Бухгалтерской отчетности предприятия
Соответствие понятий, используемых в России и США
Россия | Стратегический финансовый план и финансовые политики | Тактический финансовый план | |
США | План – система целей и стратегий по их достижению | Программа - комплекс мероприятий по реализации стратегии | Бюджет - финансовое выражение целей, стратегий и намечаемых мероприятий, реализующееся в сметах и графиках поступлений и расходов. |
Понятия «план» и «бюджет» отличаются тем, что «план» включает в себя и натуральные и стоимостные (денежные) показатели, а «бюджет» только денежные. Период планирования в «бюджете» год, а в «плане» - любой. Бюджет – это более узкое понятие, подразумевающее количественное представление плана действий в стоимостном выражении. В нашей стране «бюджет» трактуется как смета доходов и расходов субъекта хозяйствования на определенный срок.
Планирование текущей деятельности предприятия заключается в построении генерального бюджета - как системы взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов (рис. 3). Процесс построения таких бюджетов в долгосрочной и краткосрочной перспективе называется бюджетированием.
Формируемые в рамках каждого блока количественные оценки используются как плановые и контрольные ориентиры и как исходные данные для построения финансового бюджета – прогнозной бухгалтерской (финансовой) отчетности в укрупненной номенклатуре статей.
Рис. 7 Генеральный бюджет хозяйствующего субъекта
В итоге финансовый бюджет содержит три основных бюджета:
1. Прогнозный отчет о прибылях и убытках, позволяющий прогнозировать эффективность финансовой деятельности. В этом документе приводятся расчетные прогнозные значения: объем реализации, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате.
2. Бюджет денежных средств, отражающий данные о притоках и оттоках денежных средств в планируемом периоде и позволяющий прогнозировать текущую платежеспособность.
3. Прогнозный баланс, позволяющий прогнозировать финансовую устойчивость.
Методы составления генерального бюджета зависят от направления процесса бюджетирования: сверху вниз или снизу вверх. В целях повышения эффективности управленческих решений применяют встречное планирование. Сверху спускаются нормативы основных темпов и пропорций (стратегические параметры), а снизу – бюджеты отдельных видов бизнеса.
Процесс тактического финансового планирования продемонстрирован на примере конкретного предприятия, бухгалтерская отчетность которого (формы 1 и 2) опубликованы в Интернете.
Анализ финансового состояния предприятия по данным
бухгалтерской отчетности предприятия
Финансовому планированию предшествует этап внутреннего анализа финансового состояния предприятия, который решает следующие задачи:
- Своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
- Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличие собственных и заемных ресурсов.
- Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и улучшение финансового состояния предприятия.
Цель внутреннего анализа – получить результаты, показывающие возможные пути планомерного поступления денежных средств и размещения собственных и заемных средств для нормального функционирования, получения максимальной прибыли и исключения риска банкротства.
Основным источником информации для анализа финансового состояния предприятия является бухгалтерская отчетность, в т.ч. бухгалтерский баланс (форма № 1) и Отчет о прибылях и убытках (форма №2), а также данные всех приложений к балансу.
В процессе анализа финансового состояния предприятия используется его следующие стандартные и новые методы:
– сравнительный финансовый анализ;
– вертикальный (структурный) финансовый анализ;
– горизонтальный (трендовый) финансовый анализ;
– анализ финансовых коэффициентов:
– идентификация финансового состояния предприятия;
– определение уровня вероятности банкротства предприятия;
– соответствие элементов структуры капитала и его источников антикризисным соотношениям.
Использование этих методов продемонстрировано на примере бухгалтерских данных конкретного предприятия ( таблицы 24 и 25).