболочке, должен признаваться преступником (а это и есть преступление наихудшего свойства!). Менеджеры, понимающие человеческую природу, извлекают все лучшее из своих подчиненных не критикой, а конструктивными взаимоотношениями. Тех же результатов могут достичь и родители. Критика вызывает в сердце чувство неполноценности или обиды. Но не привязанности. Но не любви.
Боязнь критики: семь симптомов
Этот вид страха почти так же универсален, как и страх нищеты, а его последствия так же фатальны для личности из-за того, что боязнь критики разрушает инициативу и делает бессмысленными любые усилия воображения. Итак, основные симптомы:
1. Застенчивость – обычно выражается в нервности, робости в разговоре и при встрече с незнакомыми, в неловкости движений, бегающих глазах.
2. Неуравновешенность – неумение контролировать свой голос, нервозность в присутствии посторонних, плохая осанка и память.
3. Слабохарактерность – нетвердость при принятии решений, отсутствие обаяния и умения четко объясниться; привычка «откладывать на завтра», бездумное соглашательство с чужим мнением.
4. Комплекс неполноценности – самоутверждение языком; привычка говорить «громкие слова», чтобы произвести впечатление (зачастую – при незнании истинного значения этих слов); подражательство в манере одеваться, говорить и вообще в манерах, пристрастие к сочинительству – в основном на тему о своих достижениях. Такие люди часто кажутся самоуверенными.
5. Экстравагантность – стремление к тому, чтобы все было, «как у людей», а это неизбежно оборачивается жизнью не по средствам.
6. Безынициативность – неумение использовать возможности для самопродвижения; боязнь высказывать свою точку зрения, неуверенность в своих идеях, уклончивость ответов в разговоре с вышестоящими; неуклюжесть в манерах и речи; лживость.
7. Отсутствие самолюбия – леность души и тела; медлительность в решениях, внушаемость, неумение и нежелание самоутвердиться; пристрастие говорить гадости за спиной и льстить в глаза; непротивление неудачам, привычка бросать с легким сердцем любые начинания при малейшей оппозиции со стороны, безосновательная подозрительность; бестактность в разговоре; нежелание признавать свои ошибки.
Боитесь ли Вы болезней?
Этот страх может быть равно отнесен и к физическому, и к социальному наследию. Если говорить о его происхождении, то, смею утверждать, он тесным образом связан со страхом старости и смерти – этих двух предвестников «загробных ужасов», о которых человек, по сути, ничего не знает, хотя напичкан всякими малоприятными историями с детства. Данное явление настолько распространено, что находятся проходимцы, продающие «рецепты здоровья», поддерживая, таким образом, страх смерти.
В целом человек боится болезней из-за посмертных страхов, внушенных в его сознание, и из опасения возможных экономических последствий.
Известный терапевт установил, что 75 процентов людей, обращающихся к врачу, страдают от... ипохондрии (воображаемых болезней). Было убедительнейше доказано, что страх болезни, даже самый безосновательный, дает реальные физические симптомы того заболевания, которого человек опасается. Вот ведь до чего могущественно человеческое сознание! И в созидании, и в разрушении.
Играя на этой человеческой слабости, отнюдь не один продавец «патентованных средств» сколотил себе состояние. Этот «налог» на человеческое безумие так вырос несколько десятилетий назад, что один популярный журнал даже провел кампанию против наиболее наглых продавцов разного рода «эликсиров жизни».
Эксперименты, проведенные нами не так давно, доказали, что человеку можно внушить болезнь. К избранным нами «жертвам» три человека последовательно обращались с одним и тем же вопросом: «Что Вас беспокоит? Вы ужасно выглядите». На первый раз вопрос вызывал улыбку и безмятежное: «О нет, все в порядке». Во второй раз ответ обычно бывал таким: «Я точно не знаю, но действительно чувствую себя паршиво». Ну а в третий раз тот, к кому обращались с вопросом, прямо говорил, что болен.
Не смейтесь, а лучше-ка проверните эту штуку с кем-либо из своих знакомых. Только не усердствуйте, а то ведь в самом деле заболеют! Между прочим, существует секта, члены которой мстят своим врагам, делая то же, что и мы, только шесть раз (метод гексаэдра). Правда, они называют это «напускать чары».
Есть потрясающие свидетельства, когда болезни начинались от плохих мыслей. Плохая мысль может быть внушена, а может и сама родиться в человеческом сознании.
