Контроль остаточных знаний студентов

Одной из объективных форм контроля знаний студентов является проверка их остаточных знаний студентов. Остаточные знания — это та часть изученного материала, которая достаточно долго остается в памяти. Обеспечение высокого уровня остаточных знаний следует рассматривать как главную цель учебного процесса, а сам этот уровень — как показатель конечных результатов совместной работы преподавателя и студента. Остаточные (как и вообще любые) знания имеют в своей основе три компонента: запоминание материала, его понимание и умение применять в практической, научной или творческой деятельности. В процессе обучения выделяют четыре вида сведений:

1) подлежащие запоминанию и усвоению надолго (остаточные знания)— это активный запас знаний в последующей профессиональной деятельности и в жизни вообще;

2) неизбежно забываемые, но оставляющие следы в запасниках сознания и легко восстанавливаемые в случае необходимости — это пассивный запас знаний, являющийся в определенной степени резервом активного запаса;

3) запоминаемые на короткое время и необходимые для обеспечения усвоения других материалов курса (вспомогательные знания);

4) знания, выполняющие те же функции, что и предыдущие, но по отношению к материалам других дисциплин.

Подготовка к проверке остаточных знаний заключается в установлении сроков ее проведения, в выборе дисциплин и форм проверки и в составлении вопросов для студентов. Проверка проводится один раз в семестр. Установление конкретных сроков осуществляется централизованно.

Под объектами проверки в данном случае понимается состав основных понятий изучаемых дисциплиной «Налоги и налогообложение», по которым должна проводиться проверка знаний студентов различных специальностей.

Наиболее удобная форма проверки — проведение письменной контрольной работы, письменные (интерактивные) ответы на вопросы теста, соответствующего специфике дисциплины.

Вопросы для контрольной работы (тестовой проверки) составляются заблаговременно ведущим преподавателем по дисциплине, а затем утверждаются на заседании кафедры. Вопросы для проверки остаточных знаний существенно могут отличаться от вопросов к билетам для экзаменов. Во-первых, в отличие от экзаменов проверка остаточных знаний предусматривает выявление данных в укрупненном виде, без деталей и точных количественных характеристик. Во-вторых, для того чтобы создать условия для более полного проявления студентами своих знаний, их основные усилия направляются на раскрытие понимания соответствующих вопросов.

Важнейшим условием обеспечения подлинной проверки остаточных знаний является выполнение студентами контрольной работы (тестовых заданий) самостоятельно, без использования конспектов лекций или учебной литературы. Исходя из этого, время проведения проверки не обнародуется.

Накануне дня проверки заведующий кафедрой уведомляет преподавателей, ведущих в этот день занятия на соответствующих потоках по своим дисциплинам. Им поручается проведение проверки с использованием находящихся в их распоряжении вопросов. На больших студенческих потоках в проверке участвуют еще один или два преподавателя, что позволяет реально контролировать ситуацию и не допускать списывания.

После проведения проверки все ее материалы передаются на кафедру. Материалы оцениваются ведущим преподавателем дисциплины. Затем данные об оценках по установленной форме передаются в деканат, а сами материалы остаются на кафедре и хранятся в течение трех лет.

Результаты проверки могут быть использованы для поощрения студентов, показавших высокий уровень остаточных знаний, и для принятия мер к студентам с недопустимо низким их уровнем.

Порядок проведения контроля качества подготовки обучающихся, содержание контролирующих материалов включает кроме перечня вопросов для самостоятельной подготовки студентов к зачёту и (или) экзамену по дисциплине «Финансы» тесты для выбора правильных ответов.

1. Финансам не присущи следующие признаки:

а) они включают отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств с целью осуществления государством его функций;

б) это отношения, которые обслуживают преимущественно сферу распределения;

в) это отношения, при осуществлении которых, один из участников занимает подчиненное положение по отношению к другому (государству), устанавливающему правила реализации данных отношений;

г) это всегда эквивалентные отношения;

2. Финансы- это такие денежные отношения, которые:

а) связаны с движением только временно свободных денежных средств в процессе формирования и использования денежных фондов;

б) возникают между государством и хозяйствующими субъектами по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и получением субсидий и дотаций ;

в) возникают между работодателем и наемным рабочим при найме на работу;

г) связаны с перераспределением средств между отраслями и регионами с целью их наиболее прибыльного использования;

