Подготовка инновационных проектов
Подготовка инновационных проектов включает:
1. Определение проблемы и цели инновационного проекта
2. Разработка плана, этапов и сроков работы по проекту
3. Бизнес-план инновационного проекта
Анализ степени изученности проблемы необходим прежде всего для того, чтобы избежать повторения уже выполненных ранее исследований. Предварительное ознакомление с литературой по исследуемой проблеме позволит рассмотреть проблему в ее развитии, глубже узнать ее, уточнить тему и актуальность предстоящего исследования.
Разработка плана, этапов и сроков работы по проекту
Планированием называется непрерывный процесс определения наилучшего способа действий для достижения поставленных целей. Логически оно связано с остальными основополагающими функциями менеджмента: организацией, мотивацией, регулированием, контролем, координацией, учетом и анализом.
Главное в планировании работ по инновационному проекту — непрерывное поддержание стратегии проекта с учетом происходящих изменений на пути к достижению целей. В проекте планируется предметная область (результаты проекта, их характеристики и комплекс работ), стоимость, время выполнения всего проекта и его отдельных этапов, качество, затраты, риски, объем поставок.
Наряду с общими принципами планирования в рассматриваемой области используются и принципы научной обоснованности работы, согласованности, доминирования стратегических аспектов, гибкости и эластичности.
Принцип гибкости характеризует способность планов реагировать на проявления неучтенных факторов, отражать риски, свойственные рыночной экономике.
Принцип эластичности проявляется в способности сохранять необходимые резервы даже при оптимальных решениях и предусматривать плановые варианты1. Планирование деятельности предприятий опирается на достигнутый уровень показателей в предыдущий отчетный период, производственную мощность и нормативы ее достижения. При составлении планов проектов отправными точками являются: ТЭО, научно-исследовательский и конструкторский потенциал, техническое задание (ТЗ) и договор на проведение НИОКР.
ТЗ необходимы в обязательном порядке при выполнении проектов по заказу государственных органов, министерств и ведомств, учреждений Российской Академии наук, внебюджетных фондов и других крупных инвесторов.
Различают разновидности ТЗ: на выполнение научно-исследовательских работ (НИР), на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) и технологических работ.
ТЗ на выполнение НИР содержит следующие сведения:
• наименование темы НИР;
• исполнитель;
• заказчик;
• основание для разработки;
• статус работы;
• источник финансирования;
• исходные данные;
• состояние проблемы;
• цель работы;
• отличия, новизна, преимущества;
• содержание работы;
• конечный результат работы;
• область применения;
• внедрение результатов работы;
• права сторон;
• требования к представляемой продукции;
• условия приемки работ;
• стоимость работ;
• сроки выполнения работ;
• предмет нормирования;
• перечень основных исполнителей;
• требования к составу исполнителей;
• перечень рецензентов;
• особые условия.
4. Бизнес-план инновационного проекта
В бизнес-плане обосновываются все будущие аспекты деятельности нового, анализируются возможные проблемы, которые могут возникнуть.
Актуальность бизнес-плана зависит от особенностей инновационных проектов.
Бизнес-планирование инновационных проектов предусматривает решение следующих задач:
• диверсификация, перепрофилирование и реорганизация действующего производства;
• . подготовка заявок действующих и вновь создаваемых предприятий с целью получения кредитов на создание новых, реконструкцию и расширение производств;
• обоснование строительства новых предприятий;
• обоснование предложений по приватизации государственных и муниципальных предприятий;
• создание новых предприятий, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
• выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций;
• разработка предложений по государственной поддержке предприятий;
• использование в качестве внутреннего документа, представляющего оценку деятельности фирмы, выявление ее сильных и слабых сторон, формирование целей ее деятельности, обоснование способов и тактики функционирования проекта, прогнозирование будущих финансовых результатов и других целей.
Бизнес-план составляется не менее чем на 3 года. Для первого года деятельности основные показатели рекомендуется составлять с разбивкой по месяцам, для второго года — по кварталам, остальные расчетные показатели приводятся за каждый последующий год. Число лет, на которые составляется бизнес-план, может быть равным продолжительности действия проекта либо ограничено выходом на годы устойчивой стабильной работы предприятия, реализовавшего данный инновационный проект. Стоимостные показатели учитывают действие фактора времени, т.е. приводятся к сопоставимому виду на начало или конец планируемого периода.
В России бизнес-планирование появилось сравнительно недавно, однако в настоящее время применяются типовые формы, из которых видно, что все структуры имеют общую основу.