Поэтому следуйте примеру одного мудрого человека, еще более мудрого, чем может показаться из следующих его слов: «Когда меня кто-нибудь спрашивает, как я себя чувствую, мне всегда хочется дать ему в морду».
Доктора часто рекомендуют пациентам переменить (на время) климат, имея в виду – смену обстановки. Клетки страха болезни присутствуют в сознании у каждого. Беспокойство, боязнь, разочарование в любви и неудачи в делах оплодотворяют их и дают им жизнь.
Неудачи в любви и делах стоят вверху этого списка... Один юноша так страдал от неудачной любви, что попал в больницу. В течение месяца он находился между жизнью и смертью. Наконец позвали психотерапевта. Первым делом доктор сменил сиделку, приставив к больному очаровательную молодую женщину. По предварительной договоренности с доктором она с первого же дня стала заниматься любовью с нашим юношей, и через три недели его выписали из госпиталя, все еще страдающего, правда, от совершенно другой болезни: он опять влюбился. И лекарством была вся эта мистификация, но впоследствии юноша и сиделка поженились.
Страх болезней: семь симптомов
Симптомы этого почти всеобщего страха таковы:
1. Самовнушение – поиск и предположение в себе симптомов всех мыслимых болезней, «наслаждение» воображаемыми недугами и рассуждение о них, как о настоящих; страсть покупать все «-мицины» и «-фаты», которые (все говорят!) чудесно помогают; постоянные разговоры об операциях, несчастных случаях и т.д.; экспериментирование без врачебного контроля со всяческими диетами, физическими упражнениями, способами похудения; использование домашних средств, патентованных лекарств и шарлатанских снадобий.
2. Ипохондрия – привычка так говорить о болезнях, так на них концентрироваться, так, почти сладостно, ожидать их прихода, что в конечном итоге это оборачивается нервным стрессом. Никакая микстура ни из какой бутылки (даже из той, из которой был выпущен джин) такое не излечивает. Ипохондрия приходит вместе с плохими мыслями, и ничто, кроме мыслей хороших, от нее не избавит. Говорят, что ипохондрия приносит здоровью такой же ущерб, как принесла бы сама болезнь, будь она не воображенной. «Что Вас беспокоит, мадам?» – «Нервы». Чаще всего как раз нервы у мадам, как у лошади.
3. Вялость. Боязнь заболеть нередко препятствует занятиям физическими упражнениями: это обычно кончается избыточным весом и становится причиной малоподвижного, в основном, домашнего образа жизни.
4. Впечатлительность. Страх болезней подрывает силы организма к сопротивлению и создает благоприятные условия для приобретения любого недуга. Страх болезней может неприятным образом соединиться со страхом нищеты, особенно у ипохондрика, постоянно беспокоящегося о том, что ему придется оплачивать счета за лечение. Да уж, такие люди тратят немало времени на подготовку к своим болезням. А ведь есть еще смерть – о ней им тоже надо поговорить, накопить деньги для оплаты места на кладбище и похорон...
5. Самолелеянье – свойство взывать к сочувствию окружающих, используя воображаемую болезнь как приманку (к этому трюку прибегают также, чтобы избежать работы); стимуляция болезни для оправдания простейшей лени или же отсутствия амбиции.
6. Невоздержанность – привычка употреблять алкоголь или наркотики для избавления от головных болей, невралгий и т.д. вместо устранения их причин.
7. Беспокойство – пристрастие к чтению медицинской литературы и всяких брошюрок, рекламирующих патентованные препараты – и последующее естественное беспокойство, как бы не захворать...
Боитесь ли Вы неудачи в любви?
Этот страх восходит ко времени полигамной семьи с ее обычаем похищения женщин и привычкой предаваться свободной любви где только возможно.
Ревность и другие аналогичные виды неврозов вырастают из унаследованной боязни потерять объект своей любви; этот вид страха, пожалуй, самый болезненный из выделенных нами основных шести. Он вносит более всего беспорядка в жизнь тела и духа.
В каменном веке мужчины выкрадывали женщин с применением грубой силы. Они продолжают делать это и сейчас, правда, техника изменилась. Они используют убеждение, обещают хорошую одежду, красивые машины и прочие весьма искусительные вещи, что действует ощутимо эффективней физической силы. В сравнении со временем рассвета нашей цивилизации изменились не повадки мужчин, а способы их проявления.