3. Содержание регулирующей (стимулирующей) функции финансов состоит в том, что:

а) государство, используя свои финансовые возможности, способствует развитию наиболее перспективных и прибыльных с рыночной точки зрения отраслей хозяйства;

б) государство, используя различные финансовые инструменты (налоги, цены, бюджет), воздействует на развитие экономики в оптимальном с социально-экономической точки зрения направлении;

в) государство использует имеющиеся у него финансовые ресурсы для приоритетного развития государственного сектора экономики;

г) государство обеспечивает перераспределение ресурсов в пользу господствующих социальных групп и отдельных отраслей хозяйства;

4. Вторичные доходы- это:

а) доходы, полученные в отраслях, не создающих нового продукта;

б) доходы, полученные сферой материального производства, за вычетом всех налогов и других обязательных платежей;

в) средства, аккумулируемые в государственном бюджете;

5. В каком звене финансовой системы применяются такие формы и методы образования и расходования денежных фондов, которые предполагают возвратное движение финансовых ресурсов при наступлении определенных условий:

а) страховые фонды;

б) государственный бюджет; в) государственный кредит;

г) финансы предприятий;

6. Базовым звеном, на основе которого строится работа всех других звеньев финансовой системы, и уровень развития, которого определяет параметры других звеньев финансовой системы, выступает:

а) государственный бюджет;

б) государственный кредит;

в) финансы предприятий;

г) внебюджетные фонды;

7. Кейнсианский вариант финансовой политики:

а) отвергает бюджетный дефицит, как явление, негативно влияющее на развитие хозяйства;

б) приветствует любые формы бюджетного дефицита;

в) положительно оценивает только активную форму бюджетного дефицита, при которой государство активно вмешивается в перераспределительные процессы с целью регулирования экономического развития;

г) предполагает необходимость сокращения государственных расходов и налоговых доходов;

8. Финансовые ресурсы страны можно представить:

а) в виде совокупности всех денежных ресурсов государства;

б) в виде совокупности средств, аккумулированных в целевых централизованных и децентрализованных денежных фондах;

в) в виде совокупности всех средств, перераспределяемых через бюджетную систему;

г) в виде средств, используемых для финансирования расходов бюджетной системы и внебюджетных фондов.

9. К налоговым доходам государственного бюджета относят:

а) обязательные платежи в целевые фонды, консолидированные в бюджете;

б) эмиссионный доход;

в) экспортные таможенные пошлины;

10. Косвенные налоги- это такие налоги, которые:

а) уплачиваются физическими лицами после получения предусмотренных доходов;

б) фактическими плательщиками таких налогов являются не производители, а покупатели;

в) устанавливаются на движимое или недвижимое имущество плательщика.

11. Платежи государства в погашение основной суммы и процентов по государственному внешнему долгу относятся:

а) к текущим расходам бюджета;

б) к расходам на поддержку народного хозяйства;

в) частично- в сумме, идущей на погашение основного долга- к капитальным расходам бюджета, а в сумме, поступающей на погашение процентов- к текущим расходам;

12. В соответствии с классификацией расходов бюджета по функциональному назначению:

а) все расходы делятся по группам расходов, предметным статьям и элементам расходов, например, капитальные расходы, делятся на вложения в основные фонды, вложения в государственные запасы, приобретение земли и нематериальных активов и капитальные трансферты;

б) все расходы делятся по отраслям деятельности государства или его функциям, например, государственное управление, судебная власть, международная деятельность, поддержка отраслей экономики, предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий, национальная оборона и т.д.

в) расходы делятся на текущие и капитальные;

г) все расходы распределяются между различными отраслевыми министерствами и ведомствами в соответствии с их функциями;

13. Структура бюджетной системы определяется:

а) структурой органов государственного управления;

б) основными направлениями государственной финансовой политики в конкретный момент времени;

в) Законом «О Федеральном бюджете» на очередной финансовый год;

г) государственным (общественным) строем в стране;

14. Бюджетное устройство государства характеризуется следующим:

а) оно определяется структурой бюджетной системы;

б) оно состоит из двух звеньев в унитарном государстве и трех- в федеративном;

в) оно определяет структуру и количество звеньев бюджетной системы;

г) оно определяет структуру бюджетной системы и количество этапов бюджетного процесса;

15. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает:

а) Федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;

б) Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации;

в) Федеральный бюджет и целевые внебюджетные фонды;

16. Если для расчета основных показателей бюджета применяется метод непосредственной оценки, то:

а) при помощи возможностей долгосрочного планирования и прогнозирования, составляется перспективный финансовый план на ближайшие несколько лет, цифры которого затем переносятся в бюджет на соответствующий финансовый год;

б) показатели бюджета за прошедший финансовый год непосредственно переносятся в бюджет на будущий год.