Бизнес-план обычно включает следующие разделы, интерпретируемые в зависимости от специфики инновационного проекта, отрасли, целевой направленности управленческого решения:
1) сущность инновационного проекта (возможности предприятия, резюме);
2) предприятие;
3) продукция;
4) рынки сбыта продукции;
5) конкуренция (сведения о конкурирующих проектах);
6) маркетинг (стратегия маркетинга);
7) производственный процесс;
8) организационный план;
9) оценка рисков и страхование;
10) финансовый план;
11) стратегия финансирования.
Бизнес-план инновационного проекта имеет следующее содержание:
1. Сущность инновационного проекта (возможности предприятия, резюме).
Этот раздел в простой и лаконичной форме представляет наиболее важную информацию, содержащуюся в бизнес-плане. Он готовится после того, как проведена работа над всеми остальными разделами. Основная цель — дать обзор деловых предложений, способных привлечь внимание к документу.
Содержание данного раздела отражает следующие моменты:
• основные цели проекта (увеличение объемов продаж и расширение рынков сбыта продукции, модернизацию производственных процессов и т.д.);
• предмет деятельности будущей фирмы;
• состав конкретных мероприятий;
• средства, необходимые для реализации проекта, где их предполагается получить;
• ожидаемые расчетные показатели работы фирмы в результате применения проекта;
• срок возврата заемных средств, в какой форме и каким способом;
• специфические условия осуществления проекта;
• данные о создании и регистрации фирмы, созданной на основе инновационного проекта.
Предприятие.
В разделе наряду с основными сведениями о предприятии показываются состояние и перспективы развития отрасли и факторы, влияющие на деятельность фирмы, а также основные показатели ее текущей деятельности.
К основным сведениям о новом предприятии, включаемым в бизнес-план, относятся:
• наименование, время и место регистрации, юридический и почтовый адрес, банковские реквизиты;
• организационно-правовая форма;
• наиболее важные последние события, способные повлиять на результаты деятельности предприятия;
• размер уставного капитала, а также для акционерных обществ виды, количество и номинальная стоимость выпускаемых акций;
• сведения о вкладчиках, имеющих контрольный пакет акций;
• принадлежность предприятия к другим ассоциациям или ФПГ;
• юридические лица, владеющие более чем 5% собственности (уставного капитала);
• наличие филиалов, представительств, дочерних фирм;
• основные виды деятельности, в том числе отношение предприятия к НИОКР.
Отдельным подразделом излагается специфика отрасли, к которой принадлежит новое предприятие, ее состояние и перспективы развития, технологическая изменчивость, цикличность, скорость роста, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, международные и государственные воздействия и т.д.
Третья часть этого раздела предполагает анализ факторов, способных негативно или позитивно влиять на деятельность нового предприятия. К таковым можно отнести:
• экономические (цикл деловой деятельности, инфляция, уровень безработицы, покупательная способность населения, величина процентной ставки за кредит и др.);
• политические (нестабильность в регионах, нестабильность в законодательстве и т.д.);
• демографические (снижение рождаемости, миграция, старение населения и т.д.);
• природные;
• научно-технические (состояние науки, рост или снижение инвестиций в НИОКР);
• культурные и мировоззренческие (изменение жизненных ценностей, стремление к «легкой жизни» и др.).
Раздел заканчивается составлением таблицы основных показателей деятельности предприятия (см. табл. 7.3), в которой за базовый год принимается последний год эксплуатации действующего предприятия, а последующие годы — показатели, которые будут достигнуты при реализации инвестиционного проекта.
Состав показателей зависит от специфики и вида производства продукции. Все необходимые исходные данные, промежуточные показатели и расчеты определяются в приложении к бизнес-плану. Они служат для обоснования правильности полученных результатов.
3. Продукция.
При описании инновационной продукции, товара (работы, услуги), как правило, делается акцент не на ее неповторимость или достоинства, которые видятся составителю бизнес-плана, хотя это и важно, а на заложенные в товаре преимущества, отвечающие запросам рынка, т.е. с точки зрения потребителя, поэтому здесь необходимо отразить следующие аспекты:
• потребности, удовлетворяемые продукцией;
• показатели качества; t
• экономические показатели;
• внешнее оформление;
• сравнение с другими аналогичными товарами;
• патентные права;
• показатели экспорта;
• основные направления совершенствования продукции.
Описание нового товара начинается с соответствия требованиям «рыночной новизны», возможны следующие варианты:
• открываются возможности удовлетворения совершенно новой потребности (пионерный товар);
• удовлетворение обычной потребности;
• удовлетворяется более широким кругом потребителей известная потребность.
Здесь важно показать, какими уникальными свойствами обладает продукция, доказать, что она способна вызвать интерес потребителей. Сравнение свойств продукции с аналогичными имеющимися видами можно разместить в разделе «Стратегия маркетинга».