Но тщательный анализ показывает, что женщины еще более подвержены этому страху. Они знают по опыту, что мужчины по своей природе полигамны и что, уж во всяком случае, их нельзя вверять в руки соперниц.
Боязнь неудачи в любви: три симптома
Отличительные симптомы ее таковы:
1. Ревность: привычка подозревать близких друзей и любимых безо всяких на то оснований; обвинение жены или мужа в неверности (конечно же, без причин); всеохватывающая подозрительность, абсолютное неверие.
2. Поиск промахов у всех: друзей, родственников, коллег, любимых (это, естественно, в первую голову) по малейшему поводу либо же при отсутствии такового – все равно.
3. Авантюризм: склонность к рискованным предприятиям, воровству, жульничеству и другим опасным деяниям с целью добыть денег для любимых, с верой, что любовь можно купить; влезание в долги для покупки подарков, чтобы показать себя с лучшей стороны; бессонница, нервозность, отсутствие настойчивости, самоконтроля, самоуверенности, слабоволие, плохое настроение.
Боитесь ли Вы старости?
В сущности, этот страх происходит от двух источников. Во-первых, от мысли, что старость может принести с собой нищету. Во-вторых (и это гораздо более важный источник), от ложных и жестоких учений прошлого, хорошенько приправленных «огнем и серой» и прочими страстями, бездушно нацеленных на порабощение человека через страх.
У человека есть еще две совершенно разумные причины для опасений, связанные со старостью. Одна – недоверие к ближнему, вполне способному присвоить любые земные блага, принадлежащие Вам; вторая – жуткие картины потустороннего мира, внушенные в Ваше сознание.
К этому страху примыкает более распространенная боязнь болезней. В причинное русло примешивается и эротический компонент, ибо не существует человека, которому бы нравилась мысль об утрате сексуальной привлекательности.
Не стоит забывать и о возможности нищеты. «Дом престарелых» – не самое приятное словосочетание. Оно ударяет, как мороз, по сознанию любого, перед кем маячит возможность провести преклонные годы в богадельне.
Ну и, наконец, старость не исключает потерю свободы и независимости, как физической, так и экономической.
Боязнь старости, четыре симптома
Наиболее распространенными являются следующие симптомы боязни старости:
1. Преждевременный спад. Имеется в виду тенденция к спаду в возрасте сорока лет (на самом деле это возраст интеллектуальной зрелости) с развитием комплекса неполноценности и ложного убеждения, что с возрастом человеческая личность деградирует.
2. «Простите мне, старику...» Именно так, извинительно, говорят многие люди, достигшие возраста сорока или пятидесяти лет. Вместо этого следовало бы произносить слова благодарности за счастье жить в возрасте мудрости и понимания.
3. Безынициативность. Инициатива, воображение, уверенность в себе пропадают у того, кто почему-то решил, что уже слишком стар для проявления этих качеств.
4. Стремление молодиться. Подражание в одежде и поведении молодежи, что, естественно, выглядит нелепым в глазах окружающих, близких и дальних.
Боитесь ли Вы смерти?
На некоторых из нас этот страх действует наиболее жестко. Причина же очевидна. Внезапная острая боль, пронизывающая сердце при мысли о смерти, чаще всего может быть отнесена к религиозному фанатизму. Так называемые язычники меньше боятся смерти, чем более «цивилизованные» представители рода человеческого. В течение тысяч лет люди ставят так и остающиеся без ответа вопросы: «Отколь грядеши?» и «Камо грядеши?» – откуда я и куда я иду.
В темные времена прошлого находились бездушные и хитрые люди, предлагавшие – за деньги ответ.
«Приди ко мне, прими мою веру, следуй моим догматам, и я дам тебе билет, по которому после смерти ты попадешь прямехонько в рай», – кричит руководитель сектантской общины. «Конечно, ты можешь оставаться не со мной, – продолжает он, – но тогда дьявол подхватит тебя и сожжет в аду».
Мысль об адском наказании лишает интереса к жизни и делает счастье невозможным.
Хотя никакой религиозный лидер не в состоянии ни гарантировать вознесение в рай, ни устроить сошествие в ад (в связи с отсутствием такового), последний представляется столь ужасным, что сама мысль о нем тяжелым грузом ложится на воображение, причем столь явственно, что начисто парализует рассудок – и как раз формирует страх смерти.