в) анализируется динамика изменения основных бюджетных показателей за последние несколько лет и определяется тенденция их движения, после чего показатели на очередной финансовый год корректируются с учетом выявленных изменений;

г) В процессе составления бюджета, исходя из основных тенденций экономического развития, оценивается предполагаемый размер поступлений в бюджет бюджетных расходов;

17. В порядке бюджетного регулирования, для финансирования целевых расходов, бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозмездной основе, предоставляются:

а) субвенции;

б) дотации;

в) трансферты;

г) регулирующие поступления;

18. К собственным доходам территориальных бюджетов, как правило, не относят:

а) налоги на имущество;

б) земельный налог;

в) подоходный налог с физических лиц;

19. К расходам региональных бюджетов можно отнести:

а) расходы, связанные с функционированием судебной власти в РФ;

б) расходы по регулированию финансового потенциала субъектов РФ;

в) расходы, связанные с проведением выборов и референдумов и с деятельностью средств массовой информации;

г) расходы на обустройство государственной границы;

20. Если в процессе исполнения бюджета бюджетный дефицит превышает предельно допустимую величину или же резко сокращаются реальные поступления в бюджет, то:

а) применяется секвестр расходов бюджета текущих расходов;

б) вводится режим сокращения расходов бюджета (секвестр), который применяется ко всем статьям расходов;

в) для покрытия дефицита привлекаются средства внебюджетных фондов;

г) вводится режим сокращения расходов бюджета (секвестр), который применяется ко всем статьям расходов, за исключением защищенных;

21. Определение основных характеристик федерального бюджета и распределение расходов бюджета в соответствии с функциональной классификацией проводит:

а) Министерство финансов РФ;

б) Правительство РФ;

в) Государственная дума;

г) Отраслевые федеральные министерства и ведомства вместе с Министерством финансов;

22. Казначейское исполнение бюджета означает, что:

а) оно регистрирует все операции, связанные с поступлением средств в бюджет и санкционированием и финансированием расходов государственного бюджета, а также регулирует объемы и сроки принятия бюджетных обязательств и производит платежи от имени получателе бюджетных средств;

б) Оно составляет сводную роспись бюджетных расходов;

в) оно ведет единый счет, на котором отражаются все поступления средств в бюджет и их расходование;

г) оно осуществляет исполнение бюджета по доходам и расходам;

23. При рассмотрении законопроекта о федеральном бюджете в каком чтении расходы распределяются по главным распорядителям средств и распределяются средства федерального фонда финансовой поддержки регионов:

а) в первом;

б) во втором;

в) В третьем;

г) в четвертом;

24. К отличительным чертам государственного кредита как экономической категории нельзя отнести следующее:

а) он носит двойственный характер, так как находится на стыке двух экономических категорий- финансов и кредита;

б) он носит возвратный характер;

в) как правило, он носит принудительный характер;

г) кредит не относится к чистым доходам государства;

25. Формы существования государственного кредита в РФ исчерпываются следующими:

а) государственный внутренний и внешний займы и предоставление государством средств различным экономическим субъектам на основе возвратности, платности и срочности;

б) облигационные займы от имени Правительства РФ и региональных правительств, кредиты, полученные Правительством РФ и региональными правительствами, долговые обязательства, гарантированные правительствами всех уровней, кредиты, предоставленные государством юридическим физическим лицам внутри страны, внешние займы и кредиты;

в) федеральные и региональные займы;

г) эмиссия и размещение ценных бумаг, и получение иностранных кредитов;

26. К государственным внебюджетным фондам РФ относятся:

а) фонды обязательного медицинского страхования;

б) экологические фонды;

в) дорожные фонды;

27. Для погашения ранее выпущенных государственных займов могут использоваться следующие источники средств:

а) обеспечение высоких темпов экономического роста;

б) государственный бюджет;

в) имущество граждан;

г) рефинансирование долга или выпуск новых займов.

