Подготовка инновационных проектов

Подготовка инновационных проектов включает:

1. Определение проблемы и цели инновационного проекта

2. Разработка плана, этапов и сроков работы по проекту

3. Бизнес-план инновационного проекта

Анализ степени изученности проблемы необходим прежде всего для того, чтобы избежать повторения уже выполненных ранее исследований. Предварительное ознакомление с литературой по исследуемой проблеме позволит рассмотреть проблему в ее развитии, глубже узнать ее, уточнить тему и актуальность предстоящего исследования.

Разработка плана, этапов и сроков работы по проекту

Планированием называется непрерывный процесс определения наилучшего способа действий для достижения поставленных целей. Логически оно связано с остальными основополагающими функциями менеджмента: организацией, мотивацией, регулированием, контролем, координацией, учетом и анализом.

Главное в планировании работ по инновационному проекту — непрерывное поддержание стратегии проекта с учетом происходящих изменений на пути к достижению целей. В проекте планируется предметная область (результаты проекта, их характеристики и комплекс работ), стоимость, время выполнения всего проекта и его отдельных этапов, качество, затраты, риски, объем поставок.

Наряду с общими принципами планирования в рассматриваемой области используются и принципы научной обоснованности работы, согласованности, доминирования стратегических аспектов, гибкости и эластичности.

Принцип гибкости характеризует способность планов реагировать на проявления неучтенных факторов, отражать риски, свойственные рыночной экономике.

Принцип эластичности проявляется в способности сохранять необходимые резервы даже при оптимальных решениях и предусматривать плановые варианты1. Планирование деятельности предприятий опирается на достигнутый уровень показателей в предыдущий отчетный период, производственную мощность и нормативы ее достижения. При составлении планов проектов отправными точками являются: ТЭО, научно-исследовательский и конструкторский потенциал, техническое задание (ТЗ) и договор на проведение НИОКР.

ТЗ необходимы в обязательном порядке при выполнении проектов по заказу государственных органов, министерств и ведомств, учреждений Российской Академии наук, внебюджетных фондов и других крупных инвесторов.

Различают разновидности ТЗ: на выполнение научно-исследовательских работ (НИР), на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) и технологических работ.

ТЗ на выполнение НИР содержит следующие сведения:

• наименование темы НИР;

• исполнитель;

• заказчик;

• основание для разработки;

• статус работы;

• источник финансирования;

• исходные данные;

• состояние проблемы;

• цель работы;

• отличия, новизна, преимущества;

• содержание работы;

• конечный результат работы;

• область применения;

• внедрение результатов работы;

• права сторон;

• требования к представляемой продукции;

• условия приемки работ;

• стоимость работ;

• сроки выполнения работ;

• предмет нормирования;

• перечень основных исполнителей;

• требования к составу исполнителей;

• перечень рецензентов;

• особые условия.

4. Бизнес-план инновационного проекта

В бизнес-плане обосновываются все будущие аспекты деятельности нового, анализируются возможные проблемы, которые могут возникнуть.

Актуальность бизнес-плана зависит от особенностей инновационных проектов.

Бизнес-планирование инновационных проектов предусматривает решение следующих задач:

• диверсификация, перепрофилирование и реорганизация действующего производства;

• . подготовка заявок действующих и вновь создаваемых предприятий с целью получения кредитов на создание новых, реконструкцию и расширение производств;

• обоснование строительства новых предприятий;

• обоснование предложений по приватизации государственных и муниципальных предприятий;

• создание новых предприятий, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;

• выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций;

• разработка предложений по государственной поддержке предприятий;

• использование в качестве внутреннего документа, представляющего оценку деятельности фирмы, выявление ее сильных и слабых сторон, формирование целей ее деятельности, обоснование способов и тактики функционирования проекта, прогнозирование будущих финансовых результатов и других целей.

Бизнес-план составляется не менее чем на 3 года. Для первого года деятельности основные показатели рекомендуется составлять с разбивкой по месяцам, для второго года — по кварталам, остальные расчетные показатели приводятся за каждый последующий год. Число лет, на которые составляется бизнес-план, может быть равным продолжительности действия проекта либо ограничено выходом на годы устойчивой стабильной работы предприятия, реализовавшего данный инновационный проект. Стоимостные показатели учитывают действие фактора времени, т.е. приводятся к сопоставимому виду на начало или конец планируемого периода.

В России бизнес-планирование появилось сравнительно недавно, однако в настоящее время применяются типовые формы, из которых видно, что все структуры имеют общую основу.