Сейчас, к счастью, этот страх распространен не в такой степени, как в те времена, когда не было университетов и колледжей. Люди науки направили на человечество луч правды, и эта правда быстро освобождает мужчин и женщин Земли от боязни смерти. На юношей и девушек, посещающих университеты и колледжи, не так легко произвести впечатление образом «пламени и серы». С помощью биологии, астрономии, геологии и других сопредельных наук страхи темных веков, тисками сжимавшие души людей, рассеялись.
Весь мир сотворен из двух вещей – энергии и материи. Из начального курса физики мы знаем, что ни материя, ни энергия (две известные человеку реальности) не могут быть ни созданы, ни разрушены. Они видоизменяются, но не разрушаются.
Жизнь – энергия, что же еще? И, как другие формы энергии, она претерпевает различные трансформации и изменения. И смерть – тоже только трансформация. Но если это так, то, стало быть, после смерти наступает длинный, вечный, мирный сон, а сна – чего бояться? Задавите же в себе страх смерти!
Боязнь смерти: три симптома
1. Мысли о смерти. Эта привычка более распространена среди пожилых людей, но даже молодые часто думают о небытии, вместо того чтобы наслаждаться жизнью. Нередко это происходит из-за отсутствия цели существования либо из-за неспособности (впрочем, второе слишком связано с первым) отыскать подходящую профессию. Наилучшее лекарство от страха смерти – страстное желание достичь чего-либо, подкрепленное осмысленным служением другим. Занятой человек о смерти не думает.
2. Связь со страхом нищеты. Боязнь приближения собственной нищеты либо нищеты, приходящей вследствие чьей-либо смерти.
З. Связь с болезнью или неуравновешенностью. Болезнь может привести к депрессии. Разочарование в любви, религиозный фанатизм, сильный невроз или невменяемость также могут стать причиной страха смерти.
Беспокойство – тот же страх
Беспокойство – состояние сознания, происходящее от страха. Оно действует медленно, но настойчиво. Шаг за шагом оно «окапывается» в сознании, пока не парализует способность человека к здравому рассуждению, не разрушит его уверенность в себе и инициативность, беспокойство – это вид непрекращающегося страха, имеющего причиной нерешительность, и, стало быть, это также состояние сознания, которое можно и должно контролировать.
Расстроенное сознание беспомощно. Таковым его делает нерешительность. У большинства из нас недостает силы воли быстро принимать решение и уж потом (когда оно принято) держаться за него изо всех сил.
Мы и не думаем об обстоятельствах после того, как наметили для себя определенную линию действий.
Однажды мне довелось беседовать с человеком, которого через два часа должны были казнить на электрическом стуле. Этот осужденный был самым спокойным среди восьми сотоварищей по камере смертников. Его спокойствие побудило меня спросить, как он чувствует себя, зная, что через короткое время перейдет в вечность. «А неплохо. Только подумай, брат, – всем моим проблемам скоро наступит конец. У меня ведь ничего не было в жизни, кроме проблем. Мне всегда было трудно добыть еду и одежду. А скоро мне ничего этого не понадобится. Я стал чувствовать себя действительно хорошо, как только точно узнал, что должен буду умереть. Тогда я решил: я приму свою судьбу в хорошем настроении».
Говоря это, он уплетал обед, которого вполне хватило бы на троих, очевидно, наслаждаясь каждым съедаемым кусочком, как будто ничто ужасное его не ожидало. Решение помогло этому человеку подчиниться судьбе! Но решение так же может уберечь Вас от следования в русле нежелательных обстоятельств.
Именно с помощью нерешительности каждый из основных страхов преобразуется в беспокойство. Освободитесь раз и навсегда от страха смерти, признав ее неизбежной. Прогоните прочь страх нищеты, приняв решение преуспеть настолько, насколько это возможно без излишних волнений. Наступите на горло боязни критики, решившись не беспокоиться из-за того, что другие подумают или скажут о Вас. Устраните из Вашего сознания страх критики через новое к ней отношение – воспринимайте ее не как препятствие, а как благословенную пору, приносящую с собой мудрость, самоконтроль и уровень понимания жизни, недоступный юности. Избавьте себя от страха болезней, просто позабыв их симптомы. Управляйте боязнью неудачи в любви, убеждая себя, что Вы в конце концов можете при необходимости обойтись и без нее.