28. Для получения дополнительных заемных средств, правительство города в составе субъекта федерации выпустило облигации сроком на 6 лет. Облигации предназначены для реализации юридическим и физическим лицам- резидентам страны, в которой находится город, и реализуются с дисконтом. Заем обеспечен налогами на недвижимость. Такой заем является:

а) среднесрочным, внутренним, нерыночным, закладным;

б) долгосрочным, внутренним, с нулевым купоном, закладным;

в) долгосрочным, внутренним, беззакладным, процентным;

г) среднесрочным, внешним, рыночным, закладным;

29. В случае, если РФ выступает в качестве гаранта по корпоративным кредитам:

а) сумма такой гарантии не включается в состав государственного долга РФ;

б) это означает, что государство пытается привлечь в страну дополнительные капиталы;

в) государство гарантирует заемщику эффективное и прибыльное размещение полученных средств;

г) это означает, что государство пытается увеличить норму ссудного процента внутри страны с целью обеспечения привлекательных условий для размещения собственных займов;

30. К основным методам формирования ресурсов внебюджетных фондов не относятся:

а) отчисления из государственного бюджета;

б) за счет доходов, полученных от вложения ресурсов фондов в ценные бумаги;

в) за счет добровольных благотворительных перечислений;

г) за счет выпуска собственных акций;

31. Если государство не имеет необходимых средств, для погашения краткосрочных займов, оно может трансформировать их в долгосрочные. Такой метод рефинансирования получил название:

а) унификации займов;

б) конверсия займа;

в) консолидация займа;

г) трансформация займов;

32. Государственный долг- это:

а) общая сумма всех выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств без учета процентов по этим обязательствам;

б) все долги государственных органов перед резидентами;

в) общая сумма всех долгов всех уровней государственной власти в РФ;

г) общая сумма всех выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств, включая проценты по этим обязательствам;

33. Система управления финансами включает в себя следующие основные звенья:

а. Государственный бюджет;

б. Финансовое право;

в. финансовое планирование;

г. Финансовое прогнозирование;

д. Государственный долг и управление им;

е. Все перечисленное верно.

34. Законодательно (нормативно) оформленные в виде различных внешних форм объективно существующие финансовые отношения- это:

а. Финансовые планы;

б. Формы финансовых отношений;

в. Финансовые нормы.

35. В РФ можно выделить следующие основные группы органов управления финансами:

а. Органы общего и местного управления;

б. Органы общего, оперативного и отраслевого управления;

в. Органы федерального уровня и регионального уровня;

г. органы общего и оперативного управления.

36. Формирование и утверждение финансового законодательства входит в функции:

а. Федерального Собрания;

б. Министерства финансов;

в. финансовых отделов министерств и Федеральных служб;

г. Президента РФ.

37. В функции Министерства финансов РФ не входит:

а. Разработка налоговой, ценовой, страховой и других типов финансовой политики государства;

б. Составление проекта федерального бюджета;

в. Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета в законодательном порядке;

г. Управление государственным внутренним долгом;

д. Организация исполнения федерального бюджета;

е. Сотрудничество с международными финансовыми организациями.

38. В исполнении бюджета по доходам не принимают участие такие органы, как:

а. Министерство финансов РФ;

б. Федеральная налоговая служба;

в. Федеральное Казначейство;

г. Министерство экономического развития и торговли РФ.

39. Оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами государства и хозяйствующих субъектов достигается в процессе проведения:

а. Финансового планирования;

б. Финансового прогнозирования;

в. Финансового контроля;

г. Финансового программирования.

40. Поддержание рационального соотношения между объемами средств, которые получает предприятие в результате осуществления своей деятельности и которые остаются у него после уплаты налогов- это:

а. Финансовая сбалансированность;

б. Финансовое планирование;

в. финансовая оптимальность;

г. финансовая пропорциональность.

41. К основным инструментам финансовой политики государства не относят:

а. Налогообложение;

б. Льготное кредитование промышленности;

в. Ставку рефинансирования;

г. Бюджетное финансирование.

42. Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является:

а. Проверка;

б. Аудит;

в. Ревизия;

г. Надзор;

д. Обследование.

Наши рекомендации