Бизнес-план обычно включает следующие разделы, интерпретируемые в зависимости от специфики инновационного проекта, отрасли, целевой направленности управленческого решения:

1) сущность инновационного проекта (возможности предприятия, резюме);

2) предприятие;

3) продукция;

4) рынки сбыта продукции;

5) конкуренция (сведения о конкурирующих проектах);

6) маркетинг (стратегия маркетинга);

7) производственный процесс;

8) организационный план;

9) оценка рисков и страхование;

10) финансовый план;

11) стратегия финансирования.

Бизнес-план инновационного проекта имеет следующее содержание:

1. Сущность инновационного проекта (возможности предприятия, резюме).

Этот раздел в простой и лаконичной форме представляет наиболее важную информацию, содержащуюся в бизнес-плане. Он готовится после того, как проведена работа над всеми остальными разделами. Основная цель — дать обзор деловых предложений, способных привлечь внимание к документу.

Содержание данного раздела отражает следующие моменты:

• основные цели проекта (увеличение объемов продаж и расширение рынков сбыта продукции, модернизацию производственных процессов и т.д.);

• предмет деятельности будущей фирмы;

• состав конкретных мероприятий;

• средства, необходимые для реализации проекта, где их предполагается получить;

• ожидаемые расчетные показатели работы фирмы в результате применения проекта;

• срок возврата заемных средств, в какой форме и каким способом;

• специфические условия осуществления проекта;

• данные о создании и регистрации фирмы, созданной на основе инновационного проекта.

Предприятие.

В разделе наряду с основными сведениями о предприятии показываются состояние и перспективы развития отрасли и факторы, влияющие на деятельность фирмы, а также основные показатели ее текущей деятельности.

К основным сведениям о новом предприятии, включаемым в бизнес-план, относятся:

• наименование, время и место регистрации, юридический и почтовый адрес, банковские реквизиты;

• организационно-правовая форма;

• наиболее важные последние события, способные повлиять на результаты деятельности предприятия;

• размер уставного капитала, а также для акционерных обществ виды, количество и номинальная стоимость выпускаемых акций;

• сведения о вкладчиках, имеющих контрольный пакет акций;

• принадлежность предприятия к другим ассоциациям или ФПГ;

• юридические лица, владеющие более чем 5% собственности (уставного капитала);

• наличие филиалов, представительств, дочерних фирм;

• основные виды деятельности, в том числе отношение предприятия к НИОКР.

Отдельным подразделом излагается специфика отрасли, к которой принадлежит новое предприятие, ее состояние и перспективы развития, технологическая изменчивость, цикличность, скорость роста, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, международные и государственные воздействия и т.д.

Третья часть этого раздела предполагает анализ факторов, способных негативно или позитивно влиять на деятельность нового предприятия. К таковым можно отнести:

• экономические (цикл деловой деятельности, инфляция, уровень безработицы, покупательная способность населения, величина процентной ставки за кредит и др.);

• политические (нестабильность в регионах, нестабильность в законодательстве и т.д.);

• демографические (снижение рождаемости, миграция, старение населения и т.д.);

• природные;

• научно-технические (состояние науки, рост или снижение инвестиций в НИОКР);

• культурные и мировоззренческие (изменение жизненных ценностей, стремление к «легкой жизни» и др.).

Раздел заканчивается составлением таблицы основных показателей деятельности предприятия (см. табл. 7.3), в которой за базовый год принимается последний год эксплуатации действующего предприятия, а последующие годы — показатели, которые будут достигнуты при реализации инвестиционного проекта.

Состав показателей зависит от специфики и вида производства продукции. Все необходимые исходные данные, промежуточные показатели и расчеты определяются в приложении к бизнес-плану. Они служат для обоснования правильности полученных результатов.

3. Продукция.

При описании инновационной продукции, товара (работы, услуги), как правило, делается акцент не на ее неповторимость или достоинства, которые видятся составителю бизнес-плана, хотя это и важно, а на заложенные в товаре преимущества, отвечающие запросам рынка, т.е. с точки зрения потребителя, поэтому здесь необходимо отразить следующие аспекты:

• потребности, удовлетворяемые продукцией;

• показатели качества; t

• экономические показатели;

• внешнее оформление;

• сравнение с другими аналогичными товарами;

• патентные права;

• показатели экспорта;

• основные направления совершенствования продукции.

Описание нового товара начинается с соответствия требованиям «рыночной новизны», возможны следующие варианты:

• открываются возможности удовлетворения совершенно новой потребности (пионерный товар);

• удовлетворение обычной потребности;

• удовлетворяется более широким кругом потребителей известная потребность.

Здесь важно показать, какими уникальными свойствами обладает продукция, доказать, что она способна вызвать интерес потребителей. Сравнение свойств продукции с аналогичными имеющимися видами можно разместить в разделе «Стратегия маркетинга».

Наши рекомендации