Бюджетный дефицит и его финансирование
Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации постоянно до 2000 г. продолжал оставаться резко дефицитным.
Размер дефицита федерального бюджета составлял в 1997 г. 93,2 млрд руб., или 3,6% к ВВП, в 1998 г. — 86,5 млрд руб., или 3,2% к ВВП, в 1999 г. — 53 млрд руб., или 1,2% к ВВП. При этом в 1998 г. предельный размер дефицита Федеральным законом устанавливался 132,4 млрд руб., или 4,7% по отношению к ВВП; в 1999 г. он предусматривался соответственно 101,4 млрд руб., или 2,5% к ВВП.
В 2000 г. в соответствии с Федеральным законом предусмат- ривалось снижение дефицита федерального бюджета до 1,08% к ВВП. Фактически финансовый год был завершен с профицитом бюджета в сумме 89 млрд руб. Эти средства от превышения до- ходов над расходами по результатам исполнения федерального бюджета за 2000 г. в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2000 г. № 145-ФЗ “О внесении изменений и дополне- ний в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2000 год” в связи с получением дополнительных доходов” были направ- лены на замещение поступлений из внешних источников фи- нансирования дефицита федерального бюджета и на погашение государственного долга.
На покрытие дефицита бюджета на 2000 г. в Федераль- ном законе предусматривалось направить доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, доходы от приватизации го- сударственного имущества, сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и камней, кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм, остатки средств на счетах по учету средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2000 г.
Федеральный бюджет на 2001 г. впервые за годы реформ был утвержден без дефицита, а на 2002–2007 гг. — с профицитом соответственно в 178,3; 72,2, 83,4, 278,1; 776,0 и 1501,8 млрд руб. С 2008 г. ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта (3,7% про- гнозируемого ВВП) и источников финансирования дефицита федерального бюджета, формируемых в соответствии со ст. 94 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ) в размере не более 1% прогнозируе- мого (указываемого) ВВП в Федеральном законе о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования не- нефтегазового дефицита бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.
В соответствии с БК РФ источники финансирования дефи- цита федерального бюджета подразделяются (ст. 94) на поступ- ления из внутренних источников и поступления из внешних ис- точников. К внутренним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:
· разница между средствами, поступившими от размеще-
ния государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
· разница между средствами, полученными от возврата бюд-
жетных кредитов за счет средств целевых иностранных креди- тов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
· разница между средствами, полученными от возврата
предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюд- жетных кредитов;
· разница между полученными и погашенными Российской
Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кре- дитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
· разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кре- дитных организаций;
· разница между полученными и погашенными Российской
Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами меж- дународных финансовых организаций;
· изменение остатков средств на счетах по учету средств
федерального бюджета в течение соответствующего финансо- вого года;
· иные источники внутреннего финансирования дефицита
федерального бюджета.
В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
· разница между средствами, поступившими от размеще-
ния государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российс- кой Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
· разница между полученными и погашенными Российской
Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимс- твования), с учетом средств перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых органи- заций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
· разница между полученными и погашенными Российс-
кой Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций;
· иные источники внешнего финансирования дефицита
федерального бюджета.
Конкретный состав иных источников внутреннего и внешне- го финансирования дефицита федерального бюджета, а также
состав источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов пре- дусмотрены ст. 94, 95 и 96 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ).
Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического по- ложения бюджетные дефициты не рассматриваются как катас- трофически отрицательные финансовые показатели. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в целях взбадривания эконо- мического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом, безусловно, есть рациональное зерно. Вместе с тем с 1990-х гг. в развитых западных странах бюджетный дефицит сокращает- ся. Так, в США за период 1983–1992 гг. дефицит федерального бюджета в среднем составлял 207 млрд долл. Начиная с 1992 г. он снижался каждый год. Доля дефицита федерального бюджета по отношению к ВВП уменьшилась с 4,9% в 1992 г. до 2,4% в 2002 г. По имеющимся оценкам, в 2003 и 2004 гг. дефицит увеличился соответственно до 300 и 480 млрд долл., т. е. превысил 4% ВВП. По мнению экспертов, это должно стимулировать развитие аме- риканской экономики1.
Основные задачи политики в области финансирования де- фицита федерального бюджета состоят в продолжении курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокраще- нии объема внешних заимствований.
Необходимо увеличить долю бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов; расширить круг государственных ценных бумаг для населения.
1 Ершов М. Об активной экономической политике в условиях гло- бальной конкуренции. Год планеты. Вып. 2004. — М.: ИМЭМО РАН — Экономика, 2004. С. 40.
Для поддержания сбалансированности внутреннего финан- сирования рынка должна быть обеспечена необходимая коорди- нация выпуска федеральных, региональных и муниципальных